Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2011
Лилия ПАВЛОВА  Михаил ВОРОБЬЕВ   14 июня 2011

От домашних абонентских устройств до массовых и перспективных операторских решений

В этой амплитуде работает компания ZyXEL, представившая на выставке «Связь-Экспокомм» оборудование для технологий ШПД, как широко распространенных, так и перспективных. Экскурсию по экспозиции провели для «ИКС» Владимир АЛФЕРЬЕВ, заместитель директора по продукции, и Михаил ВОРОБЬЕВ, директор департамента решений для операторов связи.

– В основе экспозиции ZyXEL – решения для проводных и беспроводных широкополосных сетей доступа, ориентированные на операторов фиксированной и мобильной связи, а также абонентские устройства ШПД. Какова доля телекома в бизнесе компании, кто основные заказчики в России?

М. ВОРОБЬЕВ: Решения для операторов связи приносят компании около 50% доходов, вторая половина оборота – продажи абонентских устройств массовому потребителю. Обычно они осуществляются через розничные магазины, но с недавних пор многие операторы берут на себя это бремя – не просто рекомендуют абонентские устройства, но сдают их в аренду или продают своим подписчикам, гарантируя качество работы оборудования и повышая таким образом их лояльность.

Своих заказчиков мы условно подразделяем на две большие группы: традиционных и альтернативных операторов. Крупнейшие из них – компании «Связьинвеста» (объединенного «Ростелекома»), «Комстар-ОТС», «Таттелеком», «Башинформсвязь», «Центральный телеграф» и др. Вторая группа – многочисленные операторы КТВ, интернет-провайдеры, а с недавнего времени и операторы мобильных сетей беспроводного широкополосного доступа.

– На выставке компания представила оборудование для технологий VDSL, Metro Ethernet, GPON, WiMAX. Какие из технологий ШПД сейчас наиболее, на ваш взгляд, востребованы операторами в России, какие утрачивают популярность и какие – только начинают ее набирать?

М. В.: Хорошо, что нет такого единого оператора, который применял бы единую технологию, – у нас много операторов как проводных, так и беспроводных сетей, и каждый принимает решение, основываясь на своих конкурентных преимуществах. Поэтому все, что мы представляем на выставке, – все востребовано, все интересно для операторов. Так, традиционные операторы воспользовались преимуществами существующих телефонных линий и для широкополосного доступа выбрали технологию DSL. А мы не преминули воспользоваться этим – и предлагаем им соответствующие решения. Сегодня в России и СНГ более миллиона линий работают на DSL-коммутаторах ZyXEL.

В. Алферьев: «Keenetic – не просто интернет-центр, это центр Но основной тренд фиксированного доступа сегодня – плавная миграция в сторону оптического доступа по технологии PON. Учитывая массовость ADSL, эта миграция предполагает громадный объем работ по строительству сетей и займет как минимум десяток лет. В этом процессе в качестве промежуточной технологии эффективна VDSL2, позволяющая операторам при минимальных затратах обеспечить абонентам скорость до 100 Мбит/с по той же витой паре. Операторы таких сетей могут предоставлять своим абонентам все современные услуги фиксированной связи, включая IP-телевидение высокой четкости, видео по запросу, музыку по запросу, мониторинг и управление оборудованием цифрового дома и другие премиальные услуги в рамках концепции Triple Рlay. При этом абонент даже не заметит, что оператор перевел свою телефонную сеть с TDM на IP.

Хочется также отметить, что для фиксированного доступа по-прежнему широко используется Metro Ethernet – и мы полагаем, что эта зрелая и доступная по цене технология будет востребована и в ближайшие годы. А технология будущего, по нашему мнению, это GPON. Соответственно ZyXEL ведет новые разработки с учетом этих тенденций. В частности, на выставке представлены уличные шкафы-выносы с размещенным внутри MSAN VDSL2/VoIP и современные ресиверы IP-телевидения; коммутаторы Metro Ethernet уровня доступа и агрегации; GPON-решение высокой плотности.

– ZyXEL уже несколько лет развивает направление беспроводного широкополосного доступа. Какие есть новинки у компании для этого сегмента рынка?

В. АЛФЕРЬЕВ: Здесь мы представляем обновленную линейку абонентских устройств WiMAX, уже четвертую по счету с момента начала разработок. В этом направлении компания работает с 2006 г. Мы стали первым производителем устройств, соответствующих стандарту мобильного WiMAX IEEE 802.16е-2005, и одним из немногих, кто поставляет в Россию абонентские устройства WiMAX абонентам оператора Yota. Три-четыре года назад десятки операторов в СНГ говорили, что будут строить сети WiMAX, но в действительности сегодня их по пальцам можно пересчитать. Тем не менее мы видим интерес операторов, которые реально развертывают такие сети, поэтому продолжаем разработку абонентских устройств и в этом году планируем выпуск линейки следующего поколения. Что бы ни говорили противники этого стандарта, WiMAX востребован на рынке, тем более в России, где еще нет ни одной сети LTE.

