Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2008
Александра КРЫЛОВА  15 декабря 2008

Кристина ТИХОНОВА: Стресс надо использовать

Внешняя хрупкость и холодноватая сдержанность, эхом отраженные в ее имени, удивительно гармонично сочетаются в нашей героине с силой характера. И искренним убеждением в том, что для внутреннего развития личности пределов нет.

Кристина ТихоноваСолнечное детство

У меня было, наверное, очень счастливое детство. Мама, папа, брат, сестра и я жили в маленьком городке в Таджикистане, где папа – физик по профессии – руководил одним из закрытых предприятий, а мама преподавала в школе русский язык и литературу. У нас были яркое солнце, всеобщее гостеприимство, и родители, которые приходят с работы в шесть вечера…

Любительница сказокВ детстве я очень любила читать, особенно сказки. Даже приходилось ночью с фонариком под одеялом «маскироваться» от родителей. Наш классный руководитель Павел Алексеевич Верник сделал все, чтобы класс был дружным. Он преподавал биологию, и вся наша школьная жизнь вращалась вокруг его кабинета со скелетами и чучелами. До сих пор с теплотой вспоминаю это замечательное время, когда мы все жили с ощущением праздника.

Закончилось оно в 10-м классе, когда наша семья переехала в Сибирь. Новая школа была относительно слабой, поэтому там на меня смотрели как на звезду с неба. И золотая медаль, которую я получила, оказалась единственной во всем Саяногорске.

 Досье «ИКС»

Кристина Тихонова родилась 29 июля 1976 г. В 1998 г. с отличием окончила Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. В 1998–2004 гг. работала в петербургском представительстве компании Mitsui and Co. C 2005 г. руководила группой в NEC Corp., затем продолжила работу в Nokia Networks (позднее Nokia Siemеns Networks). С октября 2007 г. возглавляет департамент по работе с ОАО «МегаФон» в компании Nokia Siemеns Networks.
Не могу сказать, что профессию выбрала еще в детстве. В 11-м классе у меня появилась идея – стать геологом. В Таджикистане папа по выходным часто водил нас в горы, кроме того, занимаясь музыкой, я увлеклась бардовской песней, вот и решила посвятить свою жизнь походам. Папа тогда с трудом убедил меня, что геология – это не только песни под гитару у костра, но и прозаические будни, о чем я сама и не подумала…

После долгих размышлений я приняла вполне прагматичное решение – уехать в большой город и получить профессию, связанную с математикой и финансами. Так я поступила в Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Час «Х»

Экономика – стройная теория со своими законами, подчиненная строгой логике – оказалась близка складу моего характера. Для принятия решения мне непременно нужно, чтобы в голове все «разложилось по полочкам». Поэтому училась я хорошо. Хотя учеба быстро отошла на второй план:  на первом курсе я познакомилась со своим будущим мужем, а со второго мы стали встречаться – он попросил меня помочь ему по высшей математике. Предлог был выбран настолько удачно, что, вспоминая студенческие годы, я все время вижу нас вдвоем. Была учеба, были мы и, конечно, город на Неве, ставший за это время родным, Александро-Невская лавра, Казанский собор, Летний сад.

Там же родилась наша дочь, появившаяся на свет 8 января, в разгар сессии, и муж с моей зачеткой ходил к преподавателям, проставлял оценки. Это был час «X», когда зачетка работала на меня. Так что университет я закончила с красным дипломом.

Проекты как призвание

Каникулярное счастьеВскоре после окончания университета меня пригласили главным бухгалтером в японский торговый дом Mitsui and Co. Однако я быстро поняла, что бухгалтерия – это не мое, что мне не хватает общения, и как только представилась возможность, занялась проектами.

Началось все с проекта по выводу на российский рынок компании NEC. В то время мы продвигали ее коммутаторы для фиксированной связи и работали в основном со «Связьинвестом». Летом 1998 г. контракты с Петербургской телефонной сетью оказались под угрозой дефолта. Реструктуризация сделки заняла у нас почти год ежедневных изматывающих переговоров, в которые я быстро вовлеклась.

А мой самый памятный заказчик – это Тверская электросвязь. Контракт с ней был первым после кризиса и дался нам нелегко: пришлось вести длительные переговоры, в ходе которых цена за порт снизилась чуть ли не в 2 раза. Но в результате мы обо всем договорились и поставили в Тверь новый коммутатор. Это было большое событие и для компании, и для нашего представительства, и для меня, потому что это был первый контракт, который я довела до конца.

