Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2007
Владимир ДРОЖЖИНОВ  01 апреля 2007

Молчание ягнят? Нет, нарушителей закона!

Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Право граждан искать и получать информацию любым законным способом закреплено в российской Конституции. Конституционно-правовую основу правового режима информации как общественного достояния образует норма части 4 ст. 29 Конституции России о праве каждого «свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом». Можно сказать, что в рамках действующего российского законодательства к информации, находящейся в публично-правовом режиме общественного достояния (иными словами – в правовом режиме общедоступности), следует относить всю государственную информацию, которая не составляет гостайны и не является конфиденциальной.

До сих пор конституционные права граждан России на свободу доступа к информации реализовывались не в полном объеме. В частности, доступ граждан к информации госорганов был весьма ограничен. И вот Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В феврале 2007 г., спустя полтора года после одобрения правительством, законопроект (а точнее, пакет законов) был одобрен в первом чтении. При благоприятном стечении обстоятельств* после утверждения президентом закон может начать действовать уже с 1 июля с.г., и у россиян появится то, что в других демократических странах существует уже не одно десятилетие, – свой закон о свободе информации.

Новый закон буквально выстрадан федеральной исполнительной властью. «Первый подход» к законодательному решению проблемы открытости информации был сделан в знаменитом Постановлении Правительства РФ № 98 от 12.02.03 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». И тогда же правозащитные организации начали прессинг тех ведомств, которые не выполняли это постановление: не имели веб-сайта, выкладывали на сайте не всю информацию, как того требовало постановление, и др.

В настоящее время в российском законодательстве нет нормативного правового акта о механизме реализации права каждого свободно искать и получать информацию о деятельности госорганов и органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует в основном порядок формирования информационных ресурсов, закрепляет обязанности органов госвласти и местного самоуправления по созданию общедоступных информационных систем, а также право граждан и организаций обжаловать действия и решения органов госвласти и местного самоуправления, ограничивающие их права на доступ к информации.

Основные цели законопроекта

«Об обеспечении доступа к информации…» – открытость деятельности госорганов и органов местного самоуправления, активное использование ИТ, объективное информирование граждан страны и структур гражданского общества о деятельности госорганов и органов местного самоуправления.

По законопроекту основными принципами реализации права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления являются открытость, доступность и достоверность информации, соблюдение прав и интересов третьих лиц при ее предоставлении, ответственность за нарушение права пользователей на доступ к информации.

Принцип открытости информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления означает презумпцию открытости информации, за исключением той ее части, доступ к которой ограничен. Сюда относятся сведения, составляющие государственную и служебную тайну.

Законопроектом определены способы доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления. Он детально закрепляет процедуру подачи запроса о получении информации и ответа на него. Информация в соответствии с запросом пользователя предоставляется как в устной, так и в различных документированных формах, в том числе в виде электронного документа, заверенного ЭЦП или аналогом собственноручной подписи.

Впервые законодательно устанавливается доступ к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации этих прав граждан и организаций госорганы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации.

Законопроектом определен состав информации о деятельности, размещаемой в инфокоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, а периодичность (а также способы и формы размещения) будет устанавливаться непосредственно в нормативных правовых актах госорганов и органов местного самоуправления.

В соответствии с законопроектом функции по обеспечению пользователей информацией о деятельности госорганов и органов местного самоуправления осуществляются уполномоченными подразделениями и должностными лицами этих органов. Такая информация может быть предоставлена бесплатно или за плату. Бесплатной является следующая информация о деятельности госорганов и органов местного самоуправления:
  • передаваемая в устной форме;
  • размещенная в СМИ либо в инфокоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет и общедоступных местах;
  • затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности пользователя информации;
  • иная информация, определенная законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Плата за предоставление информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления на материальном носителе может быть установлена, если объем запрашиваемой информации превышает размер, определенный Правительством РФ, и включает в себя расходы, связанные с изготовлением копий документа, и (или) почтовые расходы.

Надзор за исполнением закона госорганами и органами местного самоуправления, их должностными лицами предлагается возложить на органы прокуратуры Российской Федерации.

Одновременно с принятием законопроекта вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность должностных лиц за нарушение права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления, а также изменения в ФЗ «О средствах массовой информации».

Оценка открытости федеральных органов исполнительной власти. Тем временем санкт-петербургский Институт развития свободы информации, главный оплот россиян по части легальной борьбы за открытость информации о деятельности федеральной власти, опубликовал свой ежегодный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти России за 2006 г. (см. таблицу), который он составляет начиная с 2004 г. По мнению специалистов института, официальный сайт органа госвласти – это не просто атрибут современной политики, а самое эффективное средство распространения официальной информации о его деятельности. По содержанию официальных сайтов органов власти можно судить об уровне открытости/закрытости каждого органа власти и государства в целом, возможностях граждан в доступе к информации из государственных информационных ресурсов, прозрачности управленческих решений и процедур, а также о предрасположенности того или иного ведомства к коррупции. Если в ноябре 2004 г. 54 федеральных органа исполнительной власти (ФОИВ) не имели своих сайтов, то сегодня таких ведомств осталось всего 2.

В ходе проекта мониторинга информационной открытости ФОИВ были исследованы сайты 83 из 85 существующих в настоящее время федеральных органов исполнительной власти. К сожалению, Главное управление специальных программ Президента РФ и Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи в период проведения исследования так и не создали свои официальные сайты в Интернете.

Исследование проводилось на основании разработанной методики, предусматривающей оценку содержания сайта по 300 параметрам. При этом учитывалось не только наличие или отсутствие определенной информации, но и ее полнота, актуальность и доступность, а также специфика компетенции каждого ведомства.

Только первые 12 сайтов рейтинга, по оценке института, приблизились к 50%-ной открытости в Интернете, а о 100% даже говорить не приходится.

Будет интересно сравнить рейтинги 2006 и 2007 гг. на предмет воздействия нового закона о свободе информации на информационную открытость ведомств.


У Комитета Госдумы по безопасности есть существенные замечания к проекту закона, которые предложено учесть ко второму чтению.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!