Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2009 |
Александра КРЫЛОВА  | 13 октября 2009 |
От IP-коммуникаций – к IP-сотрудничеству?
Перенос фокуса бизнеса с технологии на потребителя – единственный способ повысить конкурентоспособность операторов, играющих на интернет-рынке. Для его реализации требуется по-новому строить отношения друг с другом, а также активизировать усилия по совершенствованию регулирования сферы ИКТ.
К таким выводам пришли участники 10-й конференции АДЭ «Состояние и перспективы развития IP-коммуникаций и IP-сервисов в России: от технологий к потребителям».Хорошая новость: мировому финансовому кризису не удалось остановить развитие отрасли телекоммуникаций в России в целом и рост рынка ШПД в частности. По данным аналитиков, которые привел председатель программного комитета конференции Николай Репин («Электро-ком»), количество абонентов широкополосного доступа в Интернет увеличилось во II квартале 2009 г. на 2% в Москве, на 3% – в Санкт-Петербурге и на 10% – в российских регионах.
Плохая новость: в условиях кризиса, когда кредиты подорожали, а инвесторы стали больше думать об эффективности вложений, обострение конкуренции между разными группами игроков рынка ШПД, в том числе и в регионах, по словам Антона Колпакова («Ростелеком»), «убивает бизнес».
Остановить этот процесс операторы, как магистральные, так и поставщики услуг доступа на последней миле и виртуальные, могут только сообща, наладив партнерство, при котором каждый из них будет добиваться эффективности инвестиций в развитие приоритетных для себя направлений бизнеса. Например, магистральный оператор знает, как повысить эффективность капиталовложений в строительство ВОЛС, местные операторы обладают опытом успешных инвестиций в развертывание сетевой инфраструктуры в своем регионе, виртуальные операторы (их пока немного) умеют получить максимальный экономический эффект от вложений в маркетинг и продажи.
еще об одной новости для операторов связи сказал Михаил Кристев (Cisco): в условиях уже начавшегося перехода от IP-коммуникаций к IP-взаимодействию, проникновения технологий Web 2.0 в бизнес-среду и госорганизации и первым, и вторым понадобятся экспертиза и услуги мультисервисных операторов.
В целом минувший 2008 г. стал для мирового операторского сообщества годом triple play и «возрождения динозавров». В подтверждение этого тезиса председатель исполкома АДЭ Аркадий Кремер привел следующие факты: компания AT&T объявила, что ее доходы от услуг ШПД и услуг ТВ возрастали в течение всего года, а отток пользователей голосовых услуг начал сокращаться. British Telecom за 2008 г. подключила 250 тыс. абонентов IPTV и 450 тыс. абонентов ШПД. По сообщению France Telecom, продажи услуг IPTV, премиального контента и рекламы принесли ей в течение 2008 г. около $2 млрд.
Добьется ли успеха IPTV в России?
Пока на этот вопрос однозначно ответить нельзя. В Южном филиале ЗАО «Комстар-Регионы», по словам его руководителя, Михаила Монастырского, в тестировании услуги IPTV приняли участие 10% абонентской базы ШПД оператора, насчитывающей более 100 тыс. человек. После ввода в коммерческую эксплуатацию доля потребителей этой услуги снизилась до 1–2% пользователей ШПД.
«Дело в том, – пояснил М. Монастырский, – что преимущества IPTV перед привычным и недорогим КТВ (таких абонентов у Южного филиала ЗАО «Комстар-Регионы» – более 300 тыс. – Прим. авт.) для большинства пользователей неочевидны, поэтому приходится делать ставку на семьи, живущие в собственных домах, до которых КТВ никогда не доберется».
Иными словами, он констатировал, что генератором выручки IPTV, как и многие другие дополнительные сервисы, не стало. Сегодня их доля в ней – около 1%. Впрочем, считает он, в будущем роль дополнительных сервисов в целом и IPTV в частности в привлечении и удержании клиентов будет возрастать.
Более заметных успехов на ниве IPTV удалось добиться «Дальсвязи». Впервые услуга под брендом «Интерактивное телевидение TVi» была выведена компанией на рынок Приморского края в 2006 г. и за три года постепенно обжилась во всех остальных филиалах. Как отметил Владислав Бобков, директор департамента стратегического развития бизнеса и маркетинга «Дальсвязи», к концу первого полугодия 2009 г. на нее подписались 55 тыс. человек. Сейчас APRU от услуги IPTV составляет 210 руб. и имеет тенденцию к повышению. В этом году «Дальсвязь» планирует заработать на IPTV 250 млн руб., однако, по словам В. Бобкова, срок окупаемости проекта, который по первоначальным расчетам должен был составить четыре-пять лет, увеличится на два года.
