Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2007
Сергей Борисович ШАПОШНИК  01 апреля 2007

Цифровой разрыв в электронном правительстве?

Основанием для внедрения ИКТ в деятельность органов госвласти и местного самоуправления в России вслед за многими развитыми странами в последние годы выступает концепция электронного правительства. Опыт обсуждения и реализации в российских условиях идеи электронного правительства позволяет говорить о специфике ее отечественной трактовки.

С.Б. Шапошникe-Government и е-правительство

Под электронным правительством (или электронным государством) понимается использование современных ИКТ для осуществления функций органов власти, нацеленное на создание новых возможностей для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества, на повышение открытости и качества госуправления.

Перевод термина e-Government как «электронное правительство» обусловливает рассмотрение этой тематики в основном в связи с деятельностью исполнительной власти, так как «правительство» в русском языке обозначает институт исполнительной власти. Вместе с тем в мировой практике концепция e-Government относится ко всем уровням и ветвям власти, включая законодательную и судебную.

Более того, концепция e-Government охватывает весь спектр госуслуг, оказываемых в общественном секторе, включая образование, медицину, культуру. Так, например, среди 12 базовых услуг электронного правительства для населения, которые Евросоюз выбрал в качестве приоритетных и реализация которых регулярно отслеживается в странах ЕС, три предоставляются в социальной сфере – публичными библиотеками, медицинскими и образовательными учреждениями.

В России реализация концепции электронного правительства на федеральном и региональном уровнях, как правило, ограничивается созданием информационных систем для органов власти. Информатизация деятельности учреждений социальной инфраструктуры и предоставление общественных электронных услуг в контексте е-правительства практически не рассматриваются, а в общих программах информатизации эти направления финансируются обычно по остаточному принципу.

Концепция электронного правительства формировалась в развитых странах в условиях подхода к государству как поставщику услуг населению и бизнесу. Понятие «электронная государственная услуга» (или «услуга электронного правительства») здесь ключевая.

Основным является предоставление услуг в электронном виде, а автоматизация внутренних административных процессов (бэк-офисов) рассматривается как вспомогательная и обеспечивающая функция. В России при реализации проектов электронного правительства приоритеты обычно расставляются иначе: на первом месте – создание ИС для поддержки и автоматизации внутренних административных процессов и функций, а предоставление услуг в электронном виде либо не рассматривается вовсе, либо рассматривается как побочный продукт автоматизации бэк-офиса.

Такая особенность в значительной степени характерна и для новой редакции ФЦП «Электронная Россия», которая, в частности, предполагает выполнить скромную задачу – к 2010 г. отобрать и реализовать (по сути, в тестовом режиме) всего 10 услуг в электронном виде. Всех услуг, оказываемых населению и бизнесу органами власти разного уровня, никто пока не считал, но речь идет о сотнях сервисов, при оказании которых могут использоваться ИКТ, в том числе интернеттехнологии.

Препятствия на пути электронного правительства создает также существенный разрыв регионов и различных уровней управления в сфере использования ИКТ.

Цифровой разрыв в доступе органов власти России к ИКТ и в использовании технологий е-правительства

Обеспеченность органов власти современными инфокоммуникационными технологиями в виде персональных компьютеров, сетевой инфраструктуры и доступа в Интернет – предпосылка использования ИКТ для осуществления управленческих функций и предоставления услуг электронного правительства.

С точки зрения доступа к ИКТ, налицо существенное цифровое неравенство органов власти России и по вертикали (различия в обеспеченности ИКТ между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления), и по горизонтали (межрегиональные различия в информатизации властных структур).

Веб-представительства не стали пока распространенным инструментом органов госвласти и местного самоуправления России для информирования и взаимодействия с потребителями муниципальных и госуслуг. Создание сайтов органами местного самоуправления вообще находится на зачаточном уровне. У федеральных и региональных органов власти дела идут существенно лучше, особенно если рассматривать их без территориальных подразделений и представительств на местах, но в отличие от органов власти всех уровней в странах ЕС и многих других государств они еще далеки от 100%-ного присутствия в Интернете (см. графики).

Оценка официальных интернетпредставительств региональных органов власти проводилась сотрудниками Института развития информационного общества в ноябре 2006 г.

Использовались методология и анкета, разработанные ООН для определения индекса готовности стран к электронному правительству. Эта методология, уже проверенная в ходе 5 серий ежегодных сопоставительных исследований, имеет четкую структуры и емкие показатели, а международные рейтинги электронных правительств, составляемые на ее основе, наиболее авторитетные в мире. Суммируются оценки официального сайта правительства (администрации) региона и сайтов пяти министерств (департаментов) – образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и финансов. Причем оценивается не качество сайта, а его функциональность с точки зрения реализации концепции электронного правительства (см. таблицу).

В ходе последнего аналогичного исследования ООН среди стран мира наибольшую сумму баллов (260) набрало официальное веб-представительство правительства США. Наивысшей оценки сайтов органов госвласти регионов России (148 баллов) удостоилась Чувашская Республика. Она же занимает самую высокую среди субъектов РФ позицию в рейтинге ООН по значению индекса веб-представительств, деля с Китаем 43-е место (индекс 0,5692). Самое скромное место среди россиян – у Республики Калмыкия, которая вместе с Ираком заняла 168-е место (индекс 0,0538).

Что по горизонтали, что по вертикали

Среди главных проблем внедрения электронного правительства в регионах – существенный цифровой разрыв в оснащении органов власти и местного самоуправления как по вертикали – между разными уровнями управления, так и по горизонтали – между регионами.

Особенно проблемной зоной с точки зрения обеспеченности ПК и сетевыми технологиями являются органы местного самоуправления. Динамика последних трех лет показала, что при сохранении нынешних темпов роста доступа к ИКТ органы местного самоуправления в России достигнут 100%-ной оснащенности компьютерами – к 2019 г., а доступа в Интернет – к 2020 г. Только к 2110 г. все они будут иметь собственные официальные сайты.

Развитие услуг электронного правительства, предоставляемых органами госвласти субъектов РФ, все еще находится на начальном этапе. В лучшем случае для услуг обеспечено только так называемое информационное присутствие (т.е. общие сведения об услугах и их предоставлении обычным способом, но не оказание электронных услуг как таковых); в ряде случаев есть дополнительная возможность скачать электронный бланк документа. Полноценное предоставление услуг (осуществление всех транзакций, связанных с их получением) с использованием технологий электронного правительства в России пока практически не осуществляется.

Безусловно, одна из главных причин – отсутствие необходимой нормативной правовой базы, в полном объеме легализующей электронные документы и электронные взаимодействия органов власти и потребителей госуслуг. Вместе с тем связанные с этим проблемы можно будет оперативно решать, если строительство электронного государства сфокусировать на запросах граждан и бизнеса и осуществлять в рамках четкой сервис-ориентированной идеологии.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!