Тем не менее у ZyXEL существуют наработки и в области LTE: в компании создана рабочая группа, которая занимается этим направлением, в конце 2009 г. мы анонсировали первый в мире роутер этого стандарта. За минувшие полтора года ведется разработка  второго поколения абонентских устройств LTE. Проведены тесты с двумя крупнейшими операторами – Verizon (США) и Chunghwa Telecom (Тайвань). Видим огромные перспективы этого оборудования, представляем его всем потенциальным операторам LTE, в том числе и в России. Ждем момента, когда будут начинать строить первые сети и операторам реально потребуются абонентские устройства. Со своей стороны, мы к этому моменту готовимся: как только в нашей стране будут определены нормативные требования к абонентским устройствам LTE, мы адаптируем их для России и будем предлагать операторам для организации пилотных зон.

– Для домашних пользователей в экспозиции выделен стенд «Цифровой дом». Кстати, почему на выставке CeBIT этот стенд был «умным домом», а на «Связь-Экспокомме» он назван «цифровым»?

В. А.: Можно сказать, что здесь представлены решения, соответствующие российской действительности. Концепция «умного дома» предполагает дистанционное управление всеми подключенными к домашней сети приборами и датчиками – от центрального отопления, кондиционирования и пожаротушения до электророзеток. А «цифровой дом» – это некая промежуточная стадия, когда весь цифровой контент можно хранить в сети и переносить на разные абонентские устройства: телевизоры, планшеты, смартфоны и т.д.

Наш «цифровой дом» построен вокруг интернет-центра семейства Keenetic. В отличие от традиционных для ZyXEL решений на базе сетевой операционной системы ZyNOS, линейка Keenetic опирается на аппаратно-независимую модульную программную платформу, которая работает на ядре Linux и получила название NDMS. С переходом на эту платформу ZyXEL начала воплощать на практике концепцию «Интернет-центр 2.0»: к видению интернет-центров как устройств, которые объединяют домашнюю технику в сеть, подключают ее к Интернету и дополнительным услугам (например, IPTV), добавляется важный стратегический компонент – возможность хостинга на интернет-центре приложений, которые могут быть выбраны как провайдерами услуг, так и самими пользователями.

Наглядные актуальные примеры таких приложений, уже сегодня входящие в базовую микропрограмму интернет-центра Keenetic, — автономный торрент-клиент Transmission, файловый сервер, FTP-сервер, модуль сетевой печати. В перспективе — медиасервер DLNA, системы безопасности и учета расхода энергии и т.д. Если добавить в этот интернет-центр (через USB-порт) адаптер для протокола Z-Wave, по которому работает «умный дом», он сможет агрегировать информацию со всех чипов, всех устройств в доме и по команде отправлять собранную статистику оператору, который предоставляет не только услуги доступа к сети, но и «смежные» сервисы. Эти же услуги могут предоставлять и сторонние компании, и борьба за рынок предстоит немалая. Например, подобное решение для датчиков электричества мы обнаружили в продаже на сайте компании, которая предлагает устройства для коттеджей… Другие компании предоставляют сервисы удаленного видеонаблюдения, пожарной охраны и т.д. В целом же большинство технологий, решений и продуктов для «умного дома» уже существует, но они разобщены. Главная задача – провести интеграцию этих готовых решений и открыть им широкополосный выход на рынок. Решением этой задачи мы и занимаемся.

– Сейчас в отрасли активно дискутируется вопрос определения критериев, по которым производство телекоммуникационного оборудования можно отнести к отечественному. Методика определения степени локализации продаваемого в России оборудования иностранных производителей пока не утверждена, однако наверняка можно что-то сказать о вкладе российской команды в решения тайваньской компании ZyXEL?

В. А.: В нашей стране ZуХЕL работает с 1992 г. Полная адаптация продукции к российским условиям, активное развитие партнерской сети (более 230 системных интеграторов и реселлеров), шесть авторизованных учебных центров по подготовке сертифицированных инженеров в России и СНГ – все это говорит о высокой степени локализации. В принципе подход у компании ясный: чем качественнее оборудование и чем оно дешевле – тем лучше. Поэтому для разработок привлекаются лучшие ресурсы со всего мира, включая Россию. Скажем, российская команда разработчиков очень много сделала для создания линейки Ethernet-коммутаторов, а интернет-центры серии Keenetic для средних и небольших интернет-провайдеров – это реально российское производство. Более того, эти разработки начинают продвигать на Западе, и они успешно конкурируют на мировом рынке. Но справедливости ради отметим, что это лишь малая доля портфолио оборудования ZyXEL, насчитывающего около тысячи наименований.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!