Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2011
Олег СВИРСКИЙ  05 мая 2011

«Полгода для аутсорсинга не горизонт»

Рынок аутсорсинга в России сегодня на начальной стадии формирования: пока контракт на эксплуатацию обслуживания сети заключила только МТС с Nokia Siemens Networks. А потому говорить о влиянии модели на показатели качества обслуживания абонентов прежде-временно, считает Олег СВИРСКИЙ, заместитель гендиректора «МТС Россия» по техническим вопросам.

Олег СВИРСКИЙ, заместитель гендиректора «МТС Россия» по техническим вопросам– Ключевым критерием эффективности проекта, реализуемого МТС с компанией Nokia Siemens Networks, мы считаем его влияние на общие показатели бизнеса при сохранении высокого уровня качества работы сети. И в этом смысле первые результаты работы опытной зоны МТС в ЦФО, где переданы на аутсорсинг процессы эксплуатации и обслуживания сети, мы оцениваем положительно. Проект обеспечивает нам существенную экономию операционных расходов, причем, что очень важно, в опытной зоне нам удалось добиться более сдержанной динамики роста расходов на содержание сети в целом. Еще один ожидаемый эффект – рост маржинальности бизнеса региона, до 1,5% за год.  

– Насколько «бесшовным» оказался для оператора переход на аутсорсинговую модель?

– Мы предусмотрели специальный переходный период длительностью четыре месяца, в ходе которого шла передача функций обслуживания сети компании-аутсорсеру, решались организационные задачи, в том числе перевод персонала. Такой подход обеспечил компании непрерывность бизнеса и сохранение высоких показателей качества работы сети, позволил избежать серьезных проблем при отладке процесса взаимодействия в системе оповещения и согласования. Передача ответственности специалистам Nokia Siemens Networks произошла без сбоев и неполадок на сети, мы сохранили всех специалистов, и это самый главный для нас результат «переходного периода».  

– Как передача на аутсорсинг повлияла на технические показатели работы сети?

– Согласно контракту первые полгода аутсорсер не должен внедрять изменения в бизнес-процессы МТС, касающиеся эксплуатации сети, и потому на текущий момент все они протекают по регламентам МТС. Контракт предусматривает систему ключевых показателей эффективности, описывающих параметры работы сети, аутосорсер действует в рамках этих КПЭ, в основе которых – критерии качества МТС. Так что и после окончания переходного периода технические показатели эксплуатации сети не изменились.  

– Как вы оцениваете влияние аутсорсинга на показатели бизнеса оператора: прирост абонентской базы, АRPU, MoU?

– Пока прошло слишком мало времени, чтобы оценивать влияние внедрения аутсорсинга обслуживания сети на данные показатели. Аутсорсер работает по процедурам МТС, сеть обслуживается в обычном режиме. Из международного опыта ясно, что влияние аутсорсинга на конечное качество обслуживания абонентов будет очевидно только после формирования в стране рынка аутсорсинга. Так, передача на аутсорсинг обслуживания сетей нескольких операторов будет способствовать общему повышению уровня компетенции сотрудников (команда аутсорсера формируется из лучших HR-ресурсов разных операторов). Рост экспертизы сотрудников приведет к повышению качества работы сети, сокращению простоев и времени на восстановление после аварий, что в результате улучшит обслуживание клиентов на сети оператора в целом.  

– Есть ли у компании МТС планы по распространению проекта в другие регионы своего присутствия, включению в него процессов управления сетью?

– Мы всегда говорили, что сначала оценим эффективность пилотного проекта и уже на основании этой оценки будем принимать решение о его тиражировании в других регионах. Полгода для проекта в области аутсорсинга эксплуатации и обслуживания сети – не горизонт для оценки эффективности, поскольку, как я уже сказал, компания Nokia Siemens Networks в течение первого полугодия не имела возможности внедрить какие-то свои ноу-хау в процессы обслуживания сети. В конце текущего года мы планируем подвести первые итоги проекта и оценить перспективы его развития в других регионах РФ. Важным фактором при принятии решения о тиражировании будет формирование рынка аутсорсинга в России. Что касается управления сетью, то это одна из основных обязанностей МТС как лицензиата и по действующему законодательству РФ она не может быть передана никому другому, поэтому этот вопрос не поднимается. В рамках проекта МТС и Nokia Siemens Networks по аутсорсингу сети функция общего управления сетью и ее развития остается за оператором, аутсорсер осуществляет регулярное и аварийное обслуживание инфраструктуры и элементов сети и сайтов базовых станций.  

– Какие другие перспективные бизнес-модели использует МТС?

– Мы развиваем модель «ритейл-MVNO» с «Ашаном», X5 Retail Group, сильными региональными торговыми сетями. В части passive network sharing МТС с 2005 г. реализует проекты по обмену антенно-мачтовыми сооружениями с другими операторами. За пять лет мы обменялись с операторами «большой тройки» башнями связи в количестве более 1200, что дало нам экономию капитальных затрат в размере 40% от совокупной стоимости башен. С 2011 г. мы вывели такие проекты на новый уровень – перешли от простого обмена имеющимися площадками к совместному планированию их строительства.

Active network sharing мог бы быть эффективен только при покрытии малонаселенных территорий. Однако подобные проекты пока лишь в стадии обсуждения, так как в России есть некоторые нормативные ограничения, препятствующие их реализации. В частности, законодательно ограничена возможность общего активного оборудования на сети. И тут, на наш взгляд, необходимо и целесообразно внесение изменений в нормативно-правовую базу, которая сегодня предписывает, что «часть средств связи одной сети связи при использовании в качестве узла связи другой сети связи должна быть программно, или технически, или физически отделена от одной из указанных сетей связи».  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!