Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2011
Евгения ВОЛЫНКИНА  26 июля 2011

Дотянуться до Uptime

Рынок услуг коммерческих дата-центров прошел все положенные стадии входа в экономический кризис и выхода из него. Былое сильное превышение спроса над предложением рассеялось, но называть этот рынок рынком покупателя рановато.

Центр обработки данных – такой же ресурс, как нефть,
а ИТ-услуги, которые предлагаются в дата-центрах, – это бензин.

Айтишная мудрость

Тем не менее качественный рост рынка налицо. Набираются знаний и опыта все его участники, в том числе и опыта общения друг с другом. Нисколько не умаляя значение роста профессионального уровня российских проектировщиков, строителей и операторов дата-центров (на то они и специалисты, чтобы постоянно повышать свою квалификацию), прежде всего хотелось бы отметить образовательный рост клиентов ЦОДов и повышение уровня их требований к инфраструктуре дата-центров, к предлагаемым услугам и к качеству обслуживания. Раньше «пипл хавал» места в любых ЦОДах, в том числе и в тех, что называют ИТ-сараями. Сейчас превышение предложения над спросом наблюдается в первую очередь именно в этом сегменте рынка дата-центров.
Наши в Uptime

Tier III Designs

03.11.2010 – DataSpace Partners, LLC, DataSpace 1 (formerly MTP Bldg 27), Moscow, Russia.

11.04.2011 – MegaFon, Samara Data Center, Samara, Russia.

02.05.2011 – CROC Incorporated, Kompressor Data Center, Moscow, Russia.

Источник: www.uptimeinstitute.org


Кому гром грянул

Резонно предположить, что большинство клиентов таких ЦОДов вполне устраивает качество предоставляемых услуг (24 × 7 × 365 им не нужно, ну остановится работа на несколько часов или даже дней – неприятно, конечно, но не смертельно, зато цены демократичные). Однако часть клиентов уже поняла (и иногда это знание приходило после аварий и длительных простоев в выбранных дата-центрах), что требования непрерывности их бизнеса превышают тот уровень доступности сервисов, который могут гарантировать операторы ИТ-сараев. Поэтому начал расти спрос на услуги дата-центров достаточно высокого уровня.

К тому же усилия профессионального сообщества – проектировщиков, системных интеграторов и других создателей ЦОДов – по просвещению текущих и потенциальных клиентов привели к тому, что импортные слова «Uptime Institute» и «Tier» сейчас знают все, кто хоть каким-то образом прикасался к теме дата-центров. Правда, очередей в высокоуровневые ЦОДы пока не наблюдается, но их заполнение идет гораздо живее, чем всего лишь пару лет назад. Этому способствует и более открытая по отношению к клиентам политика операторов ЦОДов. Дата-центр по определению должен быть режимным предприятием, но теперь их владельцы, чтобы привлечь клиентов, практикуют «дни открытых дверей» (как, например, DataLine) и индивидуальные экскурсии (как «Комкор»). А это явно указывает на то, что уровень проектирования, строительства и эксплуатации таких «открытых» ЦОДов вполне достойный, т.е. пол и стены ровные, а в серверном зале – чистота и порядок, иначе гостей никто звать бы не стал.

В особо крупных размерах

Кроме того, спрос на высокоуровневые ЦОДы стимулирует строительство новых столь же надежных дата-центров. Причем их создатели борются не только за качество, но и за количество, в результате чего скоро нас ожидает открытие целого ряда крупных по российским меркам ЦОДов, рассчитанных на сотни и тысячи стоек. Сейчас в России стали появляться проекты дата-центров с несколькими тысячами квадратных метров фальшполов (площадь серверных помещений строящегося корпоративного ЦОДа Сбербанка России составит 15 тыс. м2, что весьма впечатляет на фоне данных iKS-Consulting об общей полезной площади российских коммерческих дата-центров, которая на исходе 2010 г. достигла 29 тыс. м2). Все это означает выход проектирования и строительства ЦОДов на качественно новый уровень, потому что дата-центры таких масштабов требуют специфических схемных решений и оборудования, которые до сих пор в российских ЦОДах не применялись. Именно поэтому инвесторы строительства подобных дата-центров привлекают в качестве консультантов и проектировщиков иностранные компании (как, в частности, на проектах новых ЦОДов «МегаФона», DataSpace Partners и того же Сбербанка).

