Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2012
Владимир СЕРДЮК  31 июля 2012

Цифровому эфирному ТВ требуется HbbTV без условного доступа

Затянувшийся переход страны на цифровое ТВ продолжает преподносить сюрпризы и вызывать ожесточенные споры.

Владимир СердюкВ статье «Зачем общественному ТВ адресное управление» («ИКС» № 6’2012, с. 54) обсуждались планы ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) создать систему адресного управления (САУ) цифровым телевидением. За время, прошедшее с момента публикации статьи, Ассоциация кабельного телевидения РФ получила ответы из Минкомсвязи и МЧС на письма президента ассоциации Юрия Припачкина по этому вопросу (см. www.aktr.ru). Содержание ответов – формальное, без демонстрации понимания сути проблем, возникающих в случае одобрения правительственной комиссией по переходу на цифровое вещание проекта создания САУ. Так что общественности придется еще повоевать за разумность решений, принимаемых госчиновниками и приближенными к ним руководителями РТРС. Придется доказывать, что в рамках государственной программы перехода к открытому эфирному цифровому телевизионному вещанию не должно быть создаваемых за деньги налогоплательщиков систем кодирования телевизионного сигнала.

В первых откликах на статью автора справедливо критиковали за использование вводящего в заблуждение термина «САУ» (он употребляется в материалах правительственной комиссии по развитию телерадиовещания и РТРС) вместо общепринятого, понятного и широко используемого термина «система условного доступа» (СУД, conditional access system). Кроме того, в отзывах отмечалось, что РТРС является оператором связи, в задачи которого входит передача телевизионных сигналов и не могут входить какие-либо манипуляции с этими сигналами, включая кодирование и «адресное управление».

Одновременно стало понятно, что РТРС обратила-таки внимание на технологию гибридного широкополосного вещания (HbbTV) с целью ее реализации в рамках программы цифровизации эфирного ТВ в России и предполагает ее внедрять, но почему-то только вместе с системой условного доступа (системой «САУ» в терминах РТРС). То есть аргументация РТРС изменилась – система условного доступа нужна для того, чтобы можно было реализовать HbbTV (?!). Необходимость такой связки не выдерживает никакой критики. При этом упорство, с которым РТРС продолжает продвигать идею создания СУД, укрепляет автора в высказанных им в предыдущей статье подозрениях об истинных целях руководства этой компании.

Два полюса дискуссии

В телеком-сообществе и прессе идет широкая дискуссия о месте различных способов доставки видеоинформации зрителям в быстро меняющемся мире сетевых технологий и контентных парадигм в рамках обозначившейся конкуренции телевидения и Интернета. На одном полюсе этой дискуссии утверждается, что «Интернет важнее телевидения, посетителей “Яндекса” больше, чем зрителей Первого канала, количество перешло в качество, традиционное телесмотрение уступает смотрению видео в YouTube и на сотнях других сайтов и сервисов Интернета». Но есть и по сути противоположные мнения, например, что «...наравне с устойчивым ростом спроса на услуги цифрового телевидения интерес аудитории к аналоговому ТВ также не снижается»*.

Такой разброс мнений – от «все ТВ через IP» до «спрос на аналоговое ТВ не снижается» – скорее всего означает, что острой проблемы пока объективно нет, а пользователю/зрителю часто безразличны технологические особенности теле/видеосмотрения. Что для него на самом деле важно – так это драматические изменения в специфике доступного контента и удобстве доступа к нему в контексте конкретных жизненных ситуаций.

Как бы телевидение

Действительно, появилось много «производителей» случайного, любительского и целенаправленно формируемого, но дешевого контента. На YouTube и других сайтах размещены миллионы созданных любителями видеофайлов, часто имеющих миллионы просмотров. Совсем новое и удивительное явление – любительские репортажные каналы в реальном времени в Интернете. Качество картинки и звука таких репортажей неидеально, но они вызывают потрясающее ощущение сопричастности событию.

Это новое «как бы телевидение» быстро входит в нашу жизнь. Но с другой стороны, есть профессиональная индустрия производства телевизионного контента. Ее специалисты (обычно высочайшего класса) – сценаристы, режиссеры, дикторы, актеры, видеооператоры, звукооператоры, осветители, гримеры, костюмеры, декораторы, администраторы, финансисты, работники передвижных телевизионных репортажных комплексов и т.д. и т.п. Заменить эту профессиональную когорту любители не смогут о ч е н ь  д о л г о, похоже – что никогда.

Мощную контентную индустрию поддерживает не менее мощная индустрия доставки телевизионного контента зрителям – эфирные, спутниковые и кабельные операторы вещательных сетей. Кроме того, на контентную индустрию работают операторы сетей IPTV и тот же Интернет. Но именно первые три являют собой совершенную, с неограниченной пропускной способностью среду. Она оптимально заточена на массового зрителя, дает возможность, может быть, не очень гибкого, но все же широчайшего выбора контента (сотни каналов в сетях кабельного телевидения) и с бесконечным вниманием относится к бескомпромиссному качеству картинки и звука (высокая четкость, 3D, Dolby, далее будет сверхвысокая четкость, потом, вероятно, настоящее 3D вместо выдаваемого сегодня за 3D стереовидения). При этом следует помнить о широко обсуждаемом и фундаментальном противоречии между провайдерами видеоконтента в Интернете и операторами широкополосных IP-сетей, не поспевающими за катастрофическим ростом трафика (в основном видеотрафика), обусловленного растущими потребностями аудитории, и не получающими от этого трафика доходов.

Соединяем ТВ и Интернет – получаем новые возможности

Телевизионная технология доставки контента кажется целиком оторванной от технологии Интернета. Мостиками между ними стали гибридные решения – современные телевизоры кроме аналоговых и цифровых тюнеров стали оснащаться средствами доступа в Интернет. При этом поразительно, что производители телевизионного «железа» часто диктуют его владельцам, что и как смотреть в Интернете. Хочется верить, что и в этой сфере победит принцип минимального влияния аппаратуры на информационные возможности технологии за счет ПО. Правда, фанаты компании Apple предсказывают кардинальное изменение концепции телесмотрения после выхода телевизора Apple-TV. Компания Apple действительно демонстрировала способность оказывать серьезное влияние на многие аспекты нашей жизни своими «айподами», «айфонами», «айпадами» и магазином контента «Айтьюнс». Однако оценить будущую глубину влияния Apple-TV на глобальные проблемы телевидения сейчас не представляется возможным. Пока же в новых современных телевизорах есть как бы две н е  с в я з а н н ы е  технологические компоненты – телевизионная и интернетовская.

В этих условиях именно телевизионная компонента сделала важный шаг в направлении технологической интеграции со своим партнером/антиподом – интернетовской компонентой. Имеется в виду стандарт HbbTV, разработанный в 2009 г., принятый ETSI в 2010 г. и уже внедренный в повседневную практику мирового цифрового телевизионного вещания.

Предложенная немецкими специалистами идея HbbTV заметно перекликается с идеей телетекста в аналоговом телевидении. Телетекст позволяет во время обратного хода луча телевизионной развертки передавать в аналоговом телевизионном сигнале специальным образом закодированную алфавитно-цифровую информацию. Получившие такой сигнал телевизоры с функцией телетекста способны декодировать эту информацию и по желанию зрителя развернуть ее на экране. В Москве услуга телетекста предоставляется зрителям Первого канала. Страницы телетекста этого канала содержат: программу передач (все общероссийские каналы); прогноз погоды (по стране, в Европе, на мировых курортах); курсы валют; анонсы передач; спорт; новости; субтитры к некоторым программам; кулинарные рецепты народов мира; рекламу, справочные телефоны, объявления; полезные советы; дату и время. Но, несмотря на полезность информации, телетекст аналогового телевидения редко используется, в основном из-за «корявого» вида (см. рисунок), неудобного управления и невысокого быстродействия.

Стандартом DVB цифрового телевидения предусматривается передача в цифровом потоке метаданных, содержащих различную алфавитно-цифровую и управляющую информацию. Стандарт HbbTV, в свою очередь, допускает передачу в составе этих метаданных информации на языке CE-HTML (Consumer Electronics HTML), который «понятен» цифровому телевизору или цифровой приставке с поддержкой HbbTV. Это похоже на старый телетекст, но с той существенной разницей, что богатые выразительные средства языка CE-HTML позволяют сделать информацию на экране привлекательной, скомпоновать ее в виде любых вложенных меню и удобно ею управлять (см. рисунок).

Панъевропейские перспективы

Стандарт гибридного широкополосного вещания продвигает консорциум HbbTV (www.hbbtv.org), называющий свои инициативы «панъевропейскими». В консорциум входят более шестидесяти ключевых компаний телевизионной отрасли – производители телевизоров, декодеров и цифровых приставок, спутниковые и кабельные операторы, производители телевизионного контента и телеканалы европейских стран (увы, нет ни одной организации из России).

Международный стандарт HbbTV уже широко используется во многих странах Европы. Телевизоры с функцией HbbTV выпускают все основные производители. В Германии этот стандарт применяет телекомпания ProSiebenSat.1, во Франции – France Television и Pro7, спутниковые каналы ARD, ZDF и RTL поддерживают HbbTV в обеих странах. Возможности стандарта HbbTV задействовались ими при трансляции многих международных событий. Помимо свадьбы принца Уильяма это были спортивные соревнования – гонки «Формулы-1» и теннисные матчи. Последнее сообщение на эту тему – польский национальный канал TVP приурочил начало использования возможностей HbbTV к открытию футбольного чемпионата Euro-2012.

Однако действительно революционные свойства технологии HbbTV проявляются, когда цифровой телевизор или цифровая приставка имеют доступ в Интернет. В этом случае появляющаяся на экране информация формируется из данных не только телевизионного потока, но и специальных интернет-ресурсов, информация о которых передается на приемное устройство в телевизионном потоке по протоколу HbbTV на языке CE-HTML. Инициированная этим протоколом и управляемая зрителем информация может содержать не только алфавитно-цифровую, но и любую высококачественную графическую и/или видеоинформацию, поступающую со специально организованных для этого сайтов в Интернете.

Важная особенность технологии HbbTV заключается в том, что отображение дополнительной информации из телевизионного потока или из Интернета может быть синхронизировано с конкретной телевизионной программой. То есть у производителей телевизионного контента появляется возможность обогатить его дополнительной информацией, доступной в момент трансляции этого контента и управляемой зрителем с пульта посредством дружественных меню. Информация может быть самой разной, в зависимости от демонстрируемой телепередачи: например, об актерах показываемого фильма, о других фильмах того же режиссера, о составе команд футбольного матча, о достижениях лидера автогонки, о следующих сериях сериала и т.п.

Обогащая телевизионный контент новыми возможностями, технология HbbTV может служить не только производителям телевизионного контента, но и другим вовлеченным в цифровое телевидение игрокам. Преимущества HbbTV могут использовать вещатели (телевизионные каналы), «рекламщики» и операторы сетей вещания. Каждый из них, помимо соответствующего телевизионного контента, может производить управляющую HbbTV информацию на языке CE-HTML, включаемую в метаданные цифрового телевизионного потока, а также медийный контент, доступ к которому осуществляется через Интернет по командам HbbTV из телевизионного сигнала.

При этом у «рекламщиков» появляется уникальная возможность обеспечить интерактивное взаимодействие со зрителями основного и рекламного телевизионного контента во время конкретной передачи. Реклама становится адресной и измеряемой. Известный пример использования HbbTV – во время трансляции бракосочетания английского принца Уильяма зритель мог увидеть на экране телевизора информацию о том, где и как можно заказать платье, подобное подвенечному платью невесты, и даже сделать предварительный заказ.

Что касается операторов сетей вещания, то у них появляется возможность формировать на экране любую управляемую зрителем информацию, вплоть до реализации на открытой платформе HbbTV эффективных программных гидов (Electronic Programming Guide, EPG). Кроме того, при наличии у телевизора или приставки доступа в Интернет HbbTV может быть основой для точной, эффективной и дешевой системы измерения телесмотрения.

Еще раз отметим – технология HbbTV работает как при наличии у телевизионного приемника (или цифровой приставки) доступа к Интернету, так и без него. В первом случае телезрители могут получить фантастические дополнительные возможности, предусмотренные участниками бизнес-процесса цифрового телевидения с использованием мультимедийной информации. Но и без доступа к Интернету технология позволяет многое. В частности – информировать зрителей о чем угодно.

Зачем РТРС HbbTV. И наоборот

Так что РТРС правильно озаботилась тем, чтобы в процессе цифровизации эфирного ТВ в России реализовывался общепринятый стандарт HbbTV. Важно, чтобы функцию HbbTV имели все цифровые приставки, производимые в рамках программы цифровизации, и чтобы телезрители могли по желанию выбрать приставку не только с функцией HbbTV, но и с доступом к Интернету.

Не очень, правда, понятно, почему РТРС собирается стать учредителем оператора, занимающегося проблемой HbbTV в интересах эфирного цифрового вещания**. Ведь как оператор связи РТРС далека от задач специфического телевизионного контента и манипуляций с телевизионным сигналом. Гораздо естественней, если такой оператор будет учрежден телеканалами, например теми, которые входят в первый мультиплекс.

Позиция руководства РТРС здесь перекликается с его позицией в отношении условного доступа – компания сама хочет рулить всеми аспектами цифровизации, в том числе и весьма сомнительными. Например, РТРС перечисляет базовые услуги HbbTV – видео по запросу, потоковое видео, дополнительные информационные сервисы, прогноз погоды, пробки на дорогах, интерактивные игры. А перечислив их, делает вывод: без системы условного доступа функциональность HbbTV будет ограниченной, а с ней – полной. Не очевидно, что РТРС указала первоочередные задачи, связанные с HbbTV. Но и эти задачи, указанные РТРС, и многие другие, более важные, не требуют системы условного доступа. То есть аргументы РТРС в части необходимости СУД для HbbTV, мягко говоря, должны быть подвергнуты независимой объективной экспертизе.

Ну а к тем аргументам против СУД, которые были приведены в предыдущей статье (увеличение стоимости программы для бюджета, удорожание приставок для населения, вероятные проблемы с ВТО, явное стремление РТРС обеспечить возможность коммерции на эфирных каналах), можно добавить следующее. РТРС предлагает для СУД технологию шифрования, которая используется в России коммерческим оператором, но не аттестована независимой экспертизой. Есть информация, что эта технология шифрования уже взломана. Возникает предположение – руководство РТРС понимает, что система условного доступа не очень-то и нужна, и потому не обеспокоено ее качеством, зависящим от качества метода шифрования.

РТРС также утверждает, что переход на цифровое эфирное вещание с применением системы условного доступа уже реализован в пяти странах. Однако на самом деле из перечисленных РТРС стран только Украина пошла по пути, предлагаемому РТРС. По мнению РТРС «единственной возможностью унификации параметров цифрового абонентского оборудования является применение системы адресного управления». А как же тогда с этой проблемой справляются страны, которые не внедрили СУД? РТРС также декларирует цель «защитить рынок РФ от серого импорта и некачественной продукции», таким образом с помощью СУД взваливая на себя функции таможенного контроля и контроля качества. Не совсем понятно, что имеет в виду РТРС, утверждая, что ключевые мировые производители ТВ-приемников готовы включить СУД в комплектацию своей продукции. Это будет специальная продукция для России? Или все выпускаемые модели? Насколько они будут дороже? Вопросы, вопросы... И еще один важный вопрос – как ФАС отнесется к такому супермонополисту, рулящему всем в важнейшей для общества области – в цифровом эфирном открытом телевизионном вещании. Таково уж свойство некоторых идей – порождать множество вопросов и потенциальных проблем.

  

 

В одном хочется поддержать РТРС – в идее повсеместно внедрить технологию HbbTV, правда, без СУД. И всем остальным игрокам на поле цифрового телевидения в России также надо бы обратить на HbbTV самое пристальное внимание. Имеются в виду производители телевизионного контента, спутниковые и кабельные операторы, производители цифровых телевизоров и приставок. Ведь эта технология работает прежде всего и напрямую на телевидение, на качество его контента и на расширение его возможностей в интересах телезрителя, в том числе и при отсутствии доступа к Интернету. А при наличии Интернета – это единственная технология, позволяющая существенно обогатить телевизионный контент ресурсами из Интернета, оставляя за телевидением роль ведущей информационной компоненты. То есть HbbTV позволяет создать эффективную связку «ТВ – Интернет», ставя в этой узкой области нашей жизни «лошадь» телевидения впереди «телеги» Интернета.  

____________________________________________________________________________ 

*Чернов М. Конкуренция на бумаге. ComNews, 05.06.2012.
**Речь идет о планах РТРС создать совместное предприятие с французской компанией TDF. – Прим. ред.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!