Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2008
Елена КРЫЛОВА  08 сентября 2008

Музыка, попавшая в сети (статья)

Продажи музыкальных записей через сети связи лет через пять обгонят офлайновые продажи. Ожесточенная конкурентная борьба непрерывно меняет контуры этого быстро растущего рынка. Как и у кого мы будем приобретать музыку в будущем?

Е. КрыловаПоследние 50–60 лет на мировом рынке развлечений лидируют кино, телевидение и музыка. И хотя самыми массовыми по-прежнему остаются первые два, к музыке неравнодушны от 25 до 50% граждан в мире.

Однако звукозаписывающая индустрия переживает нелегкие времена. Объемы продаж музыкальных записей в Европе растут весьма незначительно, а в США начиная с 1999 г. сокращаются на 1–6% ежегодно. Причина – распространение широкополосного Интернета и цифровой дистрибуции. Сегодня музыка – один из наиболее пострадавших от цифровой конкуренции сегментов. Рост онлайновых продаж музыки (в 2006 г. их доля составила более 16%, а к 2012 г., по прогнозам, превысит 50%) не компенсирует спада на рынке физических носителей (CD- и DVD-дисков) (рис. 1). С чем это связано?

Во-первых, в Сети существует огромное количество пиратских ресурсов, предлагающих музыку бесплатно или по более низкой цене, чем интернет-магазины, продающие музыку по договорам с правообладателями. Не желая терять доходы, лейблы и артисты активно защищают свои права в судах различных инстанций. Только в 2005 г. правообладатели подали 17 тыс. исков против частных лиц, и по 3,9 тыс. из них был вынесен обвинительный приговор (подобные процессы уже получили название «Звукозаписывающая индустрия против народа»). Но это не останавливает пиратов. По данным IFPI, в 2007 г. в мире нелегально были проданы десятки миллиардов треков. Соотношение легальных и пиратских продаж – 1:20.

Во-вторых, скопированный продукт по качеству ничем не отличается от оригинала, поэтому обмен музыкальными треками между пользователями, в том числе через файлообменные сети, приобрел огромные масштабы. Чтобы прекратить его, правообладатели предприняли попытку защищать файлы от незаконного копирования с помощью ПО для управления цифровыми правами (Digital Rights Management, DRM). Но, поскольку защищенные файлы нельзя переписать на другой носитель (например, треки, купленные на iTunes.com, можно воспроизводить только на iPod и iPhone), пользователи приобретают их без особого энтузиазма.
Александр Козочкин и Евгений Лисицин:


В-третьих, меняется модель потребления: интернет-пользователи предпочитают не скачивать альбомы целиком, а покупать отдельные хиты, что снижает общее количество продаваемых треков.

Что происходит на рынке?

Безусловный лидер на мировом рынке цифровой музыки – Apple. Через интернет-магазин iTunes проходит более 70% всех легальных продаж. У портала 50 млн зарегистрированных пользователей, которые за время существования сервиса скачали около 4 млрд треков по цене $0,99. Таким образом, доходы Apple начиная с апреля 2003 г. составили $4 млрд. Столь высокая популярность портала iTunes объясняется его привязкой к устройствам для прослушивания музыки, производимым Apple, – плееру iPod и телефону iPhone.

Другие крупные игроки на американском и европейском рынках – музыкальные онлайн-магазины Napster, Sony, Wippit, MSN.

Азиатско-Тихоокеанский регион пока проигрывает США в абсолютных показателях, но и здесь легальные продажи устойчиво растут на 4–7% в год. Доля музыки, продаваемой через сети связи, уже составляет половину всех продаж, а к 2009 г. она достигнет 75%.

В отличие от США и Европы, в АТР основные (90%) продажи цифровой музыки идут не через компьютеры, а через сотовые телефоны. Особенно это характерно для развивающихся стран – Китая, Индии, Филиппин, Индонезии. Один только китайский сотовый оператор China Mobile ежегодно зарабатывает на продаже музыки (включая рингтоны) более $1 млрд.