В принципе данная практика вполне оправдана, поскольку наши компании опыта строительства мегаЦОДов пока не имеют, а «экспериментировать» на проекте стоимостью десятки и сотни миллионов долларов инвесторы не будут. Тем более что в таких проектах иностранные проектировщики выступают, как правило, в качестве генеральных подрядчиков, привлекая для выполнения отдельных частей проекта российские компании и осуществляя общий надзор за их работой. В результате чего у наших есть хороший шанс набраться опыта работы с большими дата-центрами, который, несомненно, пригодится в дальнейшем. Так что выход иностранных компаний на российский рынок консалтинга и проектирования дата-центров в определенной степени способствует повышению профессионального уровня отечественных специалистов.

Ария заморского гостя

Зарубежные компании выходят на российский рынок и в качестве операторов коммерческих дата-центров. В ближайшие месяцы в Москве должен открыться первый ЦОД компании DataSpace Partners (DSP), принадлежащей американским инвестиционным фондам. Всего запланировано строительство шести дата-центров DSP в Москве и Московской области общей стоимостью более $600 млн. Первый ЦОД DSP будет состоять из двух очередей по 800 стоек каждая.

Если учесть, что, по данным iKS-Consulting, у лидера российского рынка коммерческих дата-центров компании «МегаФон» в ее 13 ЦОДах по всей стране насчитывается в общей сложности 900 стоек, а у идущей на втором месте компании Selectel – 816 стоек в четырех ЦОДах, то запуск даже первой очереди дата-центра DSP сильно изменит соотношение сил на этом рынке. Правда, эксперты полагают, что цены на услуги colocation у DSP будут раза в полтора выше среднерыночных, но, судя по всему, компания уже договорилась об аренде с солидными клиентами, для которых цена вопроса не имеет большого значения, ведь такие проекты не запускаются наобум.

Финская компания Tieto в сентябре 2010 г. анонсировала соглашение о создании совместного предприятия с российской компанией «Ай-Теко». Однако сделка так и не состоялась. Обе стороны остались «при своих», объявив в апреле 2011 г., что «в текущих рыночных условиях преимущества от создания совместного предприятия окажутся менее значительными, чем предполагалось первоначально». Таким образом, Tieto осталась клиентом ЦОДа «Ай-Теко», ресурсы которого она использует как провайдер инфраструктурных и «облачных» сервисов.

Активизация интереса к ЦОДам связана   
не столько с увеличением спроса, и даже 
не с реализацией «отложенного» спроса,
а, скорее, с ожиданием существенных ин- вестиций в ИТ со стороны государства.

Андрей СИНЯЧЕНКО, «АйТи»

В прошлом же году представительство в России открыл европейский сервис-провайдер Interoute, а в феврале 2011 г. он объявил о планах приобретения одного из московских ЦОДов. Как сообщалось, компания Interoute собирается достроить этот дата-центр в соответствии со своими требованиями и сдавать его площади российским представительствам своих глобальных клиентов. Чем закончится эта история, пока неизвестно. Случай с Tieto и «Ай-Теко» показывает, что события лучше не торопить.

Уж лучше вы к нам

Обратный подход развивает латвийская компания DEAC, предлагая российским клиентам услуги аренды стоек и площадей в своих ЦОДах, расположенных на территории Евросоюза. Основные преимущества такого решения – недосягаемость данных клиентов для рейдеров и правоохранительных органов, а также возможность создания надежной ИТ-инфраструктуры, распределенной по нескольким дата-центрам. Российские клиенты могут воспользоваться услугами хостинга и других иностранных компаний и уже делают это. Правда, российские операторы ЦОДов пока не видят в иностранных провайдерах серьезных конкурентов, мотивируя это тем, что иностранные дата-центры могут быть лишь резервным дополнением российских площадок. Однако с развитием каналов связи и особенно облачных сервисов популярность услуг иностранных ЦОДов в России может заметно возрасти. Там рынок услуг коммерческих дата-центров развит гораздо лучше, качество сервисов высокое, SLA соблюдается четко, цены – адекватные, а люди в погонах или в штатском серверы в ЦОДе не опечатывают и не изымают.

Вот только легально стать клиентами иностранных дата-центров смогут лишь те российские компании, которым это не запрещено законодательно. Например, банки должны хранить и обрабатывать свои данные на территории России, есть аналогичные ограничения и для телекоммуникационных операторов. Судя по всему, сфера этих запретов будет только расширяться. Доступность же сервисов российских дата-центров может внезапно оказаться весьма далекой от декларируемого числа «девяток» в уровне надежности. А как раз с последним связан заметный поворот в деле ЦОДостроительства в России.

