Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2008
Владимир ДОЛГОВ  30 апреля 2008

Тайны Google

Что такое Google? Поисковик? Не только. Агрегатор контента? Скорее преобразователь. В. ДОЛГОВ, генеральный директор Google в России, приоткрывает завесу над бизнесом самой загадочной, наверное, мировой компании.

В. ДОЛГОВПочему люди начали искать?

С каким контентом имеет дело Google? Практически с любым – с текстом, видео, картинками, картографической информацией. И объединяет этот контент, как ни парадоксально, возможность что-то искать в нем и необходимость что-то в нем найти.

Собственно, почему люди начали искать? Потому что информации стало много. До появления Интернета самым большим информационным массивом, известным человечеству, были энциклопедии. Большая Советская энциклопедия – это 96 тыс. статей, 40 тыс. иллюстраций, 31 том хорошо стандартизованного текста, 650 страниц в томе.

Энциклопедия – это тот же Интернет, только в печатном виде. Прекрасные иллюстрации и естественная система организации контента – алфавитная. В Интернете такой нет. Там один и тот же текст может находиться, если переводить на язык энциклопедии, в разных томах, да еще и от разных издательств.

Ранжирование информации (не только текстовой, но и видео-, графической, картографической) в Интернете невозможно. А количество информации растет непомерно. Интернет сейчас, наверное, уже больше, чем офлайновый печатный мир. При этом удельная стоимость хранения единицы информации постоянно снижается: за 15 лет она уменьшилась в 3,5 млн раз! Сегодня винчестер на 1,5 Тбайт стоит $200, а 15 лет назад столько же стоили 40 Мбайт.

И что первично? Начали производить больше контента – и это вызвало снижение стоимости хранения? Или стоимость хранения упала настолько, что появилась возможность создавать больше контента? Остается только констатировать: объем производимой информации вырос, а стоимость ее хранения снизилась.

На своих серверах мы, можно сказать, храним содержание всего Интернета на ту или иную минуту. Но корректно ли называть Google агрегатором?.. (Хотя мы агрегируем новости из разных источников в Google News.) Скорее Google преобразует контент, в том числе книги, в цифровой формат. В результате у библиотек появляется дивная возможность выдать на руки читателю не оригинал Шекспира XVIII века, а его точную электронную копию.

Или, например, карты. Кто-то спросит: с чего вдруг Google занялся картами – совсем уж не ваша это сфера! Отнюдь. Карты – это тот же контент, и в нем тоже надо что-то искать. И этот контент нам не принадлежит – картографическую информацию мы приобретаем у поставщиков, в России это «Геоцентр Консалтинг».

Все услуги Google предоставляет потребителям бесплатно. Статья дохода одна – реклама. Для этого существуют сервисы Google AdWords и Google AdSense (о том, как Google зарабатывает на контекстной и поисковой рекламе, см. в следующем номере «ИКС». – Прим. ред.).

Погуглим?

Для большинства пользователей Google – прежде всего поисковик. Поиск – это тот стержень, на котором строится бизнес компании. Даже слово такое появилось: погуглить.

Но у нас есть еще специализированный поиск. Например, программа Google Scholar предоставляет доступ к закрытым (т.е., как правило, платным) научным базам данных: по генетике, химическим соединениям и т.д. Есть серверы, на которых хранятся научные публикации по физике, математике, химии, биологии... Мы предлагаем правообладателям проиндексировать свои источники, чтобы человек мог написать запрос и узнать, где можно найти такую информацию. Причем мы ее не кэшируем на себе, а сразу отправляем пользователя на сайт-источник. Как он договаривается с правообладателем (показать всю статью, фрагмент, за деньги или бесплатно), нас не касается. Наша миссия – донести до пользователя, что такая информация есть.

