Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2007
Лилия ПАВЛОВА  01 марта 2007

В поиске общих знаменателей

Молодой российский рынок аутсорсинга ИТ-услуг все еще крайне неструктурирован. Порой даже сами его игроки диаметрально расходятся в оценке спроса и предложения. Да и цифры, называемые авторитетными аналитиками, мягко говоря, не совсем точно проецируются на российские реалии.

Молодой российский рынок аутсорсинга ИТ-услуг все еще крайне неструктурирован. Порой даже сами его игроки диаметрально расходятся в оценке спроса и предложения. Да и цифры, называемые авторитетными аналитиками, мягко говоря, не совсем точно проецируются на российские реалии. Скажем, в приведенном IDC объеме рынка ИТ-аутсорсинга в России (около $300 млн) не учтены контракты между материнскими компаниями и их сервисными «дочками» в вертикально интегрированных отраслях (например, между «ЛУКОЙЛом» и «ЛУКОЙЛ-Информом»). С ними рынок ИТ-аутсорсинга, несомненно, оказался бы гораздо объемнее. А если еще учесть, что тот же «ЛУКОЙЛИнформ» сам активно прибегает к услугам аутсорсеров, выступая уже как заказчик, было бы интересно узнать бюджеты и таких контрактов... К сожалению, эти данные остаются за семью печатями.

Кроме того, оказалось большой проблемой получить сведения об использовании аутсорсинга ИТ-услуг от компаний-заказчиков (аргумент – «не хотим светить свою ИТ-инфраструктуру»). С другой стороны, компании-аутсорсеры, готовые рассказать о реализованных проектах, сплошь и рядом сталкиваются с «коммерческой тайной», вплоть до запрета упоминать имя заказчика, что, разумеется, не способствует прояснению структуры спроса.

Другой нюанс: спрос и предложение на рынке аутсорсинга ИТ-услуг настолько разномастны, что представители разных его сегментов зачастую не только не конкурируют, но и просто не знают о существовании друг друга. Считают, что работают на разных рынках, но при этом каждый называет свою деятельность именно аутсорсингом ИТ-услуг.

И все-таки попытаемся вывести общие знаменатели в уравнении со многими неизвестными под названием «российский аутсорсинг ИТ-услуг». В этой работе мы опираемся на мнение наших экспертов – представителей 20 компаний, принявших деятельное участие в обсуждении.

Кому нужен аутсорсинг? Структура спроса

Принято считать, что аутсорсинг ИТуслуг пришел в Россию 5–6 лет назад. Нефтяные гиганты начали выводить свои ИТ-подразделения за штат, создавая дочерние компании. И хотя программой-максимум «дочек» декларировался, как правило, выход на внешние рынки, жизнь показала,что их деятельность в основном замыкается на обслуживании материнских структур. Сегодня такие сервисные компании работают в разных отраслях народного хозяйства: практически во всей «нефтянке», в энергетике, частично в финансовой сфере и в промышленности. В структуре спроса они занимают особый сегмент – условно назовем его закрытым (компании-заказчики априори пользуются услугами конкретных компаний-исполнителей, не проводя открытых тендеров).

Что касается открытого рынка, то по отраслевому признаку можно выделить два сегмента, тяготеющие к аутсорсингу в области ИТ:
  • предприятия, работающие в отраслях с небольшим проникновением ИТ в бизнес. Это крупное промышленное производство, производство потребительских товаров, транспорт, логистика, сети розничной торговли. Для них ИТ-аутсорсинг означает в первую очередь передачу непрофильного вида деятельности в руки профессионалов и возможность сосредоточиться на основном бизнесе.
  • предприятия, работающие в ИТ-емких отраслях (телекоммуникации, финансовая, страховая и банковская сферы). Прямая зависимость бизнес-процессов от ИТ в этих компаниях вынуждает их держать большой штат собственных ИТ-специалистов, и, как считают некоторые наши эксперты, именно из-за дополнительных рисков аутсорсинг ИТ-услуг здесь еще долгое время не будет популярен. Другие, напротив, утверждают, что ИТаутсорсинг уже сегодня наиболее востребован именно в финансовом и телеком-секторах, где значительную часть рутинных операций можно передать в руки специализированных ИТ-компаний.
В сущности, потенциальная территория спроса практически не ограничена и, по мнению большинства респондентов, востребованность аутсорсинга ИТ-услуг зависит не от отрасли народного хозяйства, а от готовности той или иной компании передать сторонним профессионалам свои ИТ-функции. С этой точки зрения заказчиков можно разделить на две категории. Одна – это крупный бизнес, который созрел первым, и сферой его интересов стали масштабные проекты с дорогостоящим оборудованием и программным обеспечением. Вторая категория менее «денежная», но более многочисленная – активно использующие компьютерную технику компании малого и среднего бизнеса, которым невыгодно держать штат ИТ-специалистов (а порой и системного администратора).

