Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2009 |
Валерий Юрьевич ТАРАСОВ  | 15 сентября 2009 |
Бизнес по расписанию
Эффективность работы предприятия, связанного с массовым обслуживанием клиентов, во многом зависит от оптимизации работы сотрудников и используемых ресурсов. Как, к примеру, в call-центре составить расписание и следовать ему, обеспечивая тем самым высокий уровень обслуживания клиентов?
Самое первое в нашей жизни расписание появляется почти одновременно с нашим появлением на свет. Умение жить по плану нам старательно прививают родители в надежде обеспечить комфортное существование обеих сторон. Далее эстафету подхватывают школы, вузы и проч. Постепенно приходит понимание, что определенному графику подчиняется всё вокруг, начиная с движения поездов и самолетов и заканчивая программой телепередач. Но лишь немногие задумываются о том, как сложно, например, распланировать работу сотрудников предприятия в режиме, позволяющем оптимально использовать доступные ресурсы, и регулярно поддерживать актуальность таких графиков.Весьма нагляден в этом смысле пример работы кассиров в сетевом супермаркете. При наплыве покупателей недостаток операционистов ведет к образованию очередей, снижению качества обслуживания, потере клиентов, а следовательно, и прибыли. В то же время избыток кассиров, работающих в часы минимальной нагрузки, приносит убытки в чистом виде. Отсюда вывод: количество обслуживающего персонала должно соответствовать числу запросов, поступающих от клиентов (рис. 1).
Этот принцип действует всегда, когда речь идет о работе сотрудников больших коллективов, связанных с массовым обслуживанием клиентов. Рассмотрим процесс составления расписания работы операторов на примере call-центра, типичного представителя подобных заведений, но подчеркнем, что все эти процессы могут быть адаптированы для планирования работы обслуживающего персонала в других отраслях.
Что нужно учесть при составлении расписания
Главная цель планирования – обеспечить на рабочем месте необходимое число операторов для обслуживания вызовов с заданным в компании уровнем сервиса. При выполнении этой задачи необходимо учитывать следующие факторы:
1 - в call-центре может существовать несколько skill-групп операторов, для которых определены различные уровни сервиса. То есть сотрудники одной категории могут обладать разной квалификацией и специализацией.
2 - в call-центре обычно работают операторы не только с полной занятостью, но и на полставки или повременно, а также те, кто предпочитает, например, ночные смены дневным. Более того, иногда сотрудники болеют, могут не выйти на работу в силу форс-мажорных обстоятельств, могут, наконец, отпроситься или элементарно опоздать/прогулять.
3 - оператор физически не в состоянии всю смену заниматься обслуживанием вызовов: он вынужден прерываться на обед, чай/кофе и т.д. Кроме того, рабочее время он может использовать на обучение и выполнение административных заданий.
4 - при составлении расписания должны быть учтены нормы трудового законодательства РФ, определяющие количество рабочего времени в неделю и месяц.
5 - число звонков, поступающих в call-центры, может меняться день ото дня, в течение недели, месяца, года. На их количество влияют также маркетинговые акции компании, сбои в обслуживании клиентов, работе техники и т.д.
Этапы составления расписания
В составлении расписания, как правило, задействованы три категории сотрудников call-центра – планировщик ресурсов, старший группы (супервизор) и сами операторы. На рис. 2 приведена совокупность действий коллектива call-центра, вовлеченного в процесс составления и выполнения расписания.
Планировщик отвечает за весь процесс планирования и составления расписания. Старший группы контролирует работу подчиненных ему операторов и предоставляет планировщику необходимую информацию. Операторы отвечают за соблюдение графика работы, предоставляя свои пожелания по изменению смен старшему группы.
Работа над составлением расписания начинается с определения нагрузки на период планирования – на год или поквартально – для формирования бюджета работы call-центра, подготовки плана набора и обучения персонала.
