Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2009
Александр БАРСКОВ  05 мая 2009

FTTx как антикризисное решение

Только оптика может гарантировать развитие широкополосных услуг на 10–15 лет вперед. Поэтому в долгосрочной перспективе, несомненно, выиграют те, кто сделает ставку на построение оптических сетей доступа. Однако в условиях кризиса принятие любого решения «на перспективу» дается очень тяжело.

Не знаю, кого как, а меня в последнее время постоянно отвлекают от основной работы (мониторинга и анализа технологических трендов и новинок) разговоры о замораживании операторами крупных инфраструктурных проектов. То тут, то там приходится слышать, что в условиях кризиса не до оптики, а самое большее, что могут сделать операторы в области широкополосного доступа, так это оптимизировать существующие медножильные xDSL-решения для повышения стабильности их работы. Неужели про FTTx придется на время забыть?

Развитие по средствам

Инфраструктура FTTx окупается не быстро – минимум несколько лет, а в текущей ситуации средства выделяются прежде всего на то, что обеспечивает максимально скорый возврат инвестиций. По мнению Андрея Платонова, заместителя директора по развитию компании «Тайле», это означает, что крупные проекты, для которых необходимы значительные заемные средства, будут отложены до лучших времен. В больших сетях акцент будет сделан на оптимизацию имеющихся ресурсов: выявление дополнительных медножильных пар, годных для DSL, заполнение свободных портов уже установленного оборудования и т.п.

Однако в России работает множество небольших операторов, которые успешно развивают домовые и городские сети, обслуживающие от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч абонентов. Эти операторы живут на свои деньги, и хотя они вряд ли увеличат темпы строительства сетей, но и не сильно сократят их. Более того, для этой категории операторов, активно использующих технологию Ethernet, уже стало типовой схемой подключение по оптике коммутаторов доступа, которые ставятся на отдельные жилые дома или подъезды.

А. Платонов с оптимизмом смотрит на продажи оборудования, связанного с FTTx. Более того, компания «Тайле» планирует увеличить объемы продаж, и отчеты за первые месяцы 2009 г. только укрепили ее намерения. «В текущей ситуации спрос будет увеличиваться на то, что позволяет экономить без потери функциональности. Если раньше имело достаточно серьезное значение, какой шильдик висит на трансивере, коммутаторе, кроссе, шкафу, то сейчас это стало не столь важно, ключевой фактор – отношение цена/функциональность», – говорит специалист «Тайле».

Построение сетей FTTx останется приоритетным направлением для большинства операторов, убежден Юрий Заец, директор отделения телекоммуникаций российского представительства компании Tyco Electronics. Связывает это он в первую очередь с существенными ограничениями традиционных технологий расширения полосы пропускания медножильных каналов связи. В условиях роста спроса на услуги, требующие более высоких скоростей передачи, эти ограничения становятся серьезным препятствием для развития бизнеса оператора.

Не намерены снижать усилия по продвижению продуктов FTTx и в компании «Связьстройдеталь». Решения «волокно до абонента» (FTTH) пока еще не стали массовыми, но в последние полтора-два года предметный интерес к ним начали проявлять практически все традиционные и альтернативные операторы, констатирует Николай Гуща, начальник отдела маркетинга этой компании. С каждым годом конкуренция на рынке услуг связи становится все более острой, и возможности, которые предоставляет сеть FTTH, дают несомненные преимущества.

До сих пор большинство отечественных FTTH-проектов было ориентировано на VIP-сегмент. Однако, как считает Н. Гуща, на сегодняшний день элитное жилье, в отличие от массовой застройки, почти полностью обеспечено оптоволоконными подключениями. При этом сектор массового жилья представляет для операторов особенный интерес, учитывая потенциальное количество подключений (около 30 млн по стране). Еще лет 10 назад Интернет был доступен только обеспеченным пользователям, а теперь, по данным ВЦИОМ, подключение к Сети имеет каждый третий житель России. С рынком FTTH в настоящее время происходит нечто подобное: он постепенно мигрирует из VIP-сегмента в сторону массового потребителя.

По данным компании «Нева Кабель», снижение инвестиций в проекты FTTx за первые месяцы текущего года составило всего 10–15%. Цифры эти были получены в результате опроса основных клиентов компании. Сама «Нева Кабель» намерена активно развивать строительство сетей FTTH. Что интересно, компания, являясь подразделением концерна Draka, выступает не только поставщиком его волоконно-оптической продукции, но и интегратором проектов. По словам Дмитрия Перова, директора по продажам и маркетингу «Нева Кабель», серьезным подспорьем в этой деятельности служит программный пакет DrakaNet, охватывающий все аспекты разработки, проектирования, монтажа, ввода в эксплуатацию и последующего технического обслуживания волоконно-оптических сетей.

