Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2011
Лилия ПАВЛОВА  07 февраля 2011

Алексей Сабанов: «Я сам ставлю перед собой цели»

Есть люди – «лица» как отдельных компаний, так и целых профессиональных направлений. В информационной безопасности одна из таких персон – Алексей Сабанов, заместитель гендиректора компании «Аладдин Р. Д.», автор десятков публикаций и курса лекций по защите информации, спикер многочисленных форумов, модератор дискуссий.

Алексей Сабанов, заместитель гендиректора компании «Аладдин Р. Д.»«Как удается везде успевать?» – с этого вопроса мы начали беседу.

 

На олимпийском ресурсе

 

Подъем в шесть утра и возвращение домой к полуночи – в этом режиме живу со старших классов. Я серьезно занимался академической греблей, входил в сборную «Олимпийские надежды» (нас готовили к Олимпиаде-80). Сборы, соревнования, спортлагеря – на учебу времени почти не оставалось. Но школьная программа давалась легко. Наверное, выручали гены.

 

Конечно, личность на 80% формируется в семье. С детства я тянулся к высокой планке, которую задал папа. Больше 30 лет он был главным инженером крупного предприятия, потом преподавал в институте. Мама окончила историко-филологический факультет университета и всю жизнь преподавала русский язык и литературу в школе (а мы с сестрой каждое воскресенье утром писали диктант).

 

Жили мы в Нижнем Новгороде (тогда Горьком), в пролетарском районе, откуда до школы нужно было минут сорок ехать на автобусе. Поэтому вставал в шесть утра, и первую пару – это была физико-математическая спецшкола, с расписанием занятий почти вузовским – я обычно дремал на задней парте, за что получал нагоняи от комсорга Гали Башкировой. Но окончил школу с золотой медалью и легко поступил в МФТИ на факультет аэромеханики и летательной техники.

 

Профессиональный спорт сменился другими приоритетами, но воспитанное им стремление побеждать – неистребимо. Для меня самое важное – достижение поставленной цели. Причем цель ставлю перед собой сам. Она, как правило, шире и выше задач, поставленных извне.

 

К тридцати все сошлось

 

После третьего курса я женился на… Гале Башкировой – моем строгом школьном комсорге. Нам было по 20, она училась в горьковском мединституте, и пришлось постараться, чтобы ей дали перевод в Москву, в 1-й медицинский. В общежитии в Жуковском нам выделили отдельную аспирантскую комнату.

 

После окончания МФТИ была аспирантура, работа в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), рождение детей. Я изначально готовил себя к тому, что надо всю жизнь много работать, поэтому со студенческих лет старался найти дополнительный заработок. И аспирантом, и позже научным сотрудником «шабашил» в отпускное время: то на Камчатке бригадиром трактористов, то в Сургуте строили полуподземный переход для центральной больницы. Кстати, очень приятно было недавно увидеть этот переход – все на месте, выполняет свои функции.

 

Время олимпийских надежд К 30 годам все замечательно сошлось – защита диссертации, рождение второго ребенка, переезд в собственную квартиру после 10 лет жизни по общежитиям, коммуналкам и чужим дачам. Казалось, дальше все предопределено. Однако настали новые времена.

 

Виражи 90-х

 

Когда в ЦАГИ стало совсем плохо с зарплатой, решил искать вторую работу. В начале 90-х бурно развивались биржи, и ближайшей к нашему дому оказалась Московская региональная биржа приватизации. Устроился рядовым аналитиком. Была дикая неуверенность в себе. «За решеткой» я проработал 13 лет – и все в ЦАГИ было родным и понятным. А все вовне – неизвестным. Что я умею? Писать формулы, строить кривые и их анализировать… Оказалось, что это умение востребовано: на бирже каждые две недели я получал повышение то в должности, то в окладе. Через полгода стал исполнительным директором, а еще через два месяца акционеры избрали меня директором биржи. Зарплата в 30 раз превышала мой оклад в ЦАГИ – и в 1992 г. я уволился из института.

 

На бирже мы организовывали фондовые торги, создали Российскую фондовую биржу, я был директором торговых операций. В 1992 г. вместе с Ириной Хакамадой, которая тогда руководила аналитическим центром РТСБ, и директором Московской биржи недвижимости Авдеевым мы успешно способствовали принятию ряда положений закона о товарных биржах. После этого меня пригласили в Госкомимущество возглавлять информационно-аналитический отдел. Довольно скоро я оттуда ушел из-за принципиальных, даже идеологических расхождений с руководством.

