Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2007
Евгения ВОЛЫНКИНА  01 марта 2007

Где деньги, IMS?

Платформа IMS (IP Multimedia Subsystem) была разработана около пяти лет назад, и можно сказать, что к настоящему моменту она достигла технологической зрелости. Но не коммерческой. Российские сотовые операторы что-то не торопятся одаривать своих абонентов благами IMS. Почему они ограничиваются лишь тестированием отдельных сервисов? Когда IMS начнет приносить деньги и произойдет ли это вообще?

П. РойтбергНа эти вопросы пытались ответить участники круглого стола «IMS – от технологии к доходам», организованного информационно-аналитическим агентством MForum Analytics. Обсудить коммерческий потенциал IMS собрались представители поставщиков решений для сотовых сетей и ведущих российских операторов мобильной связи. Вендоры, конечно же, расхваливали новую технологию, живописуя богатство функций и возможностей, открывающихся перед пользователями. Правда, они признавали, что первоначальные инвестиции во внедрение платформы IMS будут внушительными, но зато в дальнейшем, когда количество предлагаемых абонентам новых сервисов перевалит за десяток (а лучше – за два), начнется сплошная экономия. Причем вендоры связывают внедрение IMS с развертыванием в России сетей 3G (этот процесс по идее должен вот-вот начаться) и считают, что лучше всего запускать IMS вместе со стартом 3G, но допускают и задержку примерно на год, до завершения строительства сетей.

А где терминалы и сервисы?

Правда, доля пользовательских терминалов, поддерживающих платформу IMS, составляет лишь считанные проценты, так что оценить новые технологии фактически некому. Более того, смартфоны разных производителей (Ericsson, Motorola, Nokia) поддерживают разные стандарты, а пока предлагаемые абонентам сервисы не будут работать на любых терминалах в сетях любых операторов, говорить о массовости новых IMS-сервисов и, соответственно, их прибыльности не приходится. По мнению В. Шапорова из Siemens, доля нужных смартфонов достигнет критической массы как минимум года через два, но операторам стоит начать внедрять IMS на небольших системах уже в 2007–2008 гг. Операторы же придерживаются другой точки зрения: они намерены подождать, пока на руках у абонентов реально появятся продвинутые смартфоны. От проведения всяческих испытаний IMS-решений они не отказываются, но стать первым на этом рынке никто не спешит.

Операторы заняли выжидательную позицию еще и потому, что не видят достаточного количества новых привлекательных для абонентов IMS-приложений. Попытки вводить сервисы, требующие широкополосной передачи данных (недавний пример – мобильное ТВ), не вызывают заметного энтузиазма пользователей и, следовательно, прибыли оператору не приносят. На просьбу перечислить сервисы, которые предлагается запускать поверх IMS, вендоры называют Mobile VoIP, Push-to-Talk (PTT), WeShare, Presence, IP Centrex, TV-Together, Instant Messaging и... пожалуй, все. То есть о десятках новых служб, которые с легкостью можно запускать на платформе IMS, речи не идет. И неизвестно, будут ли востребованы упомянутые, считанные по пальцам службы? Для кого они предназначены и каковы должны быть цены на них? Таких исследований на российском рынке еще не проводилось.

За IMS – будущее, но спешить в него не будем

Вендоры считают, что IMS – это вложения в будущее, и уже поэтому инвестиции в нее экономически оправданны. Но операторов, мягко говоря, смущает передел рынка, который, как предполагается, произойдет при внедрении IMS. По мнению А. Шалагинова (Huawei), вместо нынешних операторов-«единоличников» появятся операторы битовой трубы, вместо сервис- и контент-провайдеров – оптовые поставщики услуг, а дополнят картину сервисброкеры, которые будут составлять и продавать пакеты услуг для целевых групп абонентов. То есть операторам достанется лишь часть пирога, который сегодня они едят фактически целиком. Зачем тогда операторам форсировать переход на IMS? К тому же те сервисы, которые апологеты IMS приводят в качестве «гвоздей» новой технологии (РТТ, WeShare, Рresence), зачастую могут быть реализованы и в нынешних сотовых сетях.

Пока операторам экономически невыгоден переход на новую технологию, агитировать их за технический прогресс бесполезно. Тем не менее все они приветствуют инвестиции вендоров в разработку IMS-решений и их испытания в собственных системах. Операторы даже демонстрируют некую обреченность: мол, мы еще посопротивляемся некоторое время, но конечный результат известен – от IMS (или ее аналога) никуда не деться. В ближайшие три года коммерческого успеха IMS в мире наши операторы не ожидают, и поэтому заниматься реальным внедрением новой платформы для нового поколения сервисов они станут лишь после развертывания сетей 3G. Тогда и появится конкретный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!