Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2007
Лилия ПАВЛОВА  01 марта 2007

Когда весь транспорт – в мониторе

На транспорте России реализуется масштабный проект создания Единой информационно-аналитической системы. Первые программные модули этой системы Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и «Компания ТрансТелеКом» планируют запустить в режиме опытной эксплуатации в апреле этого года.

Без малого год назад «Компания ТрансТелеКом» выступила с инициативой создания единого информационного пространства транспортного комплекса России. В качестве его телекоммуникационной базы было предложено принять единую цифровую магистральную сеть связи ТТК. Информационной же основой должен стать единый портал, состоящий из государственного и коммерческого сегментов. О создании коммерческого сегмента мы уже писали («ИКС» № 11'2006, с. 40–57). Параллельно создается и государственный сегмент.

Почему это необходимо

В России не существует эффективных механизмов оперативного надзора и контроля за деятельностью участников транспортного рынка, и картина передвижений грузов по просторам страны остается достаточно туманной. Вооружить Ространснадзор современными информационными технологиями, которые позволят ему видеть как на ладони все дороги России, взялся «ТрансТелеКом». В 2006 г. в рамках специальной НИР «Компанией ТрансТелеКом» была разработана концепция создания Единой информационноаналитической системы (ЕИАС) Ространснадзора, которая должна стать основой государственного сегмента единого информационного пространства транспортной системы России.

Что конкретно предлагается сделать? Во-первых, создать единую базу данных объектов и субъектов транспортной системы России, которая будет наполняться в режиме реального времени. Во-вторых, предоставить возможность удаленного доступа к БД представителям Ространснадзора для оперативного получения любой справочной или аналитической информации. И в-третьих, реализовать метод автоматического заполнения этой БД, предоставив возможность транспортным субъектам самим отправлять на специальный интерактивный портал Ространснадзора информацию о себе.

ЕИАС Ространснадзора: база и надстройка

Основу ЕИАС составит единая база данных, в которой будет храниться информация обо всех субъектах и объектах транспортной системы России. В этой БД для каждого транспортного средства будет заведена отдельная запись, и все справки о транспортных средствах должны будут создаваться на основе информации, взятой из соответствующих записей. Для заполнения базы данных на «внешнюю» и «внутреннюю» части интерактивного интернет-портала транспортные предприятия и инспекторы Ространснадзора будут вносить в электронном формализованном виде необходимую информацию, подтверждаемую персональной электронной цифровой подписью. Такой режим, по мнению разработчиков системы, позволит в ближайшие год-два полностью сформировать базу данных транспортной системы России.

Выводиться эта информация будет на большое табло Ситуационного центра Ространснадзора, на персональные компьютеры инспекторов Ространснадзора, на компьютеры работников Минтранса России и федеральных транспортных агентств. Предполагается, что накопленная в ЕИАС информация будет востребована и многими госструктурами (таможней, транспортной милицией, МИД, МЭРТ и др.), поэтому специалисты «ТрансТелеКома» создают также специальные интерфейсы для обмена информацией Ространснадзора с другими структурами по строго регламентированным правилам.

Технологически ЕИАС будет состоять из 77 программных модулей и создаваться она будет поэтапно. По плану Ространснадзора работа по созданию функциональных подсистем Единой информационной аналитической системы будет вестись в течение трех лет. Технологическая часть ПО ЕИАС направлена на поддержание работы программных модулей семи функциональных подсистем: «Лицензирование», «Инспектирование», «Мониторинг», «Аттестация», «Сертификация», «Контроль» и «Расследование».

Первый модуль, входящий в состав функциональной подсистемы «Контроль», был протестирован в конце прошлого года и уже готов к опытной эксплуатации. Он был разработан в рамках модернизации существующего программного комплекса «Транспортный контроль». Протестировав работу этого модуля, специалисты «ТрансТелеКома» подвергли проверке и работоспособность технологической части системы в целом, убедились в правильности выбранной архитектуры, при которой разработка каждого последующего модуля не потребует внесения изменений в существующие.

