Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 09 2011 |
Павел АНТОНОВ  | 13 сентября 2011 |
Рынок «выстрелит» рано или поздно
В широком и пестром спектре компаний – возможных участников рынка услуг ИБ в России – степень готовности и мотивация у каждого своя. Основными игроками этого рынка видятся вендоры, операторы связи и корпоративные клиенты.
В широком и пестром спектре компаний – возможных участников рынка услуг ИБ в России – степень готовности и мотивация у каждого своя. Основными игроками этого рынка видятся вендоры, операторы связи и корпоративные клиенты. Так, клиентов сейчас не назовешь активными игроками, формирующими рынок. Они скорее наблюдают за появлением интересных предложений и оценивают возможные преимущества и недостатки передачи процессов обеспечения ИБ «в чужие руки». Но принципиальная готовность пользоваться такими услугами у них уже есть, особенно если учесть главное преимущество для потребителя услуг ИБ – сокращение затрат.
Различие потребностей малых и крупных предприятий в тех или иных услугах ИБ обусловлено прежде всего тем, в состоянии ли они сами решить те или иные задачи в области обеспечения ИБ. Крупные предприятия способны и могут себе позволить самостоятельно решать все или почти все свои задачи, связанные с ИБ. Но бывают и исключения, когда технически или организационно задачу невозможно решить на стороне предприятия. Нельзя, например, защититься от DDoS-атак – каким бы продвинутым не было решение, будучи установленным на стороне клиента, оно не спасет от переполнения канала связи, предоставляемого оператором. Поэтому для защиты от DDoS-атак наиболее целесообразно приобрести услугу защиты у оператора связи.
Что касается малых предприятий, то бюджетов на приобретение дорогостоящего оборудования у них нет, штат специалистов держать дорого – и в результате самые простые вопросы обеспечения ИБ оказываются практически не решенными. Поэтому у малого бизнеса есть потребность в защите от самых распространенных угроз и, соответственно, в таких услугах, как защита от вирусов и спама, веб-фильтрация, защита границы сети и т.д. Такие услуги тоже могут предлагать операторы связи.
Рынок операторских услуг ИБ в России пока только начинает формироваться. Основная причина его отставания кроется в том, что на Западе операторы уже прошли переломный момент развития бизнеса – от увеличения клиентской базы к насыщению услугами. В нашей стране этап наращивания клиентской базы операторов связи только близится к окончанию – но уже все операторы понимают, что дальнейший рост бизнеса возможен в основном за счет развития дополнительных услуг.
Помимо увеличения ARPU, колоссальное значение дополнительные услуги имеют и для удержания существующей клиентской базы. Когда клиент пользуется не только базовыми, но и получает от оператора еще целый ряд дополнительных услуг, решиться сменить оператора гораздо тяжелее: ведь смена единого поставщика нескольких ИТ-услуг может вскрыть целый пласт незаметных на первый взгляд нюансов и потребовать существенных инвестиций в сам процесс «переезда».
Поэтому услуги ИБ, как и любые другие дополнительные по отношению к услугам связи, в ближайшие годы станут для операторов основным источником роста объемов выручки и способом удержания клиентской базы. Но на переориентацию всех бизнес-процессов оператора связи с одной стратегии развития на другую потребуется некоторое время.
А вендоры, с оглядкой на объемы рынка услуг ИБ в Европе и США, стараются продвигать эти услуги и в России, не без оснований полагая, что рано или поздно этот рынок «выстрелит» и в нашей стране.