Еще одна особенность азиатского рынка – высокий уровень пиратства. Подавляющая часть средств, вырученных от продажи музыки в сетях, проходит мимо правообладателей: из $1,5 млрд, которые ежегодно тратят потребители в Китае на мобильную музыку, правообладателям идет только 4,5%. Причины: слабый контроль за поставщиками контента и сотовыми операторами, а также практика ведения бизнеса.

Российский рынок похож на азиатский и соотношением мобильных и интернет-продаж, и небрежным отношением к интересам правообладателей: на пять купленных в Интернете треков приходится 95 скачанных бесплатно. Объем легального рынка невелик: по данным «iKS-Консалтинг», в 2006 г. доходы от продажи музыки через мобильные сети составили $116 млн, через Интернет – $9 млн (рис. 2).

Но если российские покупатели потратили на приобретение музыки через Интернет только $9 млн, то доходы российских музыкальных онлайн-сервисов оказались значительно выше – основными были иностранные покупатели. Наибольшую популярность на Западе приобрел интернет-магазин AllofMP3.com. На рынке Великобритании сайт вышел на второе место по доходам, уступив только iTunes (рис. 3). Составляющими успеха AllofMP3.com, как писал в своем блоге один из британских меломанов, стали низкая цена ($0,11 за трек), обширная библиотека и приятный интерфейс.

Война с пиратством

Достижения российского сервиса не остались незамеченными: мейджоры, не желая мириться с потерями, приносимыми «вероятно, крупнейшим коммерческим интернет-пиратом в мире», развязали против него войну. Они обвинили владельца AllofMP3.com, ЗАО «Медиасервисез», в нарушении их авторских прав и потребовали компенсации в размере $1,65 трлн. Дело дошло до того, что США одним из условий вступления России в ВТО назвали закрытие AllofMP3.com*. В октябре 2006 г. платежные системы Visa и MasterCard запретили своим партнерам работать с AllofMP3.com, что привело сначала к резкому снижению доходов сайта, а затем и к его закрытию. Но компания «Медиасервисез» открыла другой аналогичный сервис – Mp3Sparks.com. Стоимость треков на нем выше – $0,12–0,25, но и его основные покупатели – западные пользователи (лидируют жители США: более 10% всей аудитории).

2007 г. положил начало процессу легализации рынка. Возросло число исков, предъявляемых к сайтам, и если раньше подобные дела заканчивались ничем, то с середины года появились прецеденты, когда деятельность интернет-магазинов признавалась незаконной (например, дела против delit.net, mp3spy.ru). Крупнейшие интернет-пираты закрылись (mp3sugar.com) либо сменили направление деятельности (delit.net стал музыкальным навигатором). Появились первые интернет-магазины, работающие напрямую с правообладателями: soundkey.ru, mp3.ru, yanga.ru, audiofind.ru, fidel.ru. Однако из-за небольших размеров каталогов и более высокой стоимости треков ($0,30–0,45 за трек) эти магазины не добились заметных результатов.

На рынок цифровой музыки начали выходить крупные интернет-провайдеры и порталы. «РБК информационные системы» купил онлайн-магазин fidel.ru, «Комкор-ТВ» открыл портал music.akado.ru, ИФД «КапиталЪ» анонсировал открытие интернет-магазина «Муз.ру» (ведутся переговоры о получении доступа к каталогам Universal Music, Warner Music, Sony BMG и EMI, а также российских компаний).

Да, сегодня в Рунете можно купить легальную музыку, но пользователи не торопятся воспользоваться такой возможностью. Зачем, если в Сети можно бесплатно скачать все что угодно? Тем не менее правообладатели надеются, что после того как с 1 января нынешнего года вступила в силу 4 часть ГК РФ, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности, правоохранительные органы начнут активно ее применять и большинство нелегальных сайтов закроется. А если российские компании найдут ценовой компромисс с мейджорами, в России наконец появится рынок легальной музыки.

