Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 12 2009 | ![]() |
![]() |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 08 декабря 2009 |
Мобильный WiMAX времен выхода в люди
Еще год назад мобильный WiMAX был почти абстрактным понятием, а сейчас сотни тысяч наших сограждан являются абонентами сетей этого стандарта и на повестке дня второго российского WiMAX-форума – первые результаты работы реальных бизнес-моделей первопроходцев.
Причем это подобие потребительского взрыва произошло в условиях экономического кризиса и ожидания грядущего пришествия LTE, т.е. инвесторы, потратившие на эти проекты десятки и сотни миллионов долларов, хорошо подумали о перспективах такого вложения денег.Рынок только формируется, участников пока немного, и у всех разные предыстории, бизнес-модели и целевые регионы. Очень важный для массового рынка порог стоимости абонентского устройства технология Mobile WiMAX уже преодолела: цена USB-модема снизилась до $90, а к концу года может опуститься и до $50 (а некоторые операторы еще и дотируют своих абонентов).
Практические все операторы делают основную ставку на клиентов с ноутбуками и нетбуками, и их хорошо поддерживают вендоры: в Россию сейчас поставляется больше 60 моделей ноутбуков с WiMAX-чипсетами (успехи технологии 3G здесь более чем скромные). Оно и неудивительно: пропускной способности WiMAX хватает для комфортного просмотра видео даже в неблагоприятных условиях, когда скорость нисходящего канала опускается до 2–3 Мбит/с (ну а рядом с базовой станцией можно получить более 10 Мбит/с).
Подходит для столиц...

Основной конкурент «Скартела» в Москве – компания «Комстар-ОТС». Диапазон тот же – 2,5 ГГц, бизнес-модель совсем другая: WiMAX рассматривается как «дорожное» дополнение домашнего ADSL-доступа и Wi-Fi-мобильности в помещении. Как «конвергентный» оператор, «Комстар» не раскрывает количества своих WiMAX-пользователей. В отличие от «Скартела», предлагающего и WiMAX-смартфоны, «Комстар» ориентируется только на ноутбуки. Сейчас абонентам предлагаются USB-модемы, но скоро должен появиться нетбук Colibri-Comstar со встроенными модулями WiMAX, 3G и EDGE, который позволит быть на связи во всей зоне покрытия сети МТС, нынешнего обладателя контрольного пакета акций «Комстара». Пока компания не практикует безлимитные WiMAX-тарифы, поскольку, как прокомментировал вице-президент «Комстар-ОТС» по стратегии и развитию Александр Горбунов, «мы не стремимся привлечь абонентов, которые качают 2 Тбайта в месяц» (таков рекорд одного из клиентов Yota). Правда, в пакет с упомянутым Colibri войдет год безлимитного WiMAX-доступа, но это только подчеркивает уникальность предложения.
...и регионов

В другом диапазоне, 3,5 ГГц, работает на Украине и в России компания Freshtel. В сентябре началась тестовая эксплуатация ее сети в Киеве. В России, как рассказал гендиректор Freshtel Communications Group Сергей Авдеев, компания пытается ликвидировать цифровое неравенство и идет в те районы, где проникновение Интернета невысоко (сейчас сдаются в коммерческую эксплуатацию сети в Чехове, Серпухове, Туле и Новомосковске).
На своем транспорте…
Как отмечали все выступавшие операторы, главное для беспроводной WiMAX-сети – мощная транспортная сеть. Объемы трафика, циркулирующего в таких сетях, огромны (в сети Yota средний показатель на пользователя в месяц – 12,7 Гбайт, у Freshtel в Киеве – 31 Гбайт), аренда каналов влетит в копеечку, но гарантировать качество связи при этом невозможно. Поэтому надо иметь собственную оптоволоконную транспортную сеть, которая сможет наращивать пропускную способность с прицелом на переход к новой версии Mobile WiMAX Release 2 (IEEE 802.16m), предусматривающей вчетверо б'ольшую скорость передачи данных, чем в нынешней версии IEEE 802.16e. Коммерческое внедрение стандарта 802.16m начнется, как предполагается, в 2011 г.
…и с новыми частотами
Как известно, в августе 2009 г. увидело свет Решение ГКРЧ № 09-04-05-1 о признании «возможным использования полосы радиочастот 2300–2400 МГц радиоэлектронными средствами мобильного беспроводного доступа отечественного производства на территории Российской Федерации». Когда прозвучало «полосы радиочастот» (да еще и в диапазоне мобильного WiMAX), операторы по традиции встрепенулись, а на словах «отечественного производства» призадумались. Но все оказалось не так уж печально. Как сообщил собравшимся замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, «требовать оконечное пользовательское оборудование отечественного производства было бы по меньшей мере странно». Остается операторское. Пока в недрах Минпромторга РФ зреет официальное определение «отечественного производителя», зарубежные производители, прочно обосновавшиеся на российском рынке, не дремлют. По словам Е. Новикова, директора Huawei CIS по развитию бизнеса CDMA-WiMAX, его компания уже рассмотрела три возможных варианта определения и для каждого заготовила свой план мгновенных действий.
Надо полагать, что и другие вендоры тоже подготовились к тому, чтобы успешно обой... простите, удовлетворить требования Минкомсвязи. Пока на конкурс выставлены лицензии на оказание услуг связи в тех 40 регионах, где есть ресурс в 30 МГц (обеих столиц в списке нет), но дальнейшая конверсия и расчистка спектра должны открыть новые регионы и, возможно, новые частоты в диапазонах 2500–2690 МГц. В общем, скучно не будет.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!