Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2010
Владимир ДРОЖЖИНОВ  09 ноября 2010

Электронизация госуслуг: пазлы инноваций

Упростить гражданам доступ к госуслугам и одновременно снизить расходы государства на их предоставление можно с помощью применения облачных технологий, единого классификатора функций правительства и других инновационных подходов.

Владимир ДРОЖЖИНОВЭлектронные посредники

 

В настоящее время обратиться за государственной услугой на сайт gosuslugi.ru может только непосредственно физическое лицо, но не лицо или организация, которым гражданин доверил ведение своего дела. Среда межведомственного электронного взаимодействия также предусматривает общение через нее только государственных и муниципальных организаций, но не организаций другой юридической формы, являющихся посредниками между гражданином и государством.

 

Однако в Госдуме находится на рассмотрении новый закон «О нотариате», принятие которого значительно расширит полномочия нотариусов, в частности на них будут возложены обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц и т.д.). Причем делать это они смогут в режиме «одного окна», для чего в проекте закона предлагается «проложить» электронные каналы к ведомствам, ведущим официальные реестры и базы данных. Таким образом, нотариусы реально смогут стать электронными посредниками.

 

Госуслуги из облака

 

В нашей стране силами глобальных и российских компаний уже создается облачная инфраструктура, которая вполне может использоваться органами власти для предоставления государственных и муниципальных услуг. Тем более что в этой сфере есть положительный зарубежный опыт.

 

Так, в Чешской Республике с 2007 г. действует сеть компьютеризированных офисов Czech Point, представляющих собой универсальные окна доступа к услугам е-правительства. Инициаторы проекта исходили из того, что значительная часть населения страны:

 

• не имеет достаточно хорошего доступа в Интернет;

 

• не способна справиться с электронными средствами контакта;

 

• не может пользоваться электронной подписью (которая, согласно чешским законам, является единственным способом удостоверения личности при электронной связи).

 

С учетом этого архитектура Czech Point основана на Технологическом центре обслуживания точек доступа и облачной архитектуре, что позволяет поддерживать надежный шифрованный обмен между информационными системами и клиентами Czech Point. Такое технологическое решение дает возможность вводить контролируемые данные и удостоверять личность с использованием персонального цифрового сертификата.

 

Граждане Чехии через Czech Point могут получить верифицированные копии документов из земельного кадастра страны, из регистра коммерческих организаций, из торгового регистра, а также справки о несудимости. Контактные точки сети Czech Point находятся в городских администрациях и муниципалитетах, почтовых отделениях, офисах Торгово-промышленной палаты и некоторых нотариальных конторах. Число точек планируется довести до нескольких тысяч.

 

МФЦ в контейнере

 

В Южной Корее доступ к государственным и муниципальным услугам осуществляется в том числе и через уличные кабины (киоски) размером с телефонную будку. Киоски имеют двухконтейнерное вандалоустойчивое исполнение (один контейнер для инвалидов и детей, второй – для остальных граждан), и в них можно получить те услуги, которые у нас предполагается предоставлять через МФЦ. Идентификация клиентов осуществляется по отпечаткам пальцев.

 

Опыт Чехии и Южной Кореи показывает, что для обеспечения шаговой доступности государственных и муниципальных услуг вполне можно обойтись без строительства «уникальных дворцов» и других затратных подходов, как это делается в России на уровне Минэкономразвития в виде МФЦ, на уровне правительства Москвы – в виде ЕИРЦ, ЦОДов в библиотеках – на уровне Минкультуры и в других местах под эгидой других ведомств. У нас каждое ведомство стремится создавать свои средства доступа к государственным, региональным или муниципальным услугам, выбивая соответствующий бюджет в рамках той или иной федеральной, региональной или городской программы.

 

Госуслуги и реструктуризация правительства

 

Ахиллесова пята создаваемой в России системы предоставления государственных и муниципальных услуг – отсутствие классификатора функций федерального, регионального и муниципального правительств, не привязанного к какому-либо набору министерств и ведомств. Создание такого классификатора не предусмотрено и в готовящемся постановлении Правительства РФ «О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Хотя на начальном этапе административной реформы и проводилась инвентаризация этих функций в целях устранения их дублирования, исключения функций, которые, по сути, только назывались, но не исполнялись, но эта работа так и не привела к какому-либо нормативному документу.

 

Более того, сейчас министерства и ведомства с помощью актов правительства РФ как бы «склеены» с услугами, которые они предоставляют, но процедура «передачи» этих услуг другому министерству или ведомству в случае изменения их структуры и функций законодательно не определена. А ведь известно, что с приходом к власти каждого нового главы государства происходит перетряска правительства (создание новых ведомств, слияние и расщепление старых, полное уничтожение старых и т.д.). Это происходит и в России, и в США, и во Франции, и во многих других странах. Частичная перетряска может также происходить в течение всего срока действия президентских полномочий.

 

С точки зрения набора функций правительства мало что можно придумать нового. Достаточно подробная классификация функций «центрального» правительства, реализуемых процессами государственного управления, уже давно разработана ООН. Но более интересной представляется модель, используемая с 2002 г. в США и называемая справочной моделью бизнеса (деятельности) правительства (Business Reference Model, BRM). BRM является классификатором и описывает набор и структуру функций федерального правительства, включая предоставление услуг гражданам и бизнесу, причем все эти функции не привязаны к конкретным агентствам, бюро или офисам. Кроме того, BRM положена в основу классификатора бюджетных расходов на информатизацию для формирования консолидированного инвестиционного портфеля ИТ-проектов всех министерств и ведомств федерального уровня.

 

В результате, с одной стороны, имеется созданный новым президентом набор «ящиков» – министерств и ведомств, с другой стороны – классификатор функций, и каждый новый президент как бы разбрасывает функции по созданным им «ящикам». Набор и содержимое «ящиков» может меняться в ходе президентства конкретной личности.

 

Такой подход позволяет не потерять ни одной функции и исключает их дублирование. Самое же важное состоит в том, что теперь ИКТ-реализация каждой электронной государственной или муниципальной услуги должна осуществляться в переносимом (portable) виде для возможной передачи функции ее предоставления другому министерству или ведомству. Понятно, что в этом случае ТЗ на создание электронной услуги должно содержать требование переносимости между министерствами и ведомствами (заметим, что переносимость и тиражируемость есть разные понятия).

 

Переносимость – требование не тривиальное. Это можно продемонстрировать на примере системы выдачи биометрических загранпаспортов. Межведомственная подсистема связи для этой системы была создана и развернута в НИИ «Восход» для работы в безостановочном режиме 24×7×365. Затем Минкомсвязи решило провести конкурс на исполнение функций оператора подсистемы связи. Конкурс выиграла компания «Открытые Технологии», и предполагалось перенести систему (с серверами, гарантированным питанием, охлаждением и пр.) в помещения победителя. Но подсистема-то не создавалась как переносимая, и перенос и развертывание ее на новом месте привели бы к остановке на неизвестное время системы выдачи паспортов. Не приходится говорить и о юридических аспектах, обусловленных нахождением подсистемы на балансе НИИ «Восход».

 

Отметим, что переносимость электронных услуг между министерствами и ведомствами РФ легко достигалась бы, если бы они реализовывались на основе облачных вычислений с помощью взаимосвязанного набора из одного федерального, 83 региональных и порядка 24 тыс. муниципальных «облаков».  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!