Прогнозирование. Прежде всего нужно спрогнозировать объем вызовов, которые поступят за это время в call-центр. Планировщик должен проанализировать как можно более длительный исторический промежуток работы call-центра и определить среднее количество поступающих вызовов, время их обслуживания и поствызывной обработки. Кроме того, необходимо учесть сезонность грядущего периода и тенденции развития компании. На основании этих данных делается предварительный прогноз о предстоящей нагрузке call-центра и требуемом количестве сотрудников для обслуживания клиентов.
Подготовка и публикация расписания. За 6–8 недель до официальной публикации расписания долгосрочный прогноз уточняется и корректируется. Изменения в прогнозе могут появиться в результате проведения новых маркетинговых акций, не запланированных ранее мероприятий и т.п. Одновременно происходит уточнение графика работы операторов с учетом уже работающих и подготовленных за последнее время специалистов. Надлежит также рассмотреть пожелания операторов о времени отпусков, предпочтения по типам смен и т.п. Сбор информации такого рода включается в обязанности супервизора и происходит за месяц-полтора до публикации расписания.
С учетом предполагаемой нагрузки, пожеланий операторов и требований к качеству обслуживания планировщик составляет предварительное расписание. Оно должно быть готово минимум за 1–2 недели до вступления в силу официальной публикации. В этот момент операторам предоставляется последняя возможность подать заявку о внесении изменений в график работы. После того как предварительное расписание согласовано, происходит его официальная публикация. Она доводится до сведения каждого оператора – сотрудники должны четко представлять себе, в какой день и время им предстоит работать в течение определенного периода.
Контроль и анализ
Обычно расписание составляется на месяц, однако после публикации работа с ним не заканчивается. Требуется обеспечить контроль за его соблюдением, поскольку незапланированное отсутствие одного или нескольких сотрудников может привести к серьезному ухудшению качества обслуживания. Также в течение дня нужно следить за увеличением/снижением нагрузки и при необходимости вносить корректировки в расписание и работу операторов. К примеру, перенести собрание/обучение на другой день или, наоборот, организовать его, если количество вызовов снизилось. С учетом всех этих обстоятельств в расписание ежедневно и еженедельно вносятся поправки.
В процессе наблюдения уточняется процент незапланированного отсутствия сотрудников, который должен быть учтен в очередном периоде планирования. Также по ходу работы возможна оптимизация графика работы за счет более эффективного распределения операторов различной квалификации на обслуживание тех или иных категорий вызовов.
Таким образом, мы видим, что составление и контроль выполнения расписания – работа ответственная, кропотливая, а порой довольно нервная. Особенно это касается этапа планирования. Обычно график составляется в программе Excel, что, безусловно, эффективнее, чем выполнение этой работы вручную на бумажной сетке. Но еще проще и быстрее воспользоваться для этих целей системой планирования ресурсов WFM (WorkForce Management). Подобное решение предлагают компании Teleopti, Genesys, Aspect и др. Оно позволяет автоматизировать работу планировщиков, супервизоров и операторов в соответствии с описанными процессами. Как показывает практика, применение ПО WFM на 10–25% повышает эффективность использования ресурсов, снижает напряженность в работе сотрудников call-центров, сокращает текучку кадров и повышает дисциплинированность персонала.
Важную роль для поддержки лояльности пользователей портала Mail.Ru играет служба техподдержки. Каждый день в нее поступает не меньше 7 тыс. обращений. При этом средний срок ответа на письмо – 8 часов, однако на очень большое количество посланий отклик приходит еще быстрее – примерно через 5 часов. Мы используем так называемую тикетную систему обработки сообщений – каждому письму в службу поддержки присваивается уникальный номер. Он не дает письму потеряться и позволяет оперативно отслеживать статус обращения. Кроме того, у топ-менеджеров Mail.Ru (включая гендиректора) есть профайлы в социальной сети Мой Мир@Mail.Ru – им можно напрямую отправить любое сообщение, высказать пожелание, рассказать о проблеме и т.д.