Рубрикатор |
Статьи |
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  | 25 марта 2009 |
Как строить ИТ-бюджет в кризис? (статья)
Кризис, естественно, несет с собой сокращение ИТ-бюджетов. Но по размышлении зрелом компании реального сектора приходят к пониманию, что урезать ИТ-проекты – себе дороже. Гендиректор «АйТи» Тагир ЯППАРОВ – о работе в условиях непрогнозируемой ситуации.
Масштабы больше – удары больнее
Рынок ИТ-услуг сегодня переживает очень сложный этап, и основная сложность – он трудно прогнозируется, поэтому трудно строить операционную модель. Условия бизнеса ежегодно ухудшались и до этого – в частности, перестали платить аванс в госконтрактах, что ухудшило положение всей экономики. Но это всё были сложности прогнозируемые и планируемые, например, повышение зарплаты, рост арендных ставок и пр. Их можно рассчитать, они оставались в зоне управления.
Сейчас ситуация не прогнозируемая. Нам, управленцам, каждый день приходится заниматься тем, что раньше мы не делали: следить за курсом рубля, перепланировать все платежи. Больше всего мы ориентированы на управление финансами. В ситуации стабильности планирование и управление компанией не были нашими первоочередными функциями.
С другой стороны, у ИТ-компаний за плечами опыт 90-х годов, мы понимаем, что все решаемо. Хотя сейчас мы работаем в больших масштабах – и удары побольнее.
Тенденция к деградации?
В кризис зарабатывать сложнее, потому что многие клиенты уменьшили расходы. Индикатором такого сокращения служит госбюджет, где расходы на ИТ сократились в среднем по отношению к плану на 30%. Есть предприятия, где промышленное производство «упало» еще больше и ИТ-бюджеты сократились до 50%, а где-то и в разы. Компании «перешли на ручное управление», проекты проходят более жесткую экспертизу, вплоть до участия в обсуждении ИТ-бюджетов совета директоров.
В то же время ИТ стали неотъемлемой частью работы компаний: это связь, управление, коммуникации. Отказаться от ИТ-услуг уже невозможно, потому что без развития любая система имеет тенденцию к деградации. Поэтому развитие ИС обязательно будет закладываться в бюджет. Все крупные компании построили очень серьезные ИС – и несмотря на то, что некоторые проекты на развитие можно откладывать, часть систем объективно должна быть реализована.
Эмоции возобладали
На мой взгляд, мы сейчас на том этапе кризиса, когда в его восприятии еще много эмоционального, у некоторых компаний отсутствует реальное представление о том, как строить бюджет. Самый трудный период, полагаю, придется на весну-начало лета.
Все говорят о сокращении инвестиционного бюджета, о том, что не будут больше покупать «железо», запускать мегапроекты – но никто не говорит о масштабном сокращении расходов, связанных с сервисами. Сервисные бюджеты гораздо устойчивее и менее склонны к деградации.
Это один из факторов, критически важных для развития нашего бизнеса. Мы ориентированы на сервисный бизнес и проекты с высокой добавленной стоимостью, чтобы таким образом продолжать развитие. Мы хотим, чтобы компания сохранила и развивала свой бизнес за счет предоставления услуг, которые заказчикам действительно нужны.
В некоторых индустриях бизнес-модели привязаны к ИТ, для этого бизнеса в целом ИТ критичны, поэтому резко сокращать затраты на ИТ нельзя. Есть задачи, где ИТ помогают управлять затратами и имеют определенную расчетность в возврате инвестиций. В конце прошлого года многие игроки поспешили объявить о сильном сокращении своих ИТ-бюджетов, но, я считаю, скоро они дадут задний ход. Просто такова была жесткая эмоциональная реакция: надо быстро понять, как сделать бюджет для негативного сценария, а самое быстрое сокращение, конечно, ИТ.
Сэкономили 1%? А сколько потеряли?
Впрочем, наблюдается и такая закономерность: сегодня сократили, а завтра поняли значимость услуги и стали аккуратно, осмысленно возвращать урезанные проекты. В ноябре 2008 г. многие крупные заказчики говорили, что в следующем году все проекты на ИТ закроют, оставят только поддержку. А в начале года решили эти проекты запустить.
Это естественно: одни проекты интегрированы в другие, критичные и поэтому сохраненные, либо те, которые влияют на достижение стратегических целей. Да и стоимость их не такая критичная в масштабах крупнейших предприятий.
Сэкономили 1%? Получили другую проблему, и потери будут еще больше. И начинается восстановление критичных проектов, которые чуть раньше резким движением зарубили.
Сохранение бизнеса равно росту
В последние годы все игроки строили прогнозы, связанные с развитием. Индустрия исходила из планов роста, а чтобы обеспечить будущий рост, нужно много инвестировать – инвестировать на перспективу. Сегодня все корректируют свои планы.
«АйТи» тоже ориентировалась на рост. Строя на несколько лет вперед модель роста выше рынка, мы понимали, что здесь важно в первую очередь ресурсное обеспечение. Серьезные проекты выигрывает тот, у кого лучше инфраструктура, больше ресурсов, кто сможет обеспечить более высокое качество исполнения. В 2008 г. мы вели серьезные переговоры с инвесторами с целью привлечь средства на региональную экспансию и уже были близки к тому, чтобы выйти на сделку, но в августе ситуация резко изменилась и все процессы были приостановлены.
Сейчас «АйТи», как и другие игроки рынка, корректирует свои планы с учетом краткосрочных прогнозов. Мы хотим сохранить объемы бизнеса и сохранить свою инфраструктуру, т.е. пройти этот этап без сокращения объемов бизнеса. В отличие от кризиса 1998 г., когда объемы нашего бизнеса упали на треть.
Совершенно очевидно, что привлекать инвестиции сегодня бессмысленно: исчезло понятие оценки ИТ-компаний. Стоимость компаний, которые еще котируются, стала неадекватной, потому что нет реальных объемов, никто не покупает, цены ничего не отражают. Никто не решается и инвестировать, поскольку нет прогнозов по году.
В этих условиях наша задача – не потерять свой рынок, отработать этап, когда рынок упадет, и на том рынке, который сохранится, развивать свой бизнес. Это и будет для нас равно росту.