Виртуальный контроль онлайн

Рассмотрим, как будет работать система в целом на примере работы программного модуля «Контроль». В действующей версии программного комплекса «Транспортный контроль» на 146 пограничных автомобильных пунктах пропуска инспекторы заполняют в электронном виде так называемые листы учета и контроля по каждому автотранспортному средству, пересекающему границу России. Эта информация поступает в региональные подразделения (иногда на дискетах), где обрабатывается и передается в центральную базу данных, расположенную в Туле. Оттуда интегрированные данные попадают в центральный аппарат Ространснадзора. Бывали случаи, когда информация о каком-то грузовике поступала в центр с задержкой до двух месяцев, а сам грузовик в это время беспрепятственно пересекал границу.

Новое решение, основанное на использовании разработанного для ЕИАС модуля «Контроль», даст возможность в режиме реального времени вводить информацию о грузовиках на границе и тут же получать эту информацию в центре. Такая технология позволит информационной системе оперативно выяснять, наложены ли на то или иное транспортное средство какие-либо запреты, и отправлять эту информацию на пункт пропуска. В результате контроль за продвижением транспорта на границе будет не только оперативным, но и достоверным.

Аналогичный алгоритм взаимодействия предлагается каждому транспортному инспектору и при использовании других функциональных модулей ЕИАС. Например, инспектор будет вводить информацию о лицензиях, сертификатах или инспектировании в свой компьютер – и одновременно передавать ее в единую базу данных системы. Кстати, персональный компьютер может быть переносным и подключен к Интернету через мобильный телефон с фотокамерой, чтобы передавать также и фотографии транспортного средства. Этот вариант очень удобен при работе в режиме «Расследование», когда в базу данных можно передать фотографию с места события, внести информацию о состоянии объекта и о принятых инспектором мерах. После того как информация попадает в базу данных, она может быть выведена на экраны Ситуационного центра или на персональные компьютеры руководителей подразделений Ространснадзора (эти ПК также могут быть переносными).

Подсистема «Мониторинг» предполагает передачу не только текстовой информации, но и видеосигналов с объектов транспортной системы. К примеру, на терминале «Шереметьево-Карго» служба безопасности установила 169 видеокамер и могла бы при необходимости передавать видеосигналы с этих камер в Ситуационный центр Ространснадзора. Около 50 видеокамер установлено в Большом порту Санкт-Петербурга, чуть меньше – в Новороссийском порту; есть видеокамеры на железнодорожных переездах, автовокзалах, в аэропортах, морских и речных портах. Все эти источники информации, а также видеозаписи, сделанные транспортными инспекторами на свои переносные компьютеры с помощью подключенных к ним мобильных телефонов с фотовидеокамерами, могут быть задействованы для мониторинга.

И виртуальные каналы онлайн

Видеоданные не всегда нужны в полном объеме, к ним обращаются только в случаях особой необходимости. Однако для их передачи необходимо резервировать определенное количество каналов связи – и чем больше приходится их резервировать, тем дороже обходится эксплуатация. «Компания ТрансТелеКом» предлагает для передачи видеоинформации с объектов использовать виртуальные частные сети IP VPN, своеобразную «визитную карточку» «ТрансТелеКома», имеющего единую цифровую сеть большой пропускной способности и центр управления этой сетью. Не первый год компания удерживает лидерство в России по услугам IP VPN – предоставляет корпоративные каналы связи компаниям и организациям, имеющим центральный офис в Москве и множество подразделений по всей России (например, МВД). Для таких клиентов очень важно, чтобы каждый офис в любой момент мог получить широкополосный канал для передачи больших объемов трафика (например, видеосигнала). При этом абонентская плата виртуально выделенного канала, скажем, из Москвы в Хабаровск составляет лишь $200 в месяц (плюс стоимость реально переданного трафика). Для сравнения: оплата «настоящего» выделенного канала между Москвой и Хабаровском обойдется клиенту в $25 тыс. в месяц. Очевидно, что именно режим IP VPN предпочтителен для создания телекоммуникационной сети Ространснадзора. И «Компания ТрансТелеКом» рассчитывает, что корпоративная сеть Ространснадзора будет создаваться на основе услуг ТТК. В целом, с учетом создания ЕИАС, это будет комплексный сервис для Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – как телекоммуникационный, так и информационный.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!