Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2009 |
Галина БОЛЬШОВА  | 29 января 2009 |
Гармония работы сервисов
Гармония работы сервисов – залог не только продвижения новых технологий, но и успешного бизнеса операторов. Кто станет использовать мобильное ТВ, если изображение будет мозаичным или переключение с канала на канал займет не секунду, а минуту?
Универсальные операторы строят бизнес на базе существующих сетевых инфраструктур, а интеграция в них новых систем требует иных механизмов управления и контроля. Нужно не только гарантировать работу новых сервисов, но и обеспечить приемлемое для абонентов качество, которое зиждется на адекватной передаче управления и поддержании технических параметров канала связи.Взаимодействие интегрированных сетей, предоставляющих multiрlay-сервисы, порождает немалые трудности в передаче управляющей информации (сигнализации) от одной сети к другой. Наивно думать, считает руководитель сектора телекоммуникаций Agilent в России А. Бегишев, что есть на свете специалист, разбирающийся во всех и вся стыках протоколов и способный за считанные минуты определить некорректность взаимодействия сложного конгломерата современной конвергентной сети. Единственная возможность определить и проконтролировать, правильно ли работает сеть и каково качество предоставляемых ею сервисов, – использовать измерительное оборудование.
Сегодня весь мир говорит о растущей потребности в ширине полосы пропускания канала. Считается, что на одного пользователя должно приходиться 20–45 Мбит/c. Но производительность устройств в реальной мультисервисной сети на 2–3 порядка отличается от тестируемой в лаборатории на трафике одного протокола, причем каждое из устройств – маршрутизаторы с приоритизацией трафика, брандмауэры, коммутаторы, фильтры – вносит свою лепту в суммарную пропускную способность. В итоге производительность сети оказывается на порядки меньше планируемой, и рассчитать это или предсказать процент деградации невозможно. А что произойдет с тем или иным сервисом, если количество абонентов в сети будет расти? Обеспечит ли оператор заданный уровень SLA?
Ответы практически на все эти вопросы может дать измерительное оборудование, предназначенное для тестирования мультисервисных сетей. Как его использовать и что контролировать при эксплуатации, обсуждалось на семинаре Agilent. Компанией, в частности, для этих целей разработано несколько решений, в том числе платформа N2X, работающая как автономно, так и совместно с распределенным анализатором протокола DNA Pro (см. «ИКС» № 7’2007, с. 60), сетевой тестер N5557A (см. «ИКС» № 6’2008, с. 62), анализатор triple play (TPA J6900A), система анализа качества MultiPlay Performance Manager (MPM) и ряд других устройств и пробников для тестирования сервисов.
Хотя Д. Оливер, руководитель направления тестирования транспортных сетей компании Agilent, и считает пользователя самой совершенной системой тестирования, он по личному опыту знает, как отрицательно абонент относится к роли подопытного кролика. Именно поэтому проверку сети на качество сервисов надо начинать до ее запуска (с помощью платформ N2X и DNA, способных обеспечить самое тяжелое нагрузочное тестирование практически любого количества и любой протяженности участков распределенной сети), не ослабляя внимания к сервисам при эксплуатации (TPA, MPM и пробники).
Важно понимать, что простых показателей MOS и QoS для обеспечения гарантированного качества всех сервисов далеко не достаточно. Для адекватной оценки multiplay-потоков более применимы показатели Quality of Experience (QoE), R-фактор, Media Loss Factor (MLF), Delay Factor (DF) и др. Эти показатели можно оценить после обработки тестирования N2X в виде соотнесенных с эталонными значениями, полученными в лабораториях Agilent при создании базы тестируемых объектов. Так, при значении DF свыше 15 мс наблюдается мозаичность изображения при передаче ТВ-сигнала, а R-фактор, равный 93,2, соответствует наилучшей передаче речи с учетом джиттера, задержки, потери пакетов и типа кодека.
Система мониторинга QoE позволяет поддерживать гарантированный уровень SLA и получить полную оценку сервиса. В методике компании, по словам Б. Кесслера, эксперта по системам протокольного и сигнального анализа и тестирования качества сетей multiplay, используется самообучающаяся модель, созданная на основе нейронных сетей. При этом можно задействовать не только эталонную БД, но и дополнить ее конкретными элементами сети оператора и учесть структуру конкретного видео (кодировку, распределение кадров и др.). Система MPM выполняет экспертный анализ информации, предварительно обработанной зондами и пробниками, для создания отчетов и рекомендаций по улучшению работы участков с деградацией сервиса.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!