Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2009
Лилия ПАВЛОВА  13 октября 2009

Terra incognita, IPTV

Спустя пять лет после старта в России первого IPTV-проекта, после запуска десятков сетей, насчитывающих в сумме около 300 тыс. абонентов, операторы IPTV констатируют: чем глубже они входят в этот лес, тем больше на их пути неведомых дорожек со следами невиданных зверей.

Рискнувшие ступить на terra incognitaРынок неопределенностей


Начнем с цифр. Международные аналитические агентства значительно расходятся в оценках рынка IPTV. Так, по данным Informa Telecoms & Media, в конце 2008 г. количество абонентов услуг IPTV в мире достигло 19,96 млн (прирост абонентской базы – 7,5 млн). Infotenics Research называет цифру в 32 млн (рост в два раза) с прогнозом на 2009 г. в 53 млн. Некая середина косвенно просматривается в данных, приведенных Ericsson на конференции IPTV'2009 (организатор AHConferences): в мире сегодня используется 1,2 млрд ТВ-приемников, из которых 2% (24 млн) принимают IPTV.


Проецируя это соотношение на российский рынок (около 80 млн ТВ-приемников, порядка 300 тыс. – IPTV), приходится признать, что мы прошли меньше половины пути к 1%. Впрочем, если учесть, что за пять лет эти сотни тысяч абонентов собраны с нуля, то динамика рынка – практически 100% ежегодно – впечатляет. Кризис, очевидно, покажет спад темпов роста абонентов в нынешнем году. Но он же обострил азарт игроков, которые ищут и находят нестандартные решения. «Количество абонентов IPTV в России говорит само за себя – услуга молодая и не стала массовой, поэтому о ней сложно судить как о явлении рынка, – заметил О. Колесников, технический директор «НТВ-Плюс». – Но и недооценивать ее нельзя».


Вполне возможно, что в отдаленном будущем «облако IPTV» перерастет в тотальное веб-ТВ, которое отодвинет традиционное линейное ТВ в тень. Тем не менее по крайней мере два старших поколения человечества вряд ли откажутся от привычки смотреть телевизор «по старинке». Поэтому, по мнению техдиректора «НТВ-Плюс», доминировать в ближайшие 5–10 лет будут гибридные решения, совмещающие линейное телесмотрение и интерактивные сервисы на одном приемнике. Видя неплохие перспективы в сосуществовании с IPTV, «НТВ-Плюс» предложил региональным операторам IPTV свою транспортную сеть и контент в обмен на расширение абонентской базы и спектра предоставляемых услуг, а также возможность организации В2В-сервисов (см. «ИКС» № 9’2008 г., с. 58).


По словам О. Колесникова, в этом направлении в настоящее время проводятся эксперименты, создается контент на базе В2В для местных операторов IPTV, отрабатываются программно-аппаратные решения. При этом на пути участников эксперимента возникла еще одна неопределенность. «Начиная проект, мы столкнулись с тем, что все в нем зависит от нашей фантазии, – сообщил О. Колесников. – Какие применять устройства, какие цепочки обработки информации создавать – все происходит произвольно. В отличие от мира DVB-S здесь стандартных решений нет. Поэтому задача для IPTV – это в первую очередь стандартизация решений и их унификация. А для операторов IPTV – интеграция с традиционными операторами, которая даст им правовую определенность».


Время экспериментов


На конференции не единожды звучала мысль, что в области IPTV еще так много белых пятен, что любая мелкая проблема, возникающая при внедрении оборудования, эксплуатации сети, запуске новой услуги, может оказаться критичной или по крайней мере требующей квалифицированного диагноза. Поэтому, убежден М. Раевский, ведущий менеджер Центра видеоуслуг ОАО «Центральный Телеграф», в проект с самого начала следует привлекать дорогих специалистов. «Это лучший способ сэкономить на первой из трех составляющих любого проекта IPTV – людях, – говорит он. – Один дорогой специалист эффективнее 10 специалистов эконом-класса.


Вторая составная часть – технологии, используемые в проекте. Сеть IPTV «Центрального Телеграфа» (торговая марка Qwerty) базируется на OpenSource, что позволяет применять ряд программных продуктов с открытыми кодами. Но самое главное – доскональное знание платформы и ее возможностей позволило оператору реализовывать новые, порой рискованные идеи. Так, в этом году собственными силами был разработан сервер статистики в приставки Amino 110 без покупки SDK – и сегодня оператор получает информацию о телесмотрении от 10,5 тыс. абонентов IPTV Qwerty, которая очень помогает в общении с «третьей силой» проекта – правообладателями контента.


Глубокое погружение в тонкости платформы и приставок позволило оператору организовать «перепрошивку» приставок с минимальными потерями, самостоятельно провести кастомизацию портала. «Писком сезона» назвал М. Раевский вынесение окна промо-канала Qwerty в меню приставки: если раньше этот канал не пользовался популярностью у абонентов, то минувшим летом его рейтинг в сети превышал рейтинг Первого канала. Сейчас оператор завершает оформление этого канала как СМИ. Неудачным же оказался эксперимент с пакетом «ПятерQа» с переменным составом, конечной целью которого было заинтересовать абонентов в подписке на расширенный пакет. «Ощутимого роста продаж расширенного пакета мы не увидели, – заключил М. Раевский. – Но диагноз поставили. Решили пересмотреть свою политику в отношении расширенного пакета».


Свои эксперименты проводит и МТС. По словам Ярослава Свинцова, директора департамента интерактивных услуг МТС, у оператора есть четыре веские причины двигаться в сторону IPTV и веб-ТВ: большая абонентская база с хорошим ARPU; развитая система таргетинга и знание предпочтений своих пользователей; наличие обширных медиакаталогов контента и опыт продажи музыкального, кино- и видеоконтента; наличие биллинга, способного тарифицировать контент как в мобильном, так и в веб-формате.


Весной 2009 г. МТС запустил в ограниченную, а в сентябре – в коммерческую эксплуатацию новый сервис в Интернете – «Омлет», мультимедийный интерактивный развлекательный портал. По сути, это интерак-тивный магазин с широким выбором лицензионного музыкального, видео- и игрового контента и дополнительным функционалом социальной сети. «Это открытая сервисная платформа, на которой реализовано несколько технологий для удобства пользования контентом, – пояснил Я. Свинцов. – У нас довольно хорошо развита технология MobileWeb, мы ее соединили с Web 2.0 – те каталоги, которые у нас были, мы представили в веб-формате, причем абонент делает одну покупку и для РС, и для телефона, а пополнять счет можно через SMS, Web Money, терминалы и т.д. К слову, на «Омлете» мы даем возможность покупки контента в том числе и абонентам «МегаФона» и «Билайна».


Оператор готов также предоставить портал как «готовую витрину» партнерам, которые хотят продавать собственный музыкальный ТВ-контент, причем операторский биллинг проведет для них и все расчеты. Сейчас на «Омлете» представлено шесть ТВ-каналов, доступных в бесплатном режиме, но до конца года, по словам Я. Свинцова, их будет десятки, в основном подписных. «Платформа эта мощная, масштабируемая; на ее основе мы можем создавать новые сайты под контент-партнера, причем правообладатели смогут пользоваться нашей инфраструктурой при продаже своего контента, если такой инфраструктуры у них нет, – сообщил Я. Свинцов. – Функционал, доступный сегодня, является частью большого функционала, который полностью будет доступен весной следующего года».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!