Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2009
Лилия ПАВЛОВА  16 июня 2009

Рунет консолидировался. На три дня

Отцы-основатели Рунета, окрепшее племя его аборигенов, сотни докладов, десятки секций, выставка, более 6 тыс. участников – объединенная конференция «РИФ + КИБ» стала местом самого, пожалуй, большого сбора тружеников российского Интернета за всю его 15-летнюю историю.

Миллионы, миллиарды… плюс один

Национальный домен .RU накануне конференции отметил свое 15-летие – и не будет большой ошибкой считать, что истоки Рунета и домена совпадают. Как подчеркнул Андрей Колесников, директор Координационного центра национального домена сети Интернет, само слово «Рунет» имеет «доменное» происхождение. О том, что сегодня Рунет представляет собой мощную разветвленную индустрию, свидетельствуют цифры, приведенные в совместном докладе организаторов конференции, РОЦИТ (Региональный общественный центр интернет-технологий) и АИБ (ассоциация «Интернет и бизнес»): объем рынка Рунета приблизился к $1,5 млрд, из которых 21% занимает медийная реклама (по разным оценкам, $270–350 млн), 23% – контекстная реклама ($330–350 млн). Другие сегменты рынка зарабатывают чуть меньше: цифровой контент – $190 млн, поисковая оптимизация – около $200 млн, разработка и поддержка веб-сайтов – около $160 млн, платные сервисы и e-recruitment – более $250 млн.

Примечательно, что в сегменте продаж ПО произошли важные количественные и качественные сдвиги: за три года его объемы увеличились вдвое; доля компаний, настроенных на использование легального софта, возросла за этот период с 47 до 63% (корпоративные пользователи приобретают антивирусные, офисные программы, операционные системы, программы для бухгалтерского учета и организации делопроизводства). Частные же пользователи, по оценкам экспертов, готовы сегодня из семейного бюджета выделять от 300 до 1000 руб. в месяц на покупку легального ПО (что, пожалуй, превышает средние затраты абонента мобильной связи). При этом, по данным компании SoftKey, в Москве и Московской области лицензионное ПО покупают в основном через Интернет (более 70%), а в регионах покупки через Интернет осуществляются лишь в 23% случаев.

Всего же, по данным РОЦИТ и АИБ, сегодня в России пользователями Интернета являются более 40 млн человек, т.е. 34% населения России. В 2008 г. количество интернет-пользователей увеличилось примерно на 15% (в нынешнем году, по прогнозам экспертов, прирост вряд ли превысит 10%). В возрастной группе 14–30 лет Интернетом в Москве постоянно пользуются 90% населения, в других крупных городах – более 70%. «Вообще же самая активная аудитория – 53% пользователей – это люди в возрасте от 20 до 39 лет, – заметил Сергей Плуготаренко, исполнительный директор РОЦИТ. – И резервы роста в этом и следующем году мы видим в том, что в Интернет придут жители регионов старше 30 лет и жители столиц старше 40 лет».

Сегодня в социальных сетях зарегистрировано около 90 млн профилей (многие имеют профили в двух-трех социальных сетях); количество почтовых ящиков в бесплатных почтовых службах приближается к 120 млн (ежедневно их посещают около 15 млн человек). Поисковые системы ежесекундно дают 1300 ответов на вопросы пользователей (в 2008 г. дано более 17,6 млрд ответов). На российских фотохостингах размещено более 3 млрд фотографий, на видеохостингах – 25 млн видеороликов (ежемесячно прибавляется более 1 млн роликов). Кроме того, в Рунете сегодня «живет» более 8,5 млн блогов, один из которых принадлежит Президенту РФ. Характерно, что Дмитрий Медведев приветствовал участников конференции в актуальной форме – через свой видеоблог, обновление которого состоялось в момент официального открытия «РИФ + КИБ» и было показано на киноэкране в зале пленарного заседания.

Российский блоггер номер один отметил, что «за последнее время Интернет развился в полноценную саморегулируемую систему, довольно сильно влияющую на все сферы нашей жизни», что «пытаться регулировать Сеть, делать это примитивно – очень сложно», что «в Интернете нужно присутствовать по его законам, и здесь есть над чем поработать, причем поработать всем». Президент подчеркнул, что государство может и должно создать хорошие условия для максимальной доступности интернет-услуг, а задача власти на всех уровнях – «быть в этом пространстве открытой». Обе задачи, по признанию Президента России, непростые и требуют системного подхода.

