Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2008
Евгения ВОЛЫНКИНА  16 октября 2008

Недюжинная БЕСЕДА в эпоху мобильности

Еще год назад (см. «ИКС» № 8’2007, с. 15) казалось, что рынок быстро теряет интерес к технологии WiMAX и многих BWA-операторов это не очень беспокоило, им хватало клиентов и с другими беспроводными технологиями. Но буквально в последний месяц еле тлеющий костер WiMAX'а разгорелся вновь.

То, чего все уже устали ждать, наконец-то свершилось: в России появился настоящий мобильный WiMAX. О запуске в тестовую эксплуатацию в Москве и Санкт-Петербурге своей сети Yota, построенной по технологии Mobile WiMAX и работающей в диапазоне 2,5–2,7 ГГц, объявила российская компания «Скартел». Произошло это незадолго до открытия «недюжинной» 13-й конференции БЕСЕДА, поэтому там о проекте «Скартела» говорилось много, да и девиз конференции («Эпоха мобильности») отражал новую ситуацию на рынке.

Вперед, к WiMAX-счастью

Как сообщил «Скартел», в ноябре должны появиться в продаже Mobile WiMAX USB-модемы и Express-карты для ноутбуков (цены от 3900 до 4500 руб.). Но по большому счету судьба подобных проектов (в ближайшее время в Москве должна заработать WiMAX-сеть от «Комстар-ОТС») сильно зависит от корпорации Intel. Она давно обещала выпустить чипсет с WiMAX-модулем, и вот в начале сентября было объявлено, что поддержка технологии WiMAX в новой платформе Centrino 2 для ноутбуков появится до конца 2008 г. (причем сначала в диапазоне 2,5 ГГц, который используют сети «Скартела» и «Комстара»). Когда несколько лет назад ноутбуки стали оснащать модулями Wi-Fi, это сразу дало мощных толчок рынку, в том числе и в России. Нечто похожее должно произойти и с WiMAX. В 2007 г., по данным компании Gartner, в России было продано 3 млн ноутбуков, в этом году будет заведомо не меньше. Если все ноутбуки будут поддерживать не только Wi-Fi, как сейчас, но и WiMAX и хотя бы 5% их обладателей подключатся к какой-нибудь WiMAX-сети, то операторы только за год получат как минимум 150 тыс. новых пользователей.

В том, что спрос будет, сомнений нет, хотя еще несколько лет назад было непонятно, какими услугами может заинтересовать абонентов WiMAX. Такие услуги уже появились: поиск ближайших магазинов, аптек или бензоколонок, информация о ситуации на дорогах (тот же «Яндекс.Пробки»), видеоролики, торговля музыкой. С появлением реального широкополосного интернет-доступа в любое время и в любом месте, какой предлагает технология WiMAX, этих сервисов станет намного больше. Мобильным WiMAX'ом должны заинтересоваться и обычные дачники. «Скай Линк» при небольшой по сравнению с WiMAX'ом скорости и явно завышенных ценах среди дачников ближнего Подмосковья довольно популярен, так что в лице WiMAX-сетей он получит сильного конкурента. Кроме того, мобильный WiMAX, несмотря на все задержки с выпуском этой технологии, успеет поконкурировать и с сетями UMTS, развертывание которых в Москве стопорится из-за проблем с частотами (а Москва – это очень существенная часть российского рынка BWA).

Куда обычному
  BWA-оператору податься?

Но эти страсти, несмотря на всю прогрессивность технологии мобильного WiMAX'а, к бизнесу традиционных российских операторов фиксированного BWA отношения, в общем-то, не имеют. Как сказал руководитель направления беспроводных технологий компании CompTek С. Рыбалко, чтобы стать оператором мобильного WiMAX, нужны решимость и профессиональная команда, но в первую очередь – инвестиции. Их размер имеет значение: у «Скартела» он составил $300 млн, из которых $200 млн уже освоены, у «Комстара» аппетиты скромнее – $20 млн. То есть для подавляющего большинства BWA-операторов путь в мобильный WiMAX закрыт.