 

Но пригодился опыт разработки инвестиционных проектов для Российского фонда федерального имущества: мой друг попросил написать бизнес-план завода в Архангельской области – и мы с нуля построили и запустили завод, который и сейчас ежегодно дает 50 тыс. кубометров отличной доски. Там я проработал четыре года финансовым директором. Ночами спать перестал – приходилось возить авоськи с зарплатой из Москвы в Архангельск... Это была середина 90-х, известные времена.

 

Был у меня и безработный период, целых девять месяцев. Три дня в неделю зарабатывал извозом, а четыре – в гараже погреб выкладывал. 24 кубометра земли вытащил и выложил все своими руками. «Набомбишь» на пару мешков цемента – и выложишь полкубометра кладки в гараже. Это помогало прийти в себя. Но если человек не востребован в своей профессиональной среде, это по мужскому самолюбию очень сильно бьет. И когда в 1998 г. мне предложили руководить ИТ-отделом в «Спортмастере», я согласился. Но получилось так, что звали на ИТ, а поставили директором магазина… Через два года ушел. Были еще два года в ИТ-компании «Атлант-Информ». А потом перешел в «Аладдин».

 

Цель за целью

 

Физтех – известная кузница кадров для ИТ. Но информационная безопасность – особая область, поэтому перейти в «Аладдин» я  решился не сразу. Я ничего не понимал в безопасности, или почти ничего. Но за дело взялся Владимир Мамыкин, ныне – директор по информационной безопасности Microsoft Россия, роль его личности в моей истории трудно переоценить. Он настоятельно советовал идти в компанию, а Сергей Груздев, генеральный директор «Аладдина», подбадривал: берись за дело – а там разберешься. Вообще, мне в жизни несколько раз повезло встретить людей, с которыми мы в работе дополняли друг друга. Такой альянс сложился и в «Аладдине» с генеральным. Считаю огромным достижением компании – и в немалой степени достижением этого альянса, – что нам удалось создать на рынке спрос на новый высокотехнологичный продукт: летом 2010 г., к 15-летию компании, мы продали миллионный eToken.

 

По Европе – всей семьей А девять лет назад, перейдя в «Аладдин», я задался вопросом: как лучше всего освоить азы новой для себя области деятельности? Решил… идти преподавать. Сумеешь пять раз что-то рассказать – наверняка начнешь понимать сам. И я обложился учебниками и подсобными материалами, написал программу курса, согласовал ее со ФСТЭК – и начал преподавать. Пять лет читал курс в Государственном университете управления, в МФТИ, год преподавал в МИИТе. Двум сотрудникам «Аладдина» помогал со студенческих лет – и этими плодами своей преподавательской работы очень горжусь. Сейчас не преподаю – новые цели требуют времени и сил.

 

В компании сегодня сложилась сильная команда профессионалов, из 93 сотрудников шесть – кандидаты наук, несколько – на подходе. Моя идея – создать на основе этого ядра полноценный НТС. Личные профессиональные планы – возможно, докторская диссертация, которая должна иметь ценность для российской науки в сфере ИБ. Все вместе это послужит общей цели создания добротной научной основы в нашей узкой области и развития информационной безопасности в России.

   

Прицельные вопросы

 

– Что Вас в жизни больше всего радует?

 

– Может быть, то, что у меня и у моей супруги все время звонят телефоны. Она заведует хирургическим отделением. Поехали на дачу – звонок: надо срочно принимать решение, оперировать ребенка или нет. Развернулись, поехали в больницу. Мы этим живем.

 

– Значит, все-таки работа?

 

– На самом деле семья важнее, чем все остальное. Но у меня как-то работа всегда была на первом месте – это недостаток, с которым я постоянно борюсь. Например, в отпуск мы любим путешествовать всей семьей. И вообще, радуемся каждой возможности собраться. Дома есть фортепиано, на даче синтезатор, несколько гитар – когда молодежь собирается, я обычно беру гитару, немножко «завожу» народ, а потом они уже до утра играют и поют. А я слушаю и радуюсь. У меня очень талантливая молодежь – и дочь Маша, и сын Андрей, и их друзья.

 

– Дети живут с вами?

 

– Сын с нами, а дочь замужем, внуку уже шестой год. Андрей закончил Государственный институт управления, Маша – Плехановский. В декабре она защитила диссертацию, самостоятельно проделала большую серьезную работу. В Германии у нее складывалась блестящая карьера, но вот вернулась в Россию. Может быть, для ее жизни это и не очень удобно, но я рад.

 

– И кто готовит в семье?

 

– Готовит бабушка. Точнее, любимая теща. Из старшего поколения она у нас осталась одна. Живет с нами. Когда я женился, она была начальником сектора в ЦКБ «Вымпел», проектировала корпуса для кораблей, была парторгом института, и готовить ей было некогда. А сейчас так готовит, что просто супер. Ей 82 года – и дай ей Бог здоровья.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!