.РФ - это радуетЗакон «Об Интернете»: попытка №…

На секционных заседаниях конференции были охвачены практически все аспекты отрасли – интернет-сообщества и социальные сети, кадры в Рунете, технологии и телеком, государственные инициативы развития Рунета, маркетинг, реклама, электронная торговля и платежи, поисковая оптимизация, видео, игры, информационная безопасность, развитие Интернета в регионах РФ, развитие русскоязычного Интернета за пределами России, интернет-СМИ, геосервисы в Рунете, мобильный Интернет, правовые вопросы…

Закономерно, что на «правовой» секции был поднят и вопрос, касающийся обсуждения в Госдуме закона «Об Интернете». Консолидированное мнение интернет-общественности: такой закон не нужен. Виктор Наумов (Санкт-Петербургский институт информатики РАН) отметил, что проблема определения пределов ответственности провайдеров за противоправные действия других лиц будет существовать долго – пока либо не сформируется судебная практика (как в США), либо не будет принято четкое законодательство в этой сфере. «Причем не нужно специального закона «Об Интернете», достаточно внести точечные поправки в ряд норм закона «Об информации», в часть 4 ГК», – считает В. Наумов. Его поддержал Иван Засурский (доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, журналист), призвавший общественность перейти от «пассивной обороны» к активной позиции – сформулировать свое мнение в виде концепции, представить «коллекцию поправок в другие законы», «дать текст». Однако в большой семье Рунета не все так хорошо консолидировано, как на отдельно взятой объединенной конференции. Как заметил Максим Бобин (Mail.Ru), попытки написать такой «текст» вот уже полгода не приводят к успеху: «Не получается. Это не так просто, потому что на самом деле в отрасли нет никакого единства. На фондовом рынке, скажем, гораздо большее чувство локтя, а здесь договориться не можем». Представитель «Яндекса» тут же парировал: «Наша задача – не выработать какой-то единый документ, а убедить законодательную власть в том, что никакого закона «Об Интернете» не требуется. На самом деле это ведь не первый и даже не второй подход к закону «Об Интернете». Забавная закономерность: первый драфт закона появился в 1997 г., следующий был в 2001 г., потом – в 2005 г. и вот теперь – в 2009 г. То есть это происходит каждый раз примерно через год после выборов – президентских и думских. Можно предположить, что в 2013 г., если все будет хорошо, мы опять будем обсуждать закон "Об Интернете"».

«Складывается странная ситуация, – резюмировал Михаил Якушев (Координационный центр национального домена сети Интернет). – Премьер-министр неоднократно заявлял, что регулирование интернет-среды невозможно без участия тех, кто в этой среде работает, кто занимается соответствующим бизнесом. Президент РФ также неоднократно высказывал свое отношение к регулированию Интернета. Тем не менее на обсуждение Госдумы вносятся документы, которые однозначно подвергаются критике со стороны организаций, мнение которых в этом вопросе нужно как минимум учитывать».

Новая точка отсчета

Один из «горячих» вопросов конференции – расширение российского доменного пространства. А. Колесников сообщил, что в настоящее время уже разработана и опубликована первая версия Концепции регистрации доменных имен второго уровня в кириллическом домене .РФ. По предварительным оценкам Координационного центра, приоритетный период регистрации в домене .РФ начнется в ноябре этого года, а открытая регистрация – в марте 2010 г. На конференции состоялось первое публичное обсуждение основных принципов открытия регистрации в домене .РФ. Разработчики опубликованной в преддверии конференции Концепции разъяснили ее основные положения, а участники высказали свои предложения по доработке первой версии документа. «Концепция направлена прежде всего на защиту интересов простых пользователей, обладателей исключительных прав на товарные знаки и органов государственной власти, – отметил А. Колесников. – В целях добросовестного использования доменного пространства в новом национальном домене .РФ предполагается при регистрации требовать предоставление документов, идентифицирующих администратора домена». Обсуждение Концепции продолжилось и после конференции – на сайте Координационного центра. Следующий раунд публичных обсуждений был назначен на 14 мая. По итогам всех обсуждений в Концепцию внесут необходимые поправки и направят ее на согласование в заинтересованные ведомства. На основе согласованной Концепции будут разработаны Правила регистрации доменных имен в домене .РФ.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!