Но есть и еще одна группа заказчиков, не привязанная ни к конкретной отрасли, ни к объемам бизнеса. Это международные компании, имеющие свои представительства в России и переходящие на ИТ-аутсорсинг исключительно в силу своих корпоративных стандартов. По мнению крупнейшего российского ИТ-аутсорсера IBS, именно этот сегмент сегодня наиболее развит в России. Мотивы таких компаний очевидны и укладываются в общую для западного рынка ИТ-аутсорсинга схему побудительных причин. На первом месте в этом рейтинге, по данным консалтинговой компании Morgan Chambers, стоит снижение затрат, затем следуют обеспечение трансформации бизнеса или технологий, доступ к новым знаниям, повышение капитализации, повышение качества сервиса, реструктуризация, изменения законодательства, ускорение выхода на рынок.

У нас рейтинг побудительных причин во многом похож на составленный Morgan Chambers с той лишь разницей, что возглавляет его повышение качества сервиса, за ним следует снижение затрат и далее есть незначительные различия в очередности мотивов.

Однако было бы лукавством делать вывод, что мотивы «здесь» и «там» аналогичны. У российских компаний есть своя главная причина использования аутсорсинга ИТ-услуг, не «учтенная» западными аналитиками, – это человеческий фактор.

Дефицит квалифицированных специалистов особенно актуален для компаний, где ИТ – непрофильное направление. Когда цели по развитию бизнеса, требования рынка и топ-менеджмента превосходят возможности внутренней ИТ-службы, менеджмент начинает искать и привлекать внешние силы, которые смогли бы эффективно решить задачу. У таких компаний часто просто нет возможности расширить штат, но есть статья в бюджете для использования услуг сторонней компании. Наконец, если ресурсы нужны на короткий срок (менее года), то удобнее и выгоднее не набирать людей в штат, а воспользоваться услугами аутсорсера.

У ИТ-емких предприятий другая проблема – повышенные бизнес-риски при наличии квалифицированных кадров. С уходом из компании программистов, на которых держались информационные системы предприятия, эти системы просто «падают».

Таким образом, мотивы российского аутсорсинга ИТ-услуг при определенном разнообразии структуры спроса начинаются с человеческого фактора. Справедливости ради следует сказать, что при этой «величине постоянной» мотивация у российских компаний за последние год-два «повзрослела». Если еще несколько лет назад многие компании видели в аутсорсинге лишь возможность снижения затрат, то сегодня на первый план выходят такие задачи, как изменение структуры и повышение прозрачности этих затрат, стандартизация процессов, освоение механизмов управления затратами, интеграция сервисов, предоставляемых аутсорсинговыми партнерами, в бизнес-процессы. При этом модели аутсорсинга ИТ-услуг для разных заказчиков существенно разнятся. Что подходит небольшой торговой компании, неприемлемо для крупного банка. Рассмотрим, какие модели аутсорсинга в России сегодня распространены, какие перспективны, а какие нежизнеспособны.

Как аутсорсить? Рейтинг моделей

Gartner вывел классический «модельный ряд» из восьми способов сорсинга в ИТ. Все они в той или иной мере используются на российском рынке (см. таблицу).

Тот факт, что в рейтинге моделей лидирует Internal delivery, свидетельствует о слабом распространении аутсорсинга в России (ведь это, в сущности, сорсинг без приставки «аут»). «Крепкую серединку» держат модели, используемые крупными и очень крупными компаниями (их не так много), а вот Multisourcing (выборочный аутсорсинг), подходящий для небольших и средних компаний, оказался не только популярной, но и, по мнению большинства наших экспертов, наиболее перспективной моделью. Она позволяет заказчику: а) выбирать поставщиков по определенным услугам и производить финансовую оценку аутсорсинга по каждой услуге; б) привлекать «узких» специалистов с уверенностью в их полной компетенции и профессиональном подходе в отдельной области; в) снизить риски перехода на аутсорсинг благодаря постепенности передачи ИТ-функций партнеру; г) обеспечить независимость от конкретного подрядчика, а также в целом повышает уровень доверия к аутсорсингу.

Таким образом, с большой долей уверенности можно предположить, что на российском рынке аутсорсинга ИТ" услуг ожидается большой подъем в сегменте предприя" тий малого и среднего бизнеса.

В более отдаленной перспективе возможно распространение модели Prime contractor (генеральный подрядчик), экономящей «время и нервы» заказчика: контролировать одного исполнителя гораздо проще, чем нескольких. Однако эта модель актуальна лишь на зрелом структурированном рынке, что и наблюдается сейчас на Западе.

Что касается модели Full outsourcing (полный аутсорсинг), распространенной на зарубежных рынках, то при очевидных, казалось бы, достоинствах (комплексный подход к решению проблем, унифицированность решения), ее непопулярность в России объясняется крайней осторожностью заказчиков, не желающих ставить свой бизнес в зависимость от одной компании-аутсорсера. Справедливости ради добавим, что и на Западе эта модель сегодня отступает под натиском Multisourcing.

