Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2011 |
Валерий ЕРМАКОВ   | 05 мая 2011 |
«Через пять лет будем зарабатывать на монетизации контента»
Новые бизнес-модели должны приносить пользу, причем не одному игроку, а всему рынку, и в этом случае они заслуживают внедрения, убежден Валерий ЕРМАКОВ, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности ОАО «МегаФон».
О векторе трансформации операторского бизнеса
Рынок телекоммуникаций меняется: если 10 лет назад, в сетях сотовой связи 2-го поколения доля «голоса» в структуре трафика составляла 100%, то сегодня, переведя минуты в мегабайты, мы видим, что 1% трафика в наших сетях 3,5–3,75G – это «голос», а 99% – данные. За 2010 г. выручка компании «МегаФон» от голосовых услуг выросла на 10%, а от услуг передачи данных – на 80%. Иными словами, уже сегодня мы стали провайдером услуг доступа в Интернет.
Нам всем очень повезло: проникновение Интернета в России сегодня находится на уровне 35%, а это означает, что еще пять лет оно будет расти не менее чем на 50% в год. Это сегмент с огромным потенциалом для роста, и тот, кто будет в нем доминировать, станет лидером рынка.
В 2009 г. мы увеличили нашу программу инвестиций в развитие сетей 3-го поколения – наверное, мы были единственной в России компанией, сделавшей это во время кризиса, – и снова пересмотрели ее в сторону увеличения в 2010 г. Вложив за три года в строительство 3G-сетей порядка $160 млн, мы смогли занять 45% рынка услуг мобильной передачи данных.
Однако превращение оператора голосовой связи в провайдера доступа – это промежуточный этап трансформации. Через пять лет наступит совершенно новый этап: мы как оператор выйдем на уровень монетизации контента. Это опять потребует изменений в инфраструктуре сети. На новом этапе у нас будет фактически универсальная сеть и такие обязательные для работы с контентом элементы архитектуры, как CDN (Content Delivery Network), ЦОДы, большой набор технологических платформ.
О спросе на оптимизацию
Для того чтобы успешно конкурировать в быстрорастущем сегменте, необходимы дополнительные ресурсы. На российском рынке сотовой связи, который находится в стадии насыщения, искать эти ресурсы приходится внутри компании. Этим-то и вызван живой интерес – и наш, и других ведущих игроков – к моделям, обеспечивающим оптимизацию бизнеса: аутсорсингу эксплуатации сетей, совместному использованию сетей, а также совместному их строительству, – которые российские операторы ранее никогда не использовали.
Ряд филиалов компании «МегаФон» уже передал на аутсорсинг обслуживание пассивных элементов инфраструктуры: антенно-мачтовых сооружений, волоконно-оптических линий связи. И в настоящее время мы ведем подготовительные работы для организации опытной зоны на базе нашего Центрального филиала, чтобы отработать модель передачи на аутсорсинг всей нашей технологической инфраструктуры. Завершим мы их в августе-сентябре, чтобы определиться с выбором поставщика и в IV квартале 2011 г. запустить trial-зону. Тестирование этой модели займет, наверное, год, но мы и не спешим, поскольку хотим до принятия окончательного решения изучить ее влияние на параметры работы сети и качество обслуживания наших абонентов.
Что касается передачи на аутсорсинг элементов управления, тут мы уверены, что не следует забегать вперед. Ведь рынок растет с двух сторон: сегодня есть спрос, есть заказчик – оператор, а предложение пока формируется.
Если в условиях растущего высококонкурентного рынка любое изменение в сетевой инфраструктуре оператора воспринималось им как технологическое преимущество, то сегодня оно перестает быть таковым. В поисках возможностей для оптимизации затрат операторы начинают переходить к совместному использованию ресурсов. С этой целью компания «МегаФон» с прошлого года начала активно обмениваться башнями, ресурсами транспортной сети с МТС и «ВымпелКомом». Одним из ярких примеров такого сотрудничества может служить начатый нами совместный проект по созданию сотового покрытия вдоль трассы «Амур» (Чита – Хабаровск), завершить который планируется к 1 октября 2011 г.
Однако я думаю, что нам потребуется около трех лет для того, чтобы отрегулировать все вопросы такого взаимодействия. По окончании этого переходного периода совместное использование ресурсов станет неотъемлемым элементом индустрии.
О моделях, которые требуют стабилизации рынка
Все вышеупомянутые бизнес-модели позволяют операторам сокращать затраты и сохранять фокус на основном сегменте, услугах мобильного ШПД – этим и объясняется их актуальность. Преимущества других, таких как MVNO, сегодня не столь очевидны. Тут рынок находится в поиске бизнес-схем, делающих деятельность виртуального оператора выгодной для оператора базового, что непросто в России, где цена минуты PPM – самая низкая в мире.
С одной стороны, для базовых операторов MVNO – это очень хорошее решение, обеспечивающее глубокую сегментацию рынка. С другой – полноценным оно станет не раньше чем года через три, когда наступит стабильность рынка и процессом создания виртуальных операторов можно будет предсказуемо управлять.
10% = 1,7%
Что сдерживает сегодня процесс трансформации телекоммуникационного рынка? Поскольку «голос» сегодня мигрирует в сторону IP (где ведущим игроком является компания Skype, работающая без лицензии), это поле деятельности нужно сделать более свободным от регулирования и для традиционных российских операторов. Мы тоже должны получить возможность работать с IP-телефонией. Это первое.
Вторая проблема касается процесса распределения частот для мобильного ШПД. Потенциал России в развитии этого перспективного сегмента будет определяться выделенным для него частотным ресурсом. От этого зависит, получит ли Россия шанс сделать рывок в развитии Интернета.
Известно, что каждые дополнительные 10% прироста мобильного ШПД формируют 1,7% ВВП на душу населения. Так что в данном случае выделение государственного ресурса, частот, оправдано задачей создания нового направления для роста всей экономики страны.