Страсти по Tier

Еще пару лет назад от владельцев ЦОДов можно было услышать, что их объект имеет надежность Tier III и даже III+, и только самые осторожные говорили, что их дата-центр по надежности «соответствует Tier III». Теперь некоторые создатели ЦОДов от слов наконец-то перешли к делу и действительно стали сертифицировать свои проекты в Uptime Institute. Первым российским проектом дата-центра, получившим сертификат Uptime на соответствие Tier III, стал уже упомянутый проект ЦОДа компании DSP. Произошло это в ноябре 2010 г. За ним в апреле и мае 2011 г. последовали проекты нового дата-центра «МегаФона» в Самаре и аутсорсингового ЦОДа компании КРОК. Еще три проекта анонимных российских ЦОДов, согласно информации на сайте Uptime Institute, находятся «в процессе» такой сертификации. Правда, практика, и не только российская, показывает, что проект и его реализация часто отличаются друг от друга, и иногда – очень сильно.

В принципе это видно и по статистике сертификации Uptime Institute: на 48 проектов с сертификатами Tier III приходится лишь 12 сертифицированных площадок (для Tier IV это разница еще выразительнее – 17 и 5). Сертификация площадки – это отдельная сложная и длительная процедура, поэтому вполне можно понять тех, кто ограничивается сертификацией проектного решения (кстати, в списке площадок, проходящих процесс сертификации, значится только один российский ЦОД). Практически все специалисты, работающие на рынке дата-центров (конечно, за исключением обладателей заветной бумаги с надписью Uptime Institute Certified), признают, что эта сертификация – не более чем дань моде, что лишь очень редкий американский дата-центр проходит такую сертификацию. Но определенная польза от нее есть: Uptime – уважаемая организация, ее сертификат нельзя «купить», его можно только честно получить, выполнив все требования. А это гарантия того, что площадка, построенная в точном соответствии с сертифицированным проектом, будет иметь запрашиваемую заказчиком надежность. В российских условиях почти полного неверия кому бы то ни было это немало (впрочем, у нас нельзя сбрасывать со счетов упомятое расхождение между проектом и объектом).

Если раньше возникало один-два крупных проекта ЦОДа мощностью 4 МВт и более,  
то сейчас запускается пять-шесть таких     
площадок в год.

Александр АНОСОВ,  APC by Schneider Electric

Правда, к надежности, обеспечиваемой оборудованием, аппаратной архитектурой и конструктивными решениями, нужен соответствующий человеческий фактор, т.е. грамотная служба эксплуатации. Кстати, год назад Uptime Institute ввел новый вид сертификации дата-центров – сертификацию системы эксплуатации трех уровней (Gold, Silver, Bronze). За минувший год ее прошли лишь пять ЦОДов (четыре – Tier III Gold и один – Tier IV Bronze). Будет ли хотя бы один российский дата-центр сертифицировать свою службу эксплуатации, пока неизвестно, но все владельцы крупных российских ЦОДов понимают важность этой службы. В отличие от Запада модель аутсорсинга эксплуатации в применении ко всем системам дата-центра у нас пока не работает. Есть компании, способные заниматься эксплуатацией какого-то отдельного вида оборудования – ИБП, кондиционеров, холодильных систем, СКС и т.д., но они не в состоянии спрогнозировать, как изменения в режиме работы того или другого устройства повлияют на работу остальных систем и/или на распределение температуры воздуха в серверном зале. Поэтому все дата-центры стараются создать собственную службу эксплуатации, специалисты которой знают родной ЦОД как свои пять пальцев, регулярно проводят регламентные работы и учения по отработке аварийных ситуаций.

Детская болезнь поклонения иноземным сертификатам по идее должна пройти, когда наши специалисты наберутся опыта в проектировании и строительстве дата-центров самых разных размеров и назначения и когда эти проекты станут регулярными и обыденными. Возможно, тогда у российских заказчиков постепенно появится доверие к квалификации отечественных проектировщиков, строителей и системных интеграторов, и главным приоритетом для них станет уровень непрерывности бизнес-процессов, гарантируемый провайдером в соответствующем SLA, а не сертификат иностранной организации. Ведь отказоустойчивый ЦОД можно построить даже из ненадежных элементов, если организовать правильное резервирование и спроектировать соответствующую архитектуру. Не резервируется только человек. Во всяком случае пока. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!