Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2011
Елена Шматова  05 мая 2011

«Новые бизнес-модели рождаются в диалоге с партнерами»

В поиске новых бизнес-моделей российские универсальные операторы связи следуют за общемировым трендом. О том, к каким из них присматриваются сегодня в компании «ВымпелКом», мы беседуем с Еленой ШМАТОВОЙ, ее генеральным директором.

Елена Шматова, генеральный директор «ВымпелКом»– Какие новые бизнес-модели вы считаете перспективными для своего бизнеса?

– Если говорить о новых и уникальных для российского телеком-рынка бизнес-моделях, то можно отметить наметившийся тренд в развитии кооперации между телеком-операторами. Один из примеров этого – подписанное недавно соглашение между операторами «большой тройки», «Ростелекомом» и «Скартелом» о совместном использовании сети «Скартел» в стандарте LTE. Учитывая, что перед всеми операторами стоит задача оптимизации использования имеющихся ресурсов, совместный доступ к инфраструктуре позволит сократить вложения, повысить их эффективность, и главное – повысить качество и ассортимент услуг для конечных пользователей.  

– Какова позиция руководства «ВымпелКом-Россия» по вопросу передачи на аутсорсинг эксплуатации и обслуживания своих сетей?

– Да, конечно, аутсорсинг эксплуатации сетей мы рассматриваем как один из возможных вариантов дальнейшей оптимизации работы сети. Но если мы говорим о плюсах, то они могут появиться, когда подрядчик – которого, скажем, мы привлекаем для обслуживания каких-то элементов сети, – может это сделать лучше (дешевле и качественней), чем мы сами. Это теоретически возможно, когда один крупный подрядчик обслуживает одновременно несколько сетей. Минусы здесь тоже возможны: в какой-то степени для оператора теряется гибкость в выполнении специфических задач, которые, например, не были предусмотрены общим контрактом.

Мы уже используем аутсорсинг либо тех видов деятельности, которые требуют дополнительных сертификатов, либо тех, по которым сформирован рынок: это обслуживание систем электропитания и охлаждения, волоконно-оптических кабелей, антенно-мачтовых сооружений (башен). Дальнейшие наши планы по расширению аутсорсинга сейчас находятся в стадии обсуждения и детальной проработки. В этом вопросе мы предпочитаем эволюционное развитие.  

– Есть ли у оператора планы создания на своей сети виртуальных операторов?

– Предложения от различных компаний на тему сотрудничества в сфере MVNO к нам, конечно, поступают. Потенциально у нас есть интерес к подобным проектам, но они должны строиться на взаимовыгодной основе, и пока интересных для нас креативных решений и перспективных бизнес-моделей мы не увидели.  

– Согласны ли вы с мнением, что уже к 2013 г. операторам придется проститься с ролью ключевого игрока на рынке VAS?

– Основной частью бизнеса для нас по-прежнему является предоставление базовой услуги – голосовой. При этом мы постоянно развиваем дополнительные услуги – SMS, MMS, контент, мобильную коммерцию, услуги на основе передачи данных и пр.

Очевидно, что в перспективе структура VAS-продуктов изменится: доля каких-то услуг будет постепенно сокращаться, каких-то, наоборот, стремительно расти. В настоящее время мы наблюдаем увеличение спроса на услуги мобильного Интернета, развитие которых является для нас безусловным приоритетом, вслед за голосом.

В сегментах контента и мобильной коммерции рынок также будет сильно меняться. В силу стремительного насыщения рынка смартфонами и планшетами возникает потребность в наполнении данных устройств приложениями – будет расти рынок мобильных приложений. Мы активно развиваем линейку дополнительных продуктов для наших абонентов.  

 – Есть ли у компании планы открыть собственный магазин мобильных приложений по модели AppStore?


– Да, мы планируем сделать такой сервис во втором полугодии 2011 г. Сервис будет работать со всеми основными мобильными операционными системами, клиентам будет предложен широкий выбор приложений.  

– Какими ограничениями регуляторного характера сегодня сдерживаются процессы трансформации бизнес-модели игроков инфокоммуникационного рынка?

– Рынок связи, и прежде всего сотовой связи, в России характеризуется высокой конкуренцией и доказал свою способность к эффективному саморегулированию. Именно благодаря этому достигнут сегодняшний уровень развития сетей и одни из самых низких в Европе тарифы. Трудно вспомнить другой рынок в стране, где на протяжении многих лет наблюдалось бы лишь снижение цен на фоне постоянного улучшения качества услуг. И всего этого удалось достичь в том числе благодаря грамотному и эффективному подходу к регулированию отрасли в последние годы. Руководство отрасли показывает на практике свою готовность регулировать рынок в интересах конечных пользователей телекоммуникационных услуг, учитывая потребности всех игроков, на основе взаимного уважения и конструктивного диалога. Руководство отрасли, например, активно вовлечено в проект по развертыванию в России сетей LTE с участием консорциума операторов, и мы уверены, что он будет реализован и, несомненно, окажет огромное воздействие на облик российских телекоммуникаций в будущем.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!