Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2009
Александра КРЫЛОВА  16 июня 2009

Интернет против кризиса

Изменения в системе общественных отношений наметились еще в конце прошлого века. С распространением интернет-технологий появилась возможность интерактивного взаимодействия государства и граждан. Есть все основания полагать, что нынешние экономические трудности ускорят этот процесс и приведут к созданию новых форм общественной самоорганизации.

И. Пономарев:  «В Интернет уходит активность людей, которая не может реализоваться в традиционных институтах общества»Могут ли информационные технологии помочь преодолеть или хотя бы смягчить действие кризиса сегодня? На какие формы взаимодействия нужно делать ставку? Эти и некоторые другие вопросы Институт современного развития (ИНСОР) и подкомитет по технологическому развитию Комитета Госдумы РФ по информационной политике и информационным технологиям вынесли на обсуждение за круглым столом «Новые социальные информационные технологии против кризиса».

По мнению председателя подкомитета  И. Пономарева, прообразом системы экономического, политического и общественного управления будущего могут стать сетевые структуры самоорганизации граждан, или попросту социальные сети.

Растущая коммуникативная активность россиян в социальных сетях подтверждается данными проекта «Социо-Интернет Мониторинг», проведенного ФОМ в марте этого года. Как показали результаты опроса 4 тысяч человек, в течение месяца сайтами социальных сетей пользовались 49% респондентов, сервисами обмена мгновенными сообщениями – 28%, форумами и чатами – 28%. По количеству голосов опрошенных социальные сети уступили только электронной почте – 56%.

П. Лебедев (ИНСОР), озвучивший эти цифры, отметил, что по сравнению с другими категориями населения участники социальных сетей имеют более высокую адаптивность к изменению своего статуса: они готовы искать дополнительный заработок, менять место работы. Впрочем, эксперт считает, что пока пользователи проявляют активность только в коммуникациях, в других же сферах ее еще только предстоит формировать.

Интернет-технологии могли бы стать инструментом, позволяющим смягчить воздействие кризиса на малый и средний бизнес. Однако, по мнению О. Молодцова (Московская ассоциация предпринимателей), объединить небольшие предприятия в Глобальной сети сложно, поскольку многие их владельцы до сих пор не только не научились использовать Всемирную паутину для повышения эффективности своего бизнеса, но и всё еще «теряются» в обширном интернет-пространстве.

О том, как переломить эту тенденцию, рассказал С. Котырев («Юмисофт»). Он предложил включить льготное или даже бесплатное создание сайтов для малого и среднего бизнеса во все реализуемые сегодня государственные программы по поддержке этого сектора экономики. Смысл такого подхода в том, чтобы «дать голодному не рыбу, а удочку», тем более что Интернет, как выразился  С. Котырев, «рыбное место». Благодаря господдержке предприниматели смогут создать сайты своих компаний, получив, по сути, новые для себя каналы продаж. Притом что вход на рынок будет для них если не бесплатным, то по минимальной цене.

Новые социальные интернет-технологии полезны и для рядовых пользователей Сети, которые, объединившись, смогут, например, приобретать по льготной цене товары или услуги за счет скидок, предоставляемых их производителями или поставщиками для коллективных закупщиков. В этом случае, считает И. Эйдман (компания «Политика 2.0»), существующая сегодня товарная цепочка может стать значительно короче.

Внедрение такой модели будет способствовать росту конкуренции среди поставщиков товаров, а следовательно, снижению цен для покупателей. И, что немаловажно для производителей, станет стимулом для роста объемов потребления, убежден И. Эйдман. Однако пока это дело будущего.

Прозвучал на круглом столе и пример уже налаженного взаимовыгодного сотрудничества людей и компаний в Интернете. О закрытой деловой социальной сети Gooroo.ru рассказала один из ее идеологов Е. Крулевич. Этот проект работает по широко распространенному на Западе рекомендательному принципу. Компании-работодатели размещают на его площадке вакансии, а эксперты из разных сфер бизнеса (а их у Gooroo.ru около тысячи) рекомендуют известных им специалистов. В случае, если кандидат подходит работодателю, последний выплачивает эксперту вознаграждение, гарантом получения которого выступает Gooroo.ru.

В условиях кризиса спрос на альтернативный интернет-рекрутинг растет. И его создатели уже подумывают об установлении контактов с университетами, которые тоже могли бы рекомендовать на определенные вакансии своих лучших студентов.

Антикризисный потенциал интернет-технологий вообще и технологий Web 2.0 в частности сегодня достаточно высок и может быть использован на благо обществу. Однако для его реализации от государства требуется гибкий подход. Оно должно определиться, какие из проектов и идей в области Интернета поддержать, а каким… просто не мешать.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!