Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2007 |
Галина БОЛЬШОВА  | 21 декабря 2007 |
Письма из провинции, или О школьном Интернете из неофициальных источников
"Несмотря на сжатые сроки и огромный объем работ, Мининформсвязи России удалось подключить к сети Интернет почти все школы страны (95%) к 1 сентября..." (из пресс-релиза, опубликованного на официальном сайте Мининформсвязи от 27 августа 2007 г.). О ходе выполнения многочисленных реформ и федеральных программ я узнаю не из победных реляций или телерепортажей - я наблюдаю эти процессы воочию. Скажу откровенно: «картинки» не совпадают разительно.
«В настоящий момент в рамках приоритетного национального проекта «Образование», который курирует первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, Мининформсвязи России подключило более 50 тыс. (95%) школ к сети Интернет.В рамках нацпроекта подключается 52 752 школы из 89 областей нашей страны. Несмотря на сжатые сроки и огромный объем работ, Мининформсвязи России удалось подключить почти все школы страны к 1 сентября. 50 072 школы по состоянию на 11.00 27.08.2007 уже имеют выход в Глобальную сеть. Доступом к сети Интернет полностью обеспечены школы из 39 областей нашей страны, в отдельных населенных пунктах остальных областей работы близятся к завершению. Благодаря подключению школ к сети Интернет, все ученики нашей страны получат равные образовательные возможности, учащиеся не только городских, но и сельских школ смогут пользоваться электронными библиотеками и современными образовательными ресурсами, а преподаватели смогут повысить свой профессиональный уровень, использовать в учебном процессе новые методики, что приведет к существенному повышению доступности качественного образования…» www.minsvyaz.ru
Приведенные выше строки из пресс-релиза, опубликованного на официальном сайте Мининформсвязи от 27 августа 2007 г. А ниже – письма скромного учителя информатики одной из сельских школ Тверской области (заметим, не самой удаленной от обеих столиц). Адресованы они старому другу – обозревателю «ИКС», волею судеб оказавшемуся непосредственным участником событий. Комментарии, как говорится, излишни.
Вот уже десяток лет, как я являюсь счастливой владелицей «домика в деревне» - в 450 км от Москвы, на северо-западе Тверской области, а потому о ходе выполнения многочисленных реформ и федеральных программ узнаю не из победных реляций или телерепортажей о визитах вице-премьеров в глубинку - я наблюдаю эти процессы воочию. Скажу откровенно: «картинки» не совпадают разительно. Многое довелось мне повидать за эти годы, но последние обнародованные результаты реализации Федеральной целевой программы развития образования потрясли и заставили вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Не могу молчать!».
Все началось с прошлогоднего укрупнения школ в сельской местности. В результате «реформирования» немало учителей остались без работы и до сих пор вынуждены «отмечаться» в бюро по трудоустройству в ближайшем (за 45 км) райцентре. Одна из таких «укрупненных» школ собирает теперь учеников со всех деревень округи, расположенных в радиусе 10-25 км. Детей привозит и развозит по домам школьный автобус, срок службы которого, похоже, истек еще в прошлом тысячелетии. Но не об этом речь на страницах нашего телеком и ИТ-направленного издания. Мой рассказ в письмах о другой составляющей приоритетного национального проекта «Образование» - компьютеризации и интернетизации российских школ.
Письма эти прислал мне старый друг, бывший москвич, решивший навсегда поселиться в тех краях, а точнее, в той самой деревне, где расположена «укрупненная» школа. Его, выпускника мехмата МГУ, попросили (видимо, за отсутствием в деревне других специалистов с высшим математическим образованием) вести в этой школе информатику.
История нашей переписки началась с того момента, когда меня в самом конце отпуска попросили посмотреть и разобраться, что происходит с «деревенским» компьютером. Посмотреть по смотрела, но более глубоко изучить проблему не успела - отпуск кончился. Однако осталась ниточка связи со старым другом, благо у него есть стационарный (через антенну «Локус») мобильный телефон с подключенной GPRS-услугой для общения с родными и друзьями, ибо проводной телефон в этой деревне работает через два дня на третий. А вот сотовая (хоть и стационарная) связь не подводит.
В приведенных ниже отрывках из писем сознательно пропущены названия населенных пунктов, чтобы не нанести вред конкретной школе и ее директору (надеюсь, объяснять этот факт нет нужды), но официальным лицам, которых не оставит равнодушными эта статья, редакция готова сообщить точные координаты места.
25 сентября 2007 г., 20:35:49
Доброго Вам здравия! Посылаю первый отчет по школьному Интернету.
- Размер монитора таков, что впору лупу с собой носить. Посоветовал завучу найти линзу. Помните, как на первых телевизорах КВН? Потом понял, что линза вряд ли поможет, потому что контрастность никуда не годится. Все расплывается.
- Скорость передачи информации через сеть настолько низкая, что можно заснуть, ожидаючи, когда экран загрузится.
В следующее посещение Вашего «поместья» непременно заезжайте в наш дивный ХХХ, чтобы все-таки лицезреть сие безобразие собственными глазами. Лично я полагаю, что по этой ФЦП просто скинули какое-то допотопное старье и устроили звон на всю вселенную. Кстати, в другой нашенской школе того же Тверского княжества (в 30 км от ХХХ. - Прим. ред.). Инет не поставили. Может, оно и к лучшему.
Выводы:
- Преподавать что-либо через посредство этой, с позволения сказать, техники нельзя, ибо ничего не видно.
- В помощь учителям, конечно, годится, но ущерб для здоровья очень велик: после 30-40 минут «разглядывания» экрана начинается головная боль.
...Если от первого моего отчета Ваше здоровье не пошатнулось, то я этому очень рад. Думаю, Вы понимаете, что вряд ли подобная ситуация существует только в XXX. Что поделаешь - «бизьнес».
Теперь относительно вопросов. Сообщаю, что компьютеров всего два. На том, что подключен к Интернету, я смог прочитать, вернее, переписать с экрана, потеряв еще 10% зрения, следующее:
- Свойства системы. Microsoft Windows ХР. Professional Версия 2002 Service Pack 2, пользователь - школа ZZZ. Компьютер. Процессор Intel Celeron, 735 МГц, 120 Мбайт ОЗУ. Кстати, есть в школе кое-какие CD, но не можем их использовать - появляется сообщение «нехватка памяти».
- Сетевое подключение: ЛВС или ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ Интернет (ну если это высокоскоростной, то мой МТС'ный будет ГИПЕРскоростным). Впрочем, возможно (заявляю как лох), дело в самом компьютере или в том, что связь идет по «Подключению по локальной сети», как написано на экране.
- Модем: HUAWEI EchoLife HG520.
- Экран: Belinea, 14 дюймов. В целом можно наплевать на скорости, потому что учить на одном «компе» целый класс просто смешно, к тому же на таком мониторе работать вообще нельзя. Сегодня одна учительница попросила найти почасовую программу по математике для 6-го класса. Нам пришлось перебирать (открывать) последовательно все оглавление, ибо то, что написано в нем, прочесть просто невозможно.
P.S. Меня попросили пошарить по Инету и узнать, есть ли в Санкт-Петербурге или, в крайнем случае, в Москве средние учебные заведения со специальностью «психология». Рыться дома для меня накладно, а в школе, на этом мониторе, я долго не выдерживаю - глаза. Прошу, если Вам нетрудно, посмотреть такие заведения и переслать мне их координаты.
2 октября 2007 г., 16:56:14Сообщаю, что присланные материалы позволили найти нужное. Далее узнал, что с декабря Интернет в школе будет платным. Как говорят, он будет платным во всех школах, но в других местах его поставили раньше и учителя успели мало-мальски попользоваться (не у всех же такие экраны!), а у нас - только в конце августа. Кто будет платить за трафик, не ясно, в районе даже истопникам не могут за лишнюю неделю заплатить. Так что все идет по плану, а в школе дети в пальто учатся.
С грустным приветом...
19 октября 2007 г....На школьном мониторе (в отличие от моего домашнего) указанного тобой знака (ярлыка сетевого подключения) нет. Папка «Удаленный доступ к сети» отсутствует, нечто аналогичное содержит только «Мастера подключения». Но решил померить секундомером. Сегодня все грузилось (уж не знаю почему) быстрее обычного. Первая загрузка - 55 секунд. Загрузка тех или иных файлов (небольших текстовых) с использованием Rambler от 45 до 70 секунд. На моем GPRS-подключении высвечивается 1,15 кбит/с, при перекачке информации может быть и 1,2-1,32 кбит/с.
***
Такая вот грустная история. А между тем еще летом в компании «Синтерра» (см. «ИКС» № 9'2007, с. 38-39) в ответ на конкретный вопрос по конкретной школе меня заверили, что в данной школе широкополосный Интернет будет установлен в конце июля, работы будет осуществлять «ЦентрТелеком».
Кстати, никто не сообщил в эту школу телефон горячей линии «по интернетизации», мне удалось его узнать «по личным каналам», а поскольку Интернетом пользоваться там невозможно, то и по Сети его выяснить было нельзя. Не скрою, я немедленно передала его директору школы.
Надеюсь, комментарии к частному примеру реализации приоритетного национального проекта «Образование» излишни. Здесь даже не «за державу обидно» - детей жаль: далеко не все родители могут своему ребенку «снять койку» в райцентре, чтобы он получил полноценное современное образование.