Особенности ориентального бизнеса

Со временем я нашла объяснение склонности японцев к долгим переговорам: они не могут сказать «нет», потому что это невежливо, и не могут сказать «да», потому что не все условия их устраивают. Изучая японский язык, я постоянно сталкивалась со словами, обозначающими понятия и явления, которых нет ни в нашем языке, ни в нашей культуре.

Среди культурных отличий Японии – и подчеркнутый отказ от индивидуальности (ведущий к коллективному принятию решений, что в нашей, европейской модели мира часто означает безответственность конкретного человека), и максимально широкая специализация сотрудника (предполагается, что компания сама придает ему необходимые знания, как машина придает форму заготовке…), что опять-таки при нашей ментальности исключает саму возможность творчества, зато значительно снижает возможность ошибки…

Поэтому, проработав в японских компаниях лет восемь, я почувствовала, что внутренний рост остановился, и решила перейти в компанию с совершенно другой культурой, не зная людей, не имея протекции, понимая, что придется строить свою историю практически с нуля.

О ментальном

– Петербург вы считаете родным городом, а что значит для вас Москва?

– У нас не было цели покорять Москву, просто мне и мужу предложили работу, и мы переехали. Первое время мне казалось, что в Санкт-Петербурге многое лучше. А потом я стала находить в Москве какой-то свой шарм. Сейчас, возвращаясь сюда из командировок, я чувствую, что жизнь в этом городе, бурлящая, как пузырьки в шампанском, мне нравится.

В Москве проще общаться: здесь у меня появилось много новых друзей. И теперь уже в Питере я иногда чувствую, что какие-то вещи меня раздражают: видимо, переварилась в «московском котле» и изменилась сама.

– Наверное, эти внутренние изменения и подвигли вас получать бизнес-образование?

– Да, появилась потребность в переосмыслении накопленного, пусть и небольшого, опыта… И прохождение программы Executive MBA Кингстонского университета и Академии народного хозяйства помогло мне это сделать.

Процесс обучения был своеобразным вызовом, приходилось говорить себе: «А может быть, посмотреть на проблему по-другому, подойти к ее решению шире?».

– Какой он – ваш стиль руководства?

– Руководить большой группой сотрудников я начала всего около года назад. За это время я стала гораздо уверенней и, думаю, выработала свой стиль. С одной стороны, я демократичный руководитель: не просто могу, а хочу выслушать мнение каждого сотрудника, поскольку только в полном составе команда может увидеть ситуацию со всех сторон.

С другой стороны, я очень требовательная. Считаю, что если мы пришли на работу и у нас есть общая цель, то надо выкладываться. При этом я стараюсь создавать всем, себе в том числе, возможности для внутреннего роста. Когда люди видят, что они работают для того, чтобы изменить «кусочек мира», у них возникает внутренняя мотивация.

С мужем и дочерью– Как вы ведете себя в стрессовых ситуациях?

– Думаю, со стрессом бороться не нужно. Поддаваться ему, конечно, не следует, а вот воспользоваться тем позитивным, что он несет – заставляет сосредоточиться, откинуть все лишнее, определить приоритеты и максимально использовать ресурсы своего мозга, стоит.

Для меня самый главный стресс – это нехватка времени. Большой объем информации нужно переварить в предельно сжатые сроки и дать ответ. В такие минуты у меня словно включаются какие-то механизмы и я начинаю работать с очень высокой эффективностью, отбрасывая все ненужное и концентрируясь на главном.

– Какие занятия позволяют вам снять умственное и нервное напряжение?

– Прежде всего это йога. Во время занятий йогой мысленно находишься внутри своего тела, прислушиваешься к своим ощущениям и в какой-то момент замечаешь, что мозг затих, мысли обратились внутрь. Это производит удивительный эффект на всех уровнях, и на ментальном, и на психологическом.

Еще, наверное, игра на фортепьяно, и, конечно же, путешествия! По Риму например, могу бродить бесконечно…

– Вы строгая мать?

– Я думаю, главное – дать ребенку свободу суждений, показать, что уважаешь его как личность. При этом я, конечно, пытаюсь оградить дочь от воздействия массовой культуры и в то же время передать ей близкие мне взгляды. Вечером мы с ней всегда обсуждаем, как у каждой из нас прошел день. Маша меня спрашивает: «Мама, а у тебя кто сегодня двойки получил?».

Такова сейчас ее картина мира: кто-то получает двойки, а кто-то пятерки. А мне не надо, чтобы она училась на пятерки. Мне важно, чтобы дочь была счастливой и знала, что мама и папа ее любят.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!