Комплексный подход

На российском рынке продуктов для пассивной инфраструктуры FTTx основными игроками выступают зарубежные производители: 3M, ADC Krone, Huber-Suhner, Nexans, R&M, Tyco Electronics др. Эти компании предлагают решения для всех участков таких инфраструктур:

- узлов связи – кроссы высокой плотности, системы укладки волокон и кабелей;

- внешних сетей – уличные шкафы и распределительные коробки, муфты, сплиттеры;

- области подключения абонента – отводные терминалы, распределительные коробки уровня здания, подъезда и этажа, абонентские кабели различного типа, абонентские розетки и пр.

Более того, часть компаний сформировали специальные семейства продуктов для FTTx, в рамках которых, по их утверждениям, гарантируется единый принцип построения и хорошая согласованность решений. Примеры таких семейств – Enlighten (Tyco Electronics), LISA (Huber-Suhner) и OmniReach (ADC Krone).

Дополняя собственные разработки импортными продуктами и компонентами, ряд отечественных компаний сегодня тоже предлагают практически все элементы для построения пассивных инфраструктур FTTx. К таким компаниям относятся «Алстрим», «Вимком», «Связьстройдеталь», «ПТ Плюс», «Тайле» и др. Их собственные разработки – это прежде всего материалоемкие изделия: монтажные стойки, шкафы и оптические полки. Также наши компании выполняют терминирование оптических кабелей, предлагая готовые к использованию коммутационные шнуры и кабельные сборки, а том числе с многоканальными оптическими соединителями.

Оптические кабели тоже успешно выпускаются в России. За последние 20 лет у нас построено немало кабельных заводов, освоивших производство различных типов волоконно-оптических кабелей как для магистрали, так и для сетей доступа. При этом используются волокна ведущих зарубежных производителей – Corning, Draka, Fujikura, OFS. Своего волокна в нашей стране, увы, нет.

Наиболее перспективны для сетей FTTH – устойчивые к изгибам волокна, отвечающие требованиям рекомендации G.657. При построении сетей доступа и инфраструктур внутри помещений вероятность резких изгибов кабеля гораздо выше, чем при построении магистралей, а волокна G.657 можно сгибать в кольца радиусом до 10 мм (волокна Категории А) и до 7,5 мм (Категории В). Все ведущие производители уже предлагают волокна, отвечающие требованиям стандарта G.657 или даже превосходящие эти требования. Это волокно BendBrightXS (Draka Comteq), ClearCurve (Corning), AllWave FLEX ZWP (OFS), FutureGuide SR15E (Категория А) и FutureGuide SR7.5 (Категория B) компании Fujikura.

В пику кризису

Одни компании формируют специальные антикризисные предложения, другие – категорически против такого подхода. «Тайле» относится к первой группе. Она предоставляет значительные дополнительные скидки при покупке таких комплектов, как коммутатор + антивандальный шкаф TLK или оптический кросс Nikomax + шкаф TLK.

Представитель компании «Связьстройдеталь» Н. Гуща отметил, что цены на их собственную продукцию выражены в рублях и не зависят от колебаний курса валют. Кроме того, в пику рыночным тенденциям последнего времени «Связьстройдеталь» не намерена безосновательно повышать цены на свою продукцию. Поэтому, по его мнению, обычное предложение компании в настоящих условиях уже само по себе можно считать антикризисным.

А вот Денис Моргунов, менеджер компании Huber-Suhner, – противник специальных антикризисных предложений: «Такое предложение само по себе опасно, так как в условиях кризиса основным фактором становится цена. Кардинальное снижение цены невозможно без ухудшения потребительских свойств оборудования. Большинство компаний, которые идут по этому пути, просто ломают рынок и перспективу на будущее».

Один из предложенных Д. Моргуновым путей экономии – использование всевозможных кабельных сборок, в том числе новинки Huber-Suhner – продукта Masterline Quick. Применение подобных решений не требует высокой квалификации монтажника и позволяет сократить время на инсталляцию оптической кабельной системы. Особенно привлекательны кабельные сборки при монтаже сетей в многоэтажных жилых домах.

Сторонников оптических технологий порадует мнение Ю. Заеца (Tyco Electronics). Он считает, что технологии FTTx сами по себе являются антикризисными, поскольку дают возможность оператору предложить востребованные потребителями новые услуги, минимизировав при этом свои капитальные затраты.

Надеюсь, технические директора компаний-операторов найдут весомые аргументы, чтобы убедить своих руководителей изыскать средства на внедрение оптики. В конце концов, гибко варьируя выбор места границы между оптикой и медью (точки «x»), можно попытаться вписать инфраструктурный проект в имеющийся бюджет. Что же касается заочного спора представителей отечественных и зарубежных компаний о плюсах и минусах антикризисных предложений, то, думаю, рынок их примирит. На нем достаточно места и для недорогих продуктов, позволяющих решить поставленную задачу при ограниченном объеме средств, и для дорогих систем с более широкими возможностями.
 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!