Попробовать себя на рынке IPTV готовятся и магистральные операторы. «Ростелеком» силами своего Северо-Западного филиала в тестовом режиме отрабатывает услугу доставки IPTV-контента (70 телеканалов и несколько сотен фильмов с постоянной ротацией) конечным пользователям по агентской схеме, в которой субагентами выступают операторы связи. Задача такого тестирования, в которой, по словам начальника отдела продаж операторам связи Северо-Западного филиала Алексея Ефимова, участвуют более десятка провайдеров ШПД в СЗФО и еще несколько в других регионах России, – детальная проработка всех вопросов, которые могут возникнуть у сторон при внедрении новой бизнес-модели.
«В результате проект, в котором «Ростелеком» будет выступать в роли мощного контент-агрегатора, – прокомментировал А. Колпаков, – должен стать федеральным. Это будет нормальная рыночная услуга, которой сможет воспользоваться любой оператор. Наша цель – создать услугу, интересную и набором сервисов, и финансовыми условиями».
Новым отношениям – адекватное регулирование
Не только в России, но и во всем мире администрации связи, призванные регулировать развитие инфокоммуникаций, все чаще оказываются неготовыми к неожиданному появлению и бурному распространению новых технологий, отметил президент Инфокоммуникационного союза Александр Крупнов. Выход из этого положения для регулятора – в тесном сотрудничестве с саморегулируемыми организациями.
Впрочем, несмотря на активное участие АДЭ в совершенствовании нормативной правовой базы инфокоммуникаций в формате двух рабочих групп (о работе РГ-1 см., например, «ИКС» № 2–3’2009. – Прим. ред.), операторы связи пока не ощущают, что регулятор уступает свои позиции. напротив, он разрабатывает «тяжелые» базы данных о регистрации сетей, увеличивается количество надзорных органов и чиновников, по-прежнему действуют нормы, ограничивающие деятельность операторов VoIP.
Между тем Еврокомиссия, изучающая последний вопрос с 2005 г., рассматривает услуги VoIP наряду с прочими услугами связи и даже считает необходимым поддерживать предоставляющих их операторов как компании малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день, по данным Андрея Постникова («Синтерра UK»), в Европе работают более 500 VoIP-операторов.
По мнению Александра Голышко («Интеллект Телеком»), поскольку сосуществование двух технологически разных фрагментов в единой сети РФ, старых и новых, будет сохраняться еще долго, регулятор не должен пытаться «охватить единым универсальным регулированием деятельность поверх принципиально разнородной инфраструктуры».
Разработкой Концепции инфокоммуникационного регулирования, позволяющей сделать набирающий обороты процесс «цифровизации всего и вся» управляемым, занималась РГ-2. Одним из важных выводов, сделанных группой, ее руководитель Игорь Масленников («МФИ Софт»), назвал осознание назревшей необходимости разработки Инфокоммуникационного кодекса в виде федерального закона прямого действия. Он должен регулировать взаимоотношения между операторами и другими участниками рынка (контент-провайдерами, платежными системами, банками, владельцами инфраструктуры, регуляторами и всеми, от кого зависит оказание услуг) и быть согласованным с другими кодексами – Гражданским, Уголовным, Административным, Градостроительным и пр.
Дальнейшее обсуждение такой возможности на круглом столе, где регулятора представлял замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, показало, что в высших эшелонах отраслевого ведомства эта идея находит понимание. «И министр, и министерство – за Инфокоммуникационный кодекс», – заявил Н. Мардер. Однако сегодня, когда из федерального бюджета средства на финансирование научных исследований в области нормативной правовой базы практически не выделяются, воплотить эту идею в жизнь в короткие сроки не удастся.
Не отказываясь от нее окончательно, Н. Мардер предложил членам РГ-1 и РГ-2 продолжить работу в 2009–2010 гг., и прежде всего представить свои выводы на заседании НТС Минкомсвязи. Поскольку возражений со стороны Ассоциации документальной электросвязи не последовало, есть надежда, что хоть и в отдаленной перспективе, но участники разных сегментов отрасли инфокоммуникаций смогут строить взаимоотношения, опираясь на новые, адекватные их бизнес-целям и планам нормативные правовые акты.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!