В стадии бета-тестирования Google Book Search – сервис, позволяющий искать по отсканированным книгам, которые предоставили нам издательства или библиотеки. Поиск информации в онлайне дополнен возможностью поиска в офлайне. Я набираю слово или фразу из книги («чуден Днепр при тихой погоде»), и мне приходит ответ: на такой-то странице такая-то строчка, выводится эта страница с подсвеченными найденными словами. Здесь же я вижу, что данное издание либо хранится в таких-то библиотеках, потому что это старая книга, либо продается в таких-то интернет-магазинах. Это тоже модель бесприбыльная, потому что за переходы на интернет-магазины мы с них денег не берем. Повторю: мы зарабатываем на рекламе.

Трудно перечислить все, что у нас есть: Google Talk; Picasa – программа для поиска, упорядочения и обработки фотографий; картографический сервис Google Maps; Google Earth, объединяющий возможности поиска со спутниковыми фотографиями, ландшафтами и трехмерными изображениями зданий... Пакет приложений Google Apps, в который входит почта, календарь-планировщик, текстовый редактор, электронные таблицы и пакет для создания презентаций – и все это на сервере… Для работы с документами человеку нужен только Интернет и браузер. Документ могут редактировать хоть сто человек одновременно: Google Apps запомнит, кто что сделал и когда.

В то же время в Россию мы стараемся принести только то, что может быть здесь востребовано. Вот Google Finance – сервис для частных инвесторов, позволяющий им отслеживать стоимость своего инвестиционного портфеля, курсы акций, облигаций, ценных бумаг. Россия пока для него не готова. Не скоро будет у нас популярен и Google CheckOut – средство секьюритизации платежей при помощи кредитных карт. Да, кредитных карт в стране много, но 99% их используются для одной операции в месяц – снятия наличных.

Как рождается идея того или иного продукта – это, наверное, самая большая тайна Google. Я знаю красивую историю одного проекта. Ларри Пейджа (сооснователь Google. – Прим. ред.), когда он был студентом, очень напрягало, что нужное определение или формулу приходится долго искать в разных источниках. Так появился Google Book Search. И первой библиотекой, с которой начала сотрудничать наша компания в этом проекте, стала библиотека Мичиганского университета, где Ларри и испытывал проблемы с поиском.

Вот яркий пример глобального принципа Google: мы очень не любим работать руками. Если есть возможность что-то переложить на железяку, которая умеет считать, пусть она и считает.

Кстати, если вы думаете, что механизм ранжирования найденных страниц называется Page Rank потому, что там есть слово page (страница), то ошибаетесь. Это Сергей Брин (второй основатель Google, наш бывший соотечественник. – Прим. ред.) назвал его Page Rank в честь партнера (Larry Page), придумавшего этот алгоритм.

Россия и Google созданы друг для друга

– ведь российский пользователь убежден, что в Интернете все должно быть бесплатно. Я думаю, мы в этом плане самая ожидаемая компания для России. Но, поскольку каждая компания должна зарабатывать деньги, чтобы осуществлять свои проекты, Google пришла в Россию тогда, когда проникновение Интернета достигло необходимого уровня.

Россия – очень интересная в плане перспектив роста страна. У нас большое население, т.е. много потенциальных пользователей. Если мы выйдем на такой же, как в развитых государствах, уровень интернетизации (60–70%), то интернет-пользователей здесь будет больше, чем во всей Европе! А сейчас растет все: число пользователей, время, которое они проводят в Сети, доля имеющих широкополосный доступ...

Что касается мобильной связи, то, по-моему, рядом с Россией вообще никто близко не стоит – 180 млн SIM-карт. Но при этом 90% людей, у которых есть коммуникаторы, используют их не для того, чтобы заходить в Интернет, а как сильно навороченный мобильник. В то же время на Западе в мейнстрим выходит Blackberry – он же браузер, он же почтовое решение.

У Google есть мобильный поиск и мобильная почта; запустив карты в Интернете, мы реализовали эту функцию и для мобильных телефонов. Мы понимаем, что мир становится мобильным.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!