Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2012
Валерий КОРНИЕНКО  13 марта 2012

Требуется фигурная формовка кирпичей

За последний год на рынке облачных сервисов выросло понимание того, что такое облачные технологии и зачем они нужны. «Продавцы» и «покупатели» пришли-таки к единой терминологии и единому языку общения. Но на согласование их интересов и потребностей еще нужно время.

Валерий КОРНИЕНКО, руководитель по развитию сервисного бизнеса IBM в РоссииМногие компании сейчас развивают частные облака, и некоторые уже достаточно далеко продвинулись в этом направлении. В принципе процесс построения частного облака можно разбить на три этапа. Первый – оценочно-теоретический: клиенту предстоит понять, зачем ему все это надо, составить технико-экономическое обоснование, взвесить риски и оценить готовность своей компании к переходу на облачные технологии. На этом этапе рекомендуется выработать стратегию перехода к облачным вычислениям и определить портфель проектов, которые для этого должны быть выполнены. После чего можно приступать к более практическому этапу: оценить, насколько виртуализирована имеющаяся корпоративная среда, довести ее до требуемой степени виртуализации, составить каталог вычислительных ресурсов и ИТ-сервисов и стандартизировать их. На третьем этапе нужно построить систему автоматического предоставления ИТ-сервисов конечным пользователям. Созданное частное облако затем можно эволюционно наращивать, начиная с пилотных проектов, с разработки и тестирования новых сервисов, не забывая периодически оценивать его экономическую эффективность, управляемость и доступность сервисов, снижение рисков.

Те компании, которые готовы передать хотя бы часть своих ИТ-функций на традиционный аутсорсинг, довольно легко идут и в публичные облака. Но, как и в ситуации с обычным аутсорсингом, клиенты, как правило, готовы отдать в облако провайдера некритичные бизнес-процессы и соответствующие приложения – электронную почту, средства групповой работы, разработки и тестирования. Ключевые бизнес-процессы, требующие высокой надежности и непрерывности, клиенты обычно оставляют у себя. Что мешает их переносу в облако? Прежде всего то, что выносить такие приложения в облако экономически неэффективно, поскольку они уже оптимизированы с точки зрения утилизации ресурсов, производительности и надежности. Возьмем, к примеру, крупную инсталляцию SAP на 10 тыс. пользователей или автоматизированную банковскую систему банка средней руки. Это достаточно хорошо сконфигурированные и оптимизированные системы, которые обладают и определенными облачными чертами: они виртуализированы, а предоставление сервисов в них автоматизировано. Вряд ли стоит ожидать еще большего повышения эффективности от переноса такого приложения в публичное облако внешнего провайдера. И далеко не каждый провайдер готов обеспечить требуемые серьезному клиенту гарантии безопасности, уровни сервиса и поддержки и уж тем более сделать это по ценам, конкурирующим с затратами на создание и эксплуатацию корпоративной ИТ-инфраструктуры и частного облака. Однако, если рассмотреть задачу хостинга приватного облака клиента внешним сервис-провайдером, можно достичь решения, достаточно гармоничного и эффективного и с экономической точки зрения, и с точки зрения надежности и безопасности.

Кроме того, российские провайдеры облачных сервисов далеко не всегда могут предоставить заказчикам нужные им услуги, даже если речь идет о некритических для бизнеса ИТ-сервисах. Услуги типа SaaS (а именно их в основном предлагают наши провайдеры) и IaaS, как правило, требуют определенного конфигурирования и настройки на конкретные потребности клиента. Провайдеры предоставляют клиентам, образно говоря, стандартные кирпичи. Все они прямоугольные, только, может быть, разных цветов, а заказчикам зачастую нужны более сложные конструкции, которые нельзя собрать из прямоугольных кирпичей. Правда, на нынешнем этапе развития рынка облачных сервисов ожидать от провайдеров готовности к строительству индивидуальных конфигураций не приходится – такая «ручная работа» для них экономически невыгодна. Но спрос на нее есть, поэтому по идее выиграть на рынке должен тот провайдер, который сможет быстро, и значит, недорого выстраивать гибкие конфигурируемые облачные решения.

Пока такие технологии и бизнес-модели не просматриваются. Поэтому, наверное, вынесение в публичные облака критичных систем, заточенных под потребности конкретного бизнеса, – дело будущего, возможно, не слишком отдаленного. Но отсюда вовсе не следует, что такие походы в облако невозможны. Например, самыми интересными потенциальными клиентами для нынешних провайдеров услуг хостинга являются компании, запускающие тестовые проекты именно для бизнес-критичных приложений. То есть когда бизнес и его ИТ-служба стоят на перепутье: вкладываться в построение собственной инфраструктуры для разработки и тестирования или заказать всё необходимое у внешнего сервис-провайдера, полагаясь на его технологическую мощь, компетенцию и, наконец, имя. В таких ситуациях решение о переходе в облако, пусть и в пилотном режиме, принимается гораздо легче. Серьезные сервис-провайдеры уже начинают работать с такими заказчиками. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!