Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2013
Евгения ВОЛЫНКИНА  11 ноября 2013

Все только начинается

В информатизацию здравоохранения в начале десятилетия влились большие по российским меркам государственные деньги. Но реальную отдачу от этих инвестиций мы увидим нескоро.

История с кибернетикой

Несмотря на то что медицина долго была одной из наименее компьютеризированных отраслей экономики России, информатизация здравоохранения имеет внушительную историю. Правда, в те времена термина «информатизация» еще не было, и в названиях лабораторий и отделов, создававшихся в 60-х годах прошлого века для решения проблем использования вычислительной техники в здравоохранении, часто фигурировали слова «кибернетика», «электроника» и «автоматизация». В 1967 г. у Министерства здравоохранения СССР появился Главный вычислительный центр, в 1975 г. в управлении статистики союзного министерства был создан отдел вычислительной техники, а при Ученом совете Минздрава РСФСР  учрежден Совет по медицинской кибернетике и вычислительной технике, который занимался координацией разработок в области компьютеризации здравоохранения вплоть до 1994 г. В 1980 г. в нескольких продвинутых медицинских учреждениях уже были свои информационные системы: например, целых 11 штук автономных ИС работало в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева. Среди них были не только традиционные ИС для отдела кадров и бухгалтерии, но и автоматизированный медицинский архив, несколько систем для диагностических отделений и исследовательских лабораторий. Кстати, медицинские айтишники со стажем говорят, что многие тогдашние наработки автоматизаторов этого института фигурируют в «Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», утвержденной приказом Минздрава РФ №364 от 28 апреля 2011 г. Во всяком случае еще лет 30 назад пришло понимание того, что в медицинских учреждениях нужно не только компьютеризировать бухгалтерию, но и создавать комплексные системы управления лечебно-диагностическим процессом – со сбором и анализом данных о пациентах и их лечении и с коллективным доступом к этим данным.

К нацпроекту и ЕГИСЗ

Работы по информатизации разных сторон работы учреждений здравоохранения в принципе никогда не прекращались, но самые продвинутые результаты достигнуты были, конечно же, в крупных клиниках силами энтузиастов. Медицина сама по себе чуть ли не самая зарегулированная отрасль в любой стране мира, поэтому для массового внедрения современных ИТ во все области функционирования медицинских организаций необходимо было участие государства. В 2006 г. стартовал национальный проект «Здоровье», который предусматривал не только повышение зарплат медиков, но и поставки в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) диагностического оборудования и компьютерной техники. Кроме того, в списке поручений Президента РФ по итогам Президиума Государственного совета РФ, состоявшегося 17 июля 2008 г., был пункт об утверждении комплекса мер по созданию государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи, подключению государственных и муниципальных медицинских учреждений к сети интернет и разработке необходимых нормативных правовых актов – со сроком исполнения 1 декабря 2008 г. Правда, почти три года спустя в уже упомянутой Концепции создания ЕГИСЗ констатировалось, что в целях автоматизации лечебно-диагностического процесса в ЛПУ используется менее 20% имеющихся компьютеров, а в основном вычислительная техника служит для обеспечения административно-хозяйственной деятельности. Кроме того, там указывалось, что в российском государственном здравоохранении в среднем один компьютер приходится на 10,6 сотрудников, что электронные медицинские карты (ЭМК) или электронные истории болезни ведутся лишь в 7,7% ЛПУ и что средства телемедицины есть менее чем в 3% медучреждений.

В итоге на информатизацию здравоохранения и реализацию первого этапа создания ЕГИСЗ, предусматривающего обеспечение больниц и поликлиник доступом в интернет, внедрение медицинских информационных систем (МИС), оснащение ЛПУ компьютерным оборудованием и т.д., на период 2011–2012 г. было выделено почти 30 млрд руб. (точнее, 29,4 млрд, из них субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования составили 20,2 млрд руб., а бюджеты регионов – 9,2 млрд руб.). Что же на этот почти миллиард долларов получили пациенты российских поликлиник и больниц? Вряд ли кто-то из них заметил грандиозные подвижки в лучшую сторону в работе давно знакомых медучреждений (прежде всего это касается сокращения очередей и повышения доступности врачей-специалистов). Руководство Минздрава объясняет, что эта сумма только кажется большой, ведь ее поделили на 83 российских региона, да и сделано было очень много: закуплено 279,7 тыс. единиц компьютерной техники, число комплектов оборудования для проведения медицинских видеоконсультаций превысило 4 тыс. штук (по сравнению с 887 единицами в 2009 г.), организованы защищенные каналы связи для ЛПУ, работы по созданию компонентов ЕГИСЗ проведены во всех регионах страны более чем в 9 тыс. государственных и муниципальных ЛПУ, к этой системе подключено около 600 тыс. автоматизированных рабочих мест медицинского персонала, запущены первые базовые сервисы ЕГИСЗ, в частности организована запись к врачу в электронном виде в 3920 учреждениях здравоохранения. В общем, по традиции деньги были потрачены главным образом на инфраструктуру, а что касается сервисов, то самый важный из них с точки зрения пользователей, а именно ЭМК, пока встречается далеко не в каждом ЛПУ. Причем Минздрав до сих пор так и не выпустил достаточного набора нормативных документов, регламентирующих требования к содержимому ЭМК, правила ее заполнения и использования. Юридически электронная и бумажная медицинские карты не уравнены в правах, поэтому даже при наличии системы ЭМК врачам приходится вести и бумажную карту.

