Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2012
Владимир ОВЕРЧЕНКО  Татьяна БОНДАРЕВА  08 мая 2012

Как учить айтишника дистанционно?

Вопросы квалификации и компетентности ИТ-персонала приобретают сегодня все большую остроту, поскольку ИКТ становятся неотъемлемой частью бизнеса. Это в полной мере относится и к России, но ситуация в нашей стране усугубляется некоторыми ментальными особенностями ИТ- и бизнес-руководителей, в результате чего инвестиции в развитие ИТ-специалистов во многих, если не в большинстве случаев, формируются по остаточному принципу.

Татьяна БОНДАРЕВА, ведущий консультант по учебным программам УЦ HP Россия 
 Владимир ОВЕРЧЕНКО, руководитель Учебного центра HP Россия

IDC: обучение – залог успеха проекта

Исследования, проводимые аналитическими компаниями, показывают чрезвычайную важность квалификации ИТ-специалистов как для успеха проектов развертывания информационных систем, так и для обеспечения их эффективного функционирования. По данным IDC, существует тесная связь между обучением и успехом реализации ИТ-проекта: организации, выделяющие на тренинг проектной команды порядка 8% бюджета проекта, в среднем достигают целей проекта в 85% случаев. Организации, тратящие на это менее 3% бюджета, достигают тех же целей намного реже. Если же на тренинг выделяется более 10% бюджета, цели проекта достигаются в 100% случаев (Cushing Anderson. IDC Consulting Average IT Project Success: How Successful Do You Want to Be? IDC, January 2009). По данным другого отчета, 60% факторов, влияющих на успешную работу информационных систем, определяются знаниями и умениями людей, обеспечивающих их функционирование (IDC's Training Impact Survey. IDC, December 2008).

Текущий экономический кризис оказал очень сильное влияние на отрасль ИКТ по всему миру, что сказалось и на рынке ИТ-обучения. Однако кризисная ситуация вовсе не отменяет необходимости иметь в компании квалифицированных ИТ-специалистов, а даже делает эту необходимость более критической, поскольку зачастую модернизация информационных систем откладывается до лучших времен и необходимо поддерживать в работоспособном состоянии то, что уже имеется.

Методы обучения: эффективность и цена

Как же эффективно обучать ИТ-специалистов в условиях нынешнего посткризисного состояния (и все более настойчиво обещаемой второй волны кризиса), да еще и принимая в расчет географическую протяженность России?

Сопоставим основные современные методы обучения, которые применяются в том числе и при подготовке ИТ-специалистов, в координатах эффективность – стоимость (рис. 1; взаимное расположение точек на рисунке является сугубо качественным и ни в коей мере не отражает их количественное соотношение).

Самый эффективный метод обучения, но и самый дорогой – это наставничество. Его можно использовать при «тонкой доводке» ИТ-специалистов, но не в достаточно массовом обучении. Самый же дешевый метод – обучение через Интернет в асинхронном режиме, который обычно обобщенно называют Web-based Training (WBT). Хотя сами курсы могут быть достаточно дорогими, возможность обучения десятков, сотен, а иногда и тысяч специалистов делает этот метод сравнительно дешевым при пересчете на цену обучения одного специалиста. Проблема этого метода лежит в области мотивации обучаемых, и удовлетворительным образом она пока так и не решена.

Видеоконференцсвязь является достаточно дорогим решением, поскольку требует оснащения всех точек, в которых могут находиться участники курса, довольно сложным оборудованием. Она чаще применяется для проведения совещаний, встреч проектных команд, удаленных консультаций, но не для обучения технических специалистов.

Традиционное обучение в классе под руководством преподавателя (Instructor Led Training, ILT) все еще остается основным и наиболее разумно эффективным методом обучения ИТ-специалистов. Однако в российской географической действительности посещение очных курсов в учебных центрах, которые, как правило, имеются только в Москве и нескольких других крупных городах, обходится очень дорого, командировочные расходы могут – и значительно – превышать собственно стоимость курса.

Хороший метод эффективного и недорогого обучения ИТ-специалистов (и не только их) основан на технологии веб-конференций (Web-conferencing). Это синхронный метод, в котором все участники курса работают в едином виртуальном пространстве (виртуальной комнате). При этом они находятся и в общем голосовом пространстве, которое обеспечивается либо функциональностью самого продукта веб-конференций, либо посредством отдельной услуги телефонных конференций.

Технология дистанционного обучения...

Учебный центр HP уже пять лет активно практикует дистанционное чтение курсов на основе технологии веб-конференций. Причем это отнюдь не только теоретические курсы, но и сложные технические, например по SAN и системам хранения или виртуализации, доля лабораторных работ в которых доходит до 50%.

 
 
Дистанционное обучение НР практически дублирует традиционное обучение в классе и позволяет получить знания и навыки с тем же эффектом, но за меньшую стоимость, учитывая в первую очередь серьезную экономию на командировочных расходах, а также сокращение времени отрыва сотрудника от работы. Кроме того, у HP есть специальные ценовые предложения на дистанционный формат.

Обучение проводится в формате вебинаров в среде виртуального класса HP Virtual Room или в формате RAIL (Remotely Assisted Instructional Learning – дистанционное обучение под руководством преподавателя). Дополнительно в формате RAIL можно использовать виртуальную лабораторию HP Virtual Labs, которая предоставляет удаленный доступ к «живому» оборудованию для выполнения лабораторных работ. Важно отметить, что как теоретическая часть, так и лабораторные занятия проводятся под руководством опытных преподавателей учебного центра в синхронном режиме, аналогично традиционному очному обучению в классе.

При проведении курсов в режиме RAIL в центре, безусловно, находится обучаемый (рис. 2), которому предоставляются пять обязательных компонентов RAIL:

  • HP Virtual Room – виртуальный класс, позволяющий проводить занятия в виртуальной среде (это типичный пример облачной услуги SaaS);
  • HP Virtual Lab – виртуальная лаборатория, предоставляющая доступ к «живому» оборудованию для выполнения лабораторных работ;
  • тренер – сертифицированные преподаватели Учебного центра HP проводят дистанционные курсы, отвечают на вопросы, контролируют выполнение лабораторных работ в режиме реального времени;
  • аудио – интерактивное голосовое общение с преподавателем и другими участниками курса посредством встроенного VoIP и/или режима телефонной конференции (бесплатный звонок по России);
  • учебник – авторизованные учебные материалы HP в печатном виде (доставляются слушателям курьерской службой до начала обучения).

Для участия в дистанционных курсах RAIL каждому участнику необходим компьютер с доступом в Интернет (от 256 Кбит/с), гарнитура (наушники + микрофон) для общения посредством VoIP или телефон. Таким образом, использование веб-конференций для обучения или проведения виртуальных встреч – это чрезвычайно дешевое решение, поскольку по сути необходим только компьютер с доступом в Интернет с очень разумными требованиями к скорости доступа. При использовании облачной услуги разворачивать собственную ИТ-инфраструктуру нет необходимости, а стоимость места в виртуальной комнате в случае решения HP составляет для одного участника меньше 1 руб. (!) в час.

При этом во многом сохраняются те же средства интерактивного общения, что и при занятиях в классе: слушатели могут поднять руку, задать вопрос и услышать ответ; могут общаться между собой (в том числе с помощью чата); преподаватель может контролировать действия обучаемых путем захвата их экрана, разделять собственный экран со слушателями. Есть возможность выполнения групповых заданий с помощью вспомогательных виртуальных комнат с поддержкой голосового общения в группе, использования веб-камер для получения «живой» картинки от преподавателя и участников и многое другое.

...и его практика

В компании HP технология веб-конференций используется начиная с 2000-х гг. для разных целей: проведения совещаний, представления новых продуктов, информационных мероприятий и конечно же для обучения – сначала своих сотрудников, а позже и для дистанционного проведения курсов для клиентов и партнеров под руководством преподавателя. Кстати, эффективность технологии была весомо доказана еще в ходе слияния HP и Compaq в 2001–2002 гг., когда компания сэкономила около $50 млн за счет использования веб-конференций в процессе управления слиянием и свыше $20 млн, обучив дистанционно более 25 тыс. менеджеров в течение года.

Родоначальниками дистанционного чтения технических курсов по ИКТ в HP стали учебные центры в США, которые начали это делать около восьми лет назад, и сейчас в США более половины курсов предлагается в дистанционном формате. В России в настоящее время более 20 теоретических курсов HP проводятся в формате вебинаров и более 70 технических курсов адаптированы для проведения в формате RAIL.

Как показывает опыт, чтобы сделать дистанционное обучение комфортным и эффективным, учебный центр должен отладить работу с группами участников, находящимися в различных часовых поясах; правильно распределить нагрузку, перерывы, спланировать сочетание теории с лабораторными работами; выстроить интерактивное общение, должным образом мотивировать участников во время обучения.

На дистанционных курсах учебного центра HP Россия в форматах вебинаров и RAIL много участников из России, стран СНГ и Балтии, их посещали также русскоговорящие слушатели из Западной Европы, США и даже Австралии. В 2010–2011 гг. уже около 40% слушателей учились дистанционно. Как показывают опросы слушателей, более 90% из них и в будущем предпочли бы проходить курсы дистанционно под руководством преподавателя. Что же касается экономического аспекта, то при посещении дистанционных курсов экономия на командировочных расходах составляет от 50–70% до более чем 130% от цены курса в учебном центре в зависимости от местожительства слушателя. Подсчет показал также, что в 2010–2011 гг. слушатели дистанционных курсов сэкономили более 15 млн рублей на одних командировочных расходах.

  

Основываясь на собственном многолетнем опыте, мы рекомендуем всем, кто активно внедряет системы дистанционного обучения, обратить самое пристальное внимание на технологию веб-конференций, которая позволяет при очень небольших расходах добиться от дистанционного обучения эффективности, близкой к эффективности традиционного обучения в классе. Если речь идет о технических курсах по ИКТ, важную роль играет также создание эффективной виртуальной лаборатории.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!