Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2008
Элдар РАЗРОЕВ  30 апреля 2008

Магия цифры

«Система Масс-Медиа» – оператор, сервис- и контент-провайдер в одном лице. На вопрос, что первично – контент или сетевая инфраструктура, отвечает генеральный директор СММ Э. РАЗРОЕВ.

 Досье темы

   Направления деятельности «Системы Масс-Медиа»: создание контента (этим занимается дочерняя компания РВС); агрегация, включая программинг и позиционирование контента на аудиторию («Стрим Контент»); дистрибуция – собственно доставка контента потребителю («Стрим ТВ», владеющая кабельными сетями в регионах, «Комстар-Директ» в Москве). В стадии стартапа компания «Цифровое телерадиовещание» (мобильное телевидение).
Э.РАЗРОЕВ– С точки зрения денег контент для бизнеса компании имеет второстепенное значение. Но с точки зрения привлечения пользователей – это ведущий фактор: сам по себе Интернет или ТВ-сигнал человеку не нужен. Линия связи нужна ему для того, чтобы получать определенный контент, поэтому при выборе сети фактор контента для абонента главный.

– Элдар, каковы тенденции рынка контента?

– Сегодня на контентном рынке создается множество нишевых каналов. Задача производителей контента – освоить свободные ниши или занять какую-то долю уже существующих. Это развитие вширь. Но создать новую нишу все труднее.

Соответственно, развитие контента пойдет вглубь. Это не только повышение качества контента – не секрет, что многие тематические каналы с качественной точки зрения уступают своим более профессиональным собратьям. В большей мере речь идет об изменении формата вещания. Например, контент для IPTV налагает новые требования. Раньше элемент интерактивности, многовариантности вообще был не нужен. А сегодня об этом думают все.

Но как сделать, чтобы было удобно зрителю, чтобы это не разрушало его мозг и вместо отдыха он не получал бы дополнительные проблемы? Этого пока, строго говоря, не знает никто. Вот эти характеристики становятся целью для производителей контента. Кто раньше достигнет ее, тот и будет контролировать рынок.

– Цифровой контент, нецифровой контент – где проходит водораздел?

– Магия цифры сильна только в инженерных умах. Технари очень любят новые игрушки. Абоненту же без разницы, какой сигнал он получает: цифровой или нет. Его больше волнует другое: качественное изображение или некачественное, много каналов или мало.

Важнее деление не на цифру и аналог, а скажем, на бродкастинг и IPTV. Телевидение может быть цифровое, но широковещательное. А может быть IPTV. В свое время люди, которые заглядывали далеко в будущее технологий, говорили, что в «голосе» IP победит все другие технологии. Большинство считали, что нам это не грозит, это не скоро. А сегодня Япония в дальней связи использует только IP.

Та же история и с мультимедиа: медийный бизнес постепенно переходит на IP. Известная идеологема triple play перестает быть абстракцией. Есть универсальный мультимедийный сервис, объединяющий все, что укладывается в три ключевые ниши: данные, голос и изображение. А дальше уже нюансы. Изображением может быть игра, а может быть какая-нибудь ТВ-передача. Или даже интерактивное ТВ, когда вы становитесь непосредственным участником ТВ-шоу.

– Какой контент поддерживает интерактивность и персонализацию?

– Основная проблема IPTV сегодня – отсутствие такого контента. Если бы интерактивный контент был в достаточном ассортименте и хорошего качества, то IPTV уже давно бы снесло с рынка все остальные варианты.

Люди, которые занимаются этим бизнесом, естественно, представляют, как это может выглядеть. Не открою ничего нового: это ток-шоу, в которых с помощью веб-камеры может участвовать любой. Или системы голосования, позволяющие менять сюжет фильма в зависимости от пожеланий зрителей. Идей много, и их не так сложно реализовать.

Но здесь проблема курицы и яйца: с чего начинать – с контента или с создания сети? Вся предыдущая история свидетельствует, что впереди идет технология. Поэтому сначала придется создавать сети, а потом уже вынашивать контент.

– «Система Масс-Медиа» тестирует мобильное ТВ в столицах и планирует его запуск в других городах. Видео – перспективный контент?

– Психологи говорят, что до 80% информации человек получает через глаза. Поэтому воздействие на аудиторию должно быть в первую очередь визуальным. И нужно рассматривать его как некую целостную задачу, которая объединяет четыре ключевых элемента, четыре экрана.

Во-первых, это, конечно, телевидение – одно из эффективнейших средств массмедиа. Второе по значимости – Интернет. Монитор компьютера занимает все больше места в нашей жизни. Третье, как ни странно, экран сотового телефона. Здесь пока результаты не столь грандиозные, как с Интернетом, но проникновение сотовой телефонии выше, чем у Интернета. Этот канал, изначально голосовой, всё в большей степени начинают рассматривать как визуальный. И четвертый элемент – кинотеатры, одно из старейших средств визуального развлечения, роль которого, правда, снижается.

С приходом сетей третьего поколения уже и видеообщение станет нормой. Наверное, не в 100% случаев, а на первом этапе даже и не в 50%, но во многих ситуациях люди будут прибегать к видеообщению. В этой связи я вспоминаю: году в 1996-м или 1998-м один из рекламных роликов «Билайна», где бабуля собирает грибы в лесу и звонит по телефону, вызывал гомерический хохот. А что происходит сейчас?! Так и видеозвонки, видеосообщения – я уверен, что пройдет время и люди будут воспринимать это не как некий бантик или пафосную вещь, а как жизненную необходимость.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!