Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2010
Лилия ПАВЛОВА  12 октября 2010

Арсений ТАРАСОВ. Джентльмен инновационного бизнеса

В карьерном списке Арсения Тарасова – сплошь англоязычные названия компаний, и сам он порой легче находит нужный термин на английском, чем на русском. Что не противоречит главной профессиональной, да и гражданской установке главы российского представительства Siemens Enterprise Communications – возродить в России культуру продаж высокотехнологичной продукции.

 ДОСЬЕ «ИКС»

Арсений Александрович Тарасов родился в 1972 г. в Москве. В 1994 г. окончил МАИ, факультет автоматизированных систем управления. Работал в Deloitte & Touche, IBM, FM Technology, TerraLink, Cisco Systems, Parametric Technology Corp. (PTC).

С 2009 г. по настоящее время – генеральный директор по России и СНГ Siemens Enterprise Communications.

Увлечения – радиолюбительство, горные лыжи, цигун, путешествия.

Арсений Тарасов, глава российского представительства Siemens Enterprise CommunicationsПоверх школьной программы  

В шесть лет коренной арбатский житель Арсений Тарасов пошел одновременно в две школы – музыкальную и английскую. Конечно, тогда он и представить не мог, какую роль сыграет английский в его дальнейшей карьере. Собственно, и о профессии не задумывался. А вот пообщаться с носителями языка очень хотелось – и в пятом классе Арсений записался в радиокружок. Первый свой позывной получил в 1984 г. и окунулся с головой в радиоспорт. Еженедельные выходы в эфир, соревнования, живое общение на английском... Забегая вперед, добавим: это продолжается и по сей день. «Радиолюбители – особенные люди, – убежден А. Тарасов. – Это очень дружелюбная и очень специфическая всемирная тусовка. У меня друзья по всему миру – многие годы. Стаж в эфире уже 26 лет...».

А в шестом классе Арсений познакомился с компьютером – и сменил клавиши фортепиано на его клавиатуру. Тогда же решил, что профессия его будет связана с программированием. Родители, инженеры-химики, выбор сына поддержали. Школу он заканчивал уже не английскую, а математическую.

Зигзаги удачи

Еще на первом курсе МАИ Арсений начал работать на кафедре программистом и к 20 годам был уверен, что именно это станет его «хлебом». Однако сложилось иначе. Пятикурсником его приняли на работу в Deloitte & Touche, сначала в административный отдел, а вскоре в подразделение ИТ-консалтинга. «Это был довольно резкий переход – от программирования к консалтингу, – признает А. Тарасов. – Но там искали англоговорящего человека, и я подошел. Пригодился опыт общения в радиоэфире. А мне это дало великолепную возможность поработать в крупной международной компании, в 93-м это была редкая удача, тем более для студента».  

Чуть раньше произошло другое счастливое событие: благодаря друзьям по эфиру Арсений впервые побывал за границей, в Англии и Дании. В Англии однажды за ужином некий джентльмен, специалист по консалтингу в области управления бизнесом и карьерного роста, сказал ему: «Твоя будущая профессия не в программировании, а в продажах». Студента МАИ тогда покоробило: человек из интеллигентной семьи – и «продавец»?.. А потом он на несколько лет забыл об этом разговоре.

В 94-м Deloitte & Touche направила молодого сотрудника на трехмесячную стажировку в Нью-Йорк. «Это был переломный момент в жизни, – считает А. Тарасов. – С одной стороны, там я получил уникальный опыт работы в крупнейшей консалтинговой компании на реальном проекте. Но главное, познакомился… с Интернетом. Когда увидел первый сайт, понял: вот оно. Это будущее, и это – мое будущее, то, что влечет непреодолимо. И в 96-м я ушел из консалтинга».

В IBM, куда Арсений Тарасов был принят на должность проджект-менеджера, в это время начинали проект создания интернет-центров в российских университетах. Более 30 таких центров появилось по всей стране – а через полтора года, когда работа была выполнена, А. Тарасов ушел из корпорации. «Наверное, природа взяла свое, – говорит он. – Быть профессиональным проджект-менеджером – не по мне, не по характеру».

Дойти до сути 

Между тем зерно, брошенное английским джентльменом, прорастало. «Идея с продажами все-таки во мне засела: читал книги, начинал понимать суть и важность этой профессии, – вспоминает А. Тарасов. – Задумался: почему мне так нравится программировать и что вообще мною движет в жизни? Когда пишешь программу, наступает такой момент: ты заканчиваешь последнюю строчку кода, отлаживаешь программу, потом нажимаешь кнопку – и работает! ты победил эту чертову железку! Это фантастическое ощущение победы и торжества человеческого разума. Еще я понял, что мною движет желание расширять свой кругозор и заниматься созидательным делом. В продажах несколько более длительный цикл получения удовольствия от реализации своих задумок, чем в программировании, но и сами задумки масштабнее, требуют кругозора, а их реализация приносит ощутимую пользу другим людям. И все же решиться входить в профессию продавца было страшно, как в первый раз прыгнуть с парашютом: нет опыта, не будет гарантированной зарплаты, высоки риски не справиться с планом. Для меня это было тяжелое психологическое испытание, но – решился».  

Прыжок в неизвестность

Первый самостоятельный опыт в продажах Арсений Тарасов получил в небольшой американской интеграторской компании FM Technology, куда пришел в качестве менеджера по работе с клиентами. «Я попал, что называется, под ледяной душ, – рассказывает он. – Всегда был среди лучших сотрудников, а тут вдруг понял, что совершенно ничего не понимаю в этой работе. К тому же я пошел на должность с нулевой зарплатой, мне платили так называемый аванс комиссионных – минимальную сумму, которую нужно было отработать. Я прекрасно понимал, что если не отработаю – зарплата будет ноль. А это очень стимулирует. Единственное, что в тот момент поддерживало, – уверенность, что получу то самое ощущение результата. Надо сказать, что еще в Deloitte & Touche мы с коллегой успешно продали большой комплексный проект по внедрению бухгалтерской системы – и я уже познал это громадное удовлетворение от достигнутого. Но там была большая компания, поддержка коллег по цеху, а здесь я был один и недооценил всех сложностей и рисков. Хотя в итоге получилось неплохо. Не скажу «хорошо», но я выполнил поставленные передо мной планы и отработал аванс комиссионных. И вдруг – дефолт; компанию продают канадскому интегратору TerraLink, а мне предлагается стать директором его представительства в Казахстане. Там я проработал около года. Клиент сначала был всего один, а офис – маленькая комнатка. Но зато я там вдоволь накатался на горных лыжах… Вернувшись в Россию, в 2001 г. решился идти в Cisco, куда меня давно уже звали, на позицию менеджера по развитию бизнеса, направление корпоративной IP-телефонии».

Продавец инноваций

Это сегодня IP-телефония – норма для бизнеса, а в начале нулевых в России она как минимум вызывала недоверие. Вряд ли будет преувеличением сказать, что своим успехом IP-коммуникации обязаны компании Cisco. Затем была американская софтверная компания Parametric Technology, в которой в 2008 г. А. Тарасов стал лучшим региональным директором. А с 2009 г. – Siemens Enterprise Communications, входящая в SEN Group.  

Решающим аргументом в пользу перехода в SEN для Арсения Тарасова стало сочетание инновационных разработок и опыта Siemens с проактивным американским менеджментом и амбициозными планами вывести компанию в лидеры рынка корпоративных коммуникаций. Перед собой он поставил конкретную задачу – правильно выстроить команду и процесс продаж. «Многие считают, что продажи – это искусство, – замечает А. Тарасов. – Возможно, это так на уровне одного человека. А на уровне компании это точно такой же бизнес-процесс, как и производство, конвейер. Это определенный набор ключевых методик и дисциплин».

А еще Арсений Александрович читает курс лекций по продажам высокотехнологичной продукции в ведущих технических вузах, на Селигерском молодежном форуме, в бизнес-школе «Роснано». И верит, что в скором времени в России вырастет первое поколение продавцов инноваций.

«А познакомились мы через Интернет»Д ж е н т л ь м е н с к и е   в о п р о с ы

— Какие качества в людях для Вас неприемлемы?

— Сейчас нормальной считается установка «главное – не быть, главное – казаться» и на уровне отдельных личностей, и в масштабе целых компаний. Наверное, в этом есть некое рациональное зерно, поскольку в нашем мире часто приходится конкурировать не продуктом, а позиционированием, имиджем и проч. Но я все чаще замечаю перекос, когда люди очень хорошо умеют казаться, не представляя собой ничего. И еще не люблю, когда люди не выполняют своих обещаний.

— Из старого любимого фильма: «Что такое счастье?»

— Я нахожу счастье в гармонии, когда все хорошо «по всем фронтам». Я обрел полную гармонию два года назад. С одной стороны, это нынешняя моя работа; с другой – семья (женился в том же 2008-м). Я очень люблю свою супругу, она редкий человек – умный, красивый, тонкий. И специальность у нее редкая и тоже красивая, тонкая, умная – консалтинг в области антиквариата. А главное – мы действительно две половины одного целого. Недавно узнали о такой науке соционике, определяющей психотип человека, и оказалось, что в терминологии соционики мы с супругой – абсолютные «дуалы», то есть люди, полностью дополняющие друг друга. Это громадное счастье – обрести гармонию в браке и в профессии. Так что я очень счастливый человек. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!