Разумеется, эти выводы следует делать с оговоркой – не существует единой перспективной модели для всех. Различные модели применяются и будут применяться для разных компаний в зависимости от их специфики (размера, распределенности, финансовых возможностей, ИТ-потребностей и др.). Тем не менее трудно не признать доминанту модели Multisourcing. В немалой степени этим определяется и структура предложения.

Что предлагает аутсорсер? Структура предложения

Структуру предложения российского аутсорсинга ИТ-услуг определяет спрос, характерный для «начинающего» рынка. Если заказчику нужны квалифицированные кадры – есть и предложение: аутсорсинг ИТ-персонала (предоставление заказчику необходимого числа специалистов требуемой квалификации). Конечно, любой крупный системный интегратор, имеющий в своем штате дорогостоящих ИТ-асов, заинтересован в более серьезных контрактах, но пока существует спрос на «примитивный» аутсорсинг, будет жить и это предложение.

Наиболее популярный вид «настоящего» аутсорсинга – аутсорсинг ИТ-функций, в рамках которого компании-заказчики могут воспользоваться как фрагментарным, так и комплексным сопровождением ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений предприятия, разместить собственное оборудование в специализированных датацентрах, арендовать серверные мощности или получать доступ к специализированным бизнес-приложениям.

Устойчивым спросом пользуется также аутсорсинг разработки и поддержки ПО, причем все более весомую роль в этом сегменте играют системы информационной безопасности (контроль работоспособности серверов, антивирусная защита, защита от несанкционированного доступа, резервное копирование и восстановление данных).

При этом намечается тенденция перехода к более высокому уровню – аутсорсингу бизнес-процессов компаний, когда внешней организации передается не только работа, напрямую связанная с ИТ, но и функции бизнес-подразделения.

Критерии выбора аутсорсера

Говорить о «типичных» аутсорсерах сложно: они есть и будут разные – как и их клиенты. Однако независимо от предметной, отраслевой, ролевой специализации аутсорсеров можно выделить главные черты, присущие всем выделенным группам. Мы предложили нашим экспертам оценить важность этих критериев по 5-балльной шкале и получили следующий результат:

Компетенция                                                          4,6
Число и масштаб реализованных проектов  4,5
Экспертиза, сертификаты                                  3,9
Сколько лет на рынке                                         3,3
Узнаваемость бренда                                         3,1


Дополнительные предложения респондентов:
  • мультивендорность, крепкие отношения с разработчиками, надежность;
  • клиентоориентированность;
  • финансовая стабильность;
  • вовлеченность, или знание аутсорсером реальных процессов в компании заказчика;
  • наличие лицензий ФСТЭК и ФСБ (для аутсорсинга в области ИБ).


Аутсорсинг не по умолчанию

Как и всякий новомодный термин, «аутсорсинг» нуждается в корректном определении. Сегодня таких определений великое множество, и нередко игроки этого рынка используют собственную, «фирменную», терминологию. Ситуацию усугубляет отсутствие в нашем законодательстве понятия «аутсорсинг». В результате в заключаемых, по сути ИТ-аутсорсинговых, контрактах этот термин заменяется более понятным – «услуги». Тем не менее все понимают, о чем идет речь, и за рамками официальных документов это слово в последнее время стало одним из наиболее часто употребляемых в деловой среде.

Можно прибегнуть к определению из авторитетного источника (ИСО 9001:2000): «Аутсорсинг – это процесс, который организация определила как необходимый для ее системы менеджмента, но который будет выполняться внешней стороной».

Однако, на наш взгляд, в силу англоязычного происхождения термина можно ограничиться и простым переводом: «Аутсорсинг (от англ. outsourcing) – передача конкретной внутренней (корпоративной) функции или роли внешнему подрядчику».


Группы аутсорсеров ИТ-услуг в соответствии со структурой спроса и предложения в России:
  • крупные российские системные интеграторы, предлагающие комплекс аутсорсинговых ИТ-услуг на открытом рынке (IBS, КРОК и др.);
  • международные компании, выполняющие крупнейшие проекты по ИТ-аутсорсингу по международным стандартам (IBM, HP и др.);
  • бывшие внутренние ИТ"подразделения компаний вертикальных отраслей, выведенные в независимое юридическое лицо («ЛУКОЙЛ-Информ», «Сибинтек» и др.);
  • компании, вышедшие из вертикальных отраслей и оказывающие услуги ИТ-аутсорсинга на своих отраслевых рынках (ГК «Талгар», «КОРИС» и др.);
  • разработчики ПО, работающие как на офшорное программирование, так и на внутренний рынок (MERA Networks, «Диалог Наука» и др.);
  • небольшие компании, обслуживающие компьютерные парки предприятий малого бизнеса, осуществляя ремонт оргтехники, поддержку офисного ПО, текущее обслуживание (таких компаний несколько сотен).
  • мелкие фирмы, обслуживающие компьютеры квартирных пользователей.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!