В поисках выхода

В то время как российские компании пытаются договориться с крупнейшими правообладателями о снижении цен на музыку, те активно ищут новые средства сохранения доходов. Мейджоры поняли, что ужесточение борьбы с несанкционированным копированием не ведет к уменьшению потерь от продаж, и готовы рассматривать самые неожиданные варианты.

Отказ от DRM

В феврале 2007 г. с призывом отказаться от DRM-защиты аудиофайлов выступил глава Apple С. Джобс. Apple на портале iTunes Plus начала продажи незащищенных треков высокого качества (с битрейтом 256 кбит/с) по цене $1,29 (вместо привычных $0,99). Вскоре от продажи защищенных файлов отказались EMI Group и Universal Music. Рост продаж музыкального контента без DRM-защиты сегодня становится одной из определяющих тенденций музыкальной индустрии.

Распространение цифровой музыки по рекламной модели

Этот подход распространен довольно широко (рис. 4). В мире появились первые легальные музыкальные сервисы, получающие доходы только от рекламы, например SpiralFrog, разрешающий бесплатное скачивание легальных копий музыкальных произведений из каталога Universal Music Group, правда, с DRM-защитой и только американским и канадским пользователям. За одну скачанную композицию любители музыки расплачиваются полутора минутами просмотра рекламы. Музыкальная социальная сеть Imeem позволяет своим пользователям прослушивать аудиофайлы от Universal Music Group, Warner Music Group, Sony BMG и EMI в потоковом режиме (загрузка файлов на компьютер не предусмотрена).

Появились сообщения, что социальная сеть MySpace, принадлежащая News Corp., создает бесплатный сервис по скачиванию музыки и уже вступила в переговоры со всеми крупнейшими лейблами. MySpace будет отчислять звукозаписывающим компаниям часть своих поступлений от онлайн-рекламы.

Сотрудничество с другими участниками цепочки распространения музыки

Universal Music и Sony BMG анонсировали проект Total Music, в рамках которого операторы за фиксированную плату будут предоставлять своим абонентам услугу по бесплатному прослушиванию музыкальных композиций, принадлежащих двум рекорд-лейблам.

Недавно Apple выступила с предложением сделать свой сервис iTunes бесплатным для владельцев плееров iPod и телефонов iPhone. Фиксированная плата за пользование музыкальным сервисом будет заложена в стоимость устройств: размер доплаты за iPhone или iPod с функцией безлимитного доступа в iTunes может составить до $100. Эта схема повторяет сделку Universal Music с Nokia: за возможность неограниченного скачивания музыки с совместного портала этих компаний пользователь должен заплатить за телефон на $80 больше.

Прослушивание вместо скачивания

С ростом доступности Интернета ожидается очередная смена модели потребления музыки: вместо того чтобы скачивать файлы, пользователи будут прослушивать из Сети только любимые записи, формируя для этого персональный список воспроизведения. На рынке появляются устройства нового типа, рассчитанные на наличие постоянного доступа к Интернету, например домашний музыкальный центр Sonos, загружающий музыку напрямую с компьютера по беспроводному соединению. А последняя модель Sonos уже может скачивать файлы и из Сети – с таких музыкальных порталов, как Rhapsody. Стоимость подписки, предоставляющей доступ к 3 млн файлов, $10 в месяц. Ожидается, что скоро поддержка Rhapsody появится на многих мобильных телефонах и MP3-плеерах: о партнерстве с музыкальным порталом объявили Nokia, TiVo, Logitech и корейская фирма Reigncom (производитель плееров iRiver).

* * *
Музыкальная индустрия в том виде, к которому мы привыкли, – с дисками в ярких обложках – заканчивается. Наступает эра цифровой музыки. Каким образом мы, пользователи, будем ее приобретать, пока неясно. Но, кажется, платить за каждый трек или альбом уже не придется. Мы будем платить за возможность доступа к музыке. Если вообще придется платить.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!