К тому же мобильный WiMAX рассчитан на массовых частных абонентов, а наши беспроводные операторы до сих пор работали главным образом на корпоративном рынке. Но рынок этот близок к насыщению, новых клиентов там практически не найти. Нужно искать новые рынки, и самые очевидные – это частный сектор и государственные структуры. Причем, если корпоративным клиентам, кроме широкополосного канала, как правило, больше ничего не нужно, то частных абонентов можно заинтересовать какими-то новыми услугами, позволяющими поднять ARPU до «корпоративного» уровня. Ну а государство в последнее время стало довольно крупным заказчиком строительства беспроводных сетей, например для программы «Безопасный город» с системами видеонаблюдения, аварийной сигнализации, автоматизированного учета потребляемых ресурсов и т.п. Причем, что немаловажно, строятся эти сети на государственных частотах.

Для дальнейшего развития BWA-операторам также нужно осваивать новые частоты, и в этом им наконец-то готовы помочь производители оборудования. За последний год на рынке появились системы, работающие в ранее не освоенном диапазоне 5,9–6,4 ГГц. В частности, компания Proxim Wireless объявила на конференции о выпуске в продажу терминальных станций Tsunami MP/11 5012-SUR с интегрированными антеннами для диапазона 6,08 ГГц, разработанных по просьбам именно российских операторов. Компания InfiNet Wireless также начала выпуск оборудования для диапазона 6,050–6,425 ГГц. Поддержка этого диапазона уже есть в части оборудования универсальной многофункциональной системы широкополосного беспроводного доступа SkyMAN (в некоторых моделях беспроводных мостов/маршрутизаторов SkyMAN R5000). В дальнейшем компания планирует «закрыть» диапазон 6,050–6,425 ГГц во всем модельном ряду системы SkyMAN.

Лицом к частнику

Н. ГузаковЕще два года назад операторы ждали, что появятся дешевые абонентские устройства для фиксированных WiMAX-сетей, с которыми можно будет выйти на рынок частных пользователей, но так и не дождались. Зато появилось относительно недорогое терминальное оборудование, которое принято называть pre-WiMAX. НПО «Рапира» представила абонентское устройство системы BWA DreamAccess с интегрированной антенной, цена которого для оператора составляет 6990 руб. Разработчики считают, что стоимость абонентского терминала должна быть сравнима с ценой мобильного телефона, и с таким устройством операторы смогут занять рынок физлиц. Как сообщил генеральный директор Лаборатории DreamAccess Н. Гузаков, построено это оборудование на чипсетах Wi-Fi, а на канальном уровне использует собственный протокол разработки НПО «Рапира». Установка абонентского устройства DreamAccess настолько проста, что клиент справится с ней самостоятельно. Пользовательский веб-интерфейс также рассчитан на неспециалиста, он русскоязычный с пошаговыми подсказками. В это устройство встроены маршрутизатор, транслятор адресов и сетевой экран, что позволяет сэкономить на шлюзе со стороны абонента. Оборудование DreamAccess выпускается для трех частотных диапазонов: 2,4–2,5 ГГц, 5,15–5,35 ГГц и 5,725–5,925 ГГц, планируется
  скоро выпустить модель и для диапазона 5,925–6,425 ГГц.

Но в своем стремлении завоевать частных абонентов BWA-операторы уповают не только на дешевое оборудование. Целый ряд операторов, начинавших с беспроводки, стали впоследствии заниматься и проводной связью. Потянул «волокно в каждый дом» и такой крупный BWA-оператор, как «Энфорта». Почти все его частные пользователи (а их около 9 тыс.) подключены именно по кабелю. И такая картина универсализации бывших «чисто BWA»-операторов наблюдается повсеместно. В принципе в этом нет ничего плохого: ведь клиенту нужна услуга доступа и ему все равно, какая технология для этого используется.

«ИКС» о  БЕСЕДЕ: 2007: № 8, с. 15; 2006: № 9, с. 19; 2005: № 7, с. 12; 2004: № 8, с. 16; 2003: № 8, с. 16; 2002: № 7, с. 15
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!