В аналогичную коллизию попали и телемедицинские сервисы, крайне актуальные для страны с очень неравномерным распределением населения, треть жителей которой обитает в сельской местности и удаленных районах. Модельный закон «О телемедицинских услугах», определяющий порядок организации телемедицинских услуг и участников этого процесса, у нас есть. Есть и закон «Об обязательном медицинском страховании», где прописана возможность финансирования телемедицинских систем из средств ОМС, но нет приказов Минздрава, регламентирующих функционирование этих систем и оплату работы специалистов по проведению видеоконсультаций.

Медицинская вертикаль

Разные версии сервисов, называемых ЭМК, есть сейчас почти во всех регионах, но содержащаяся в них информация варьируется от минималистичного набора «ФИО, дата рождения, пол, адрес» до бесконечности, размеры которой определяются фантазией разработчиков и емкостью СХД. Особой необходимости во введении единой для всей страны ЭМК нет – каждый регион в соответствии со своими особенностями может определить требуемую ему функциональность, но нужны единая структура, общие правила заполнения карты, общие форматы данных и стандарты обмена ими, а также поддержка интеграции с федеральной ЕГИСЗ. Такой практики сочетания разнообразия реализаций и единых общих правил придерживаются во всех странах, где внедряются ЭМК: например, в США медучреждения могут выбрать любую из более чем 600(!) сертифицированных систем.

Ну а у нас с созданием федеральных информационных медицинских сервисов пока связаны два довольно забавных конкурса Минздрава, состоявшихся в 2012 г. Их победителем стал «Ростелеком», который взялся за один рубль (1 руб.) разработать базовый функционал «Интегрированной электронной медицинской карты» (ИЭМК), а за другой рубль – первую очередь «Федеральной электронной регистратуры» (ФЭР) при стартовых ценах соответственно 83 млн руб. и 46 млн руб. Но от базового функционала до полноценного решения, готового к внедрению в масштабах всей России, дистанция огромного размера, хотя, по утверждению Минздрава, в начале нынешнего года ИЭМК была внедрена в сотнях российских поликлиник. В 2013 г. эпопею с глобальными заказами Минздрава продолжил аукцион по выбору подрядчика, готового сдать в аренду федеральный ЦОД и каналы связи для обеспечения работы ЕГИСЗ (в том числе сервисов ИЭМК и ФЭР) сроком на полгода, т. е. до 1 января 2014 г. Аукцион состоялся, несмотря на возражения Минкомсвязи, сенатора Р. Гаттарова и жалобы в ФАС, ФСБ и ФСТЭК, выиграла его компания МТС, снизив цену контракта с 1,74 млрд руб. до 564,94 млн руб. Срок аренды скоро заканчивается, и возникает большой вопрос – что будет дальше? Речь ведь о государственных информационных ресурсах и системах, обрабатывающих в том числе и персональные данные граждан. Перенос в «государственное облако», продолжение сотрудничества с МТС или выбор другого арендодателя? Ответ мы скоро узнаем.

Онлайн и офлайн

Особенно у нас гордятся запуском услуги записи к врачу через интернет: по данным Минздрава, по состоянию на середину 2013 г. этим сервисом в медучреждениях страны, работающих с ЕГИСЗ, воспользовались более 10 млн пациентов, т. е. в среднем получается 7% населения. Но, например, в Пензенской области 8,9% граждан записываются к врачу через интернет, а в Пермском крае на местном портале записи к врачам зарегистрировались уже 20% жителей. А вот в Москве доля записи к врачу через интернет составляет всего 6%. Правда, во многих подмосковных городах, даже довольно крупных, такой записи вовсе нет. Можно, конечно, спорить о полезности этой опции в нынешней ее реализации, поскольку очереди к кабинетам врачей меньше не стали, но факт остается фактом. Кстати, несмотря на победные реляции о популярности интернет-записи, Минздрав пока так и не выпустил официальный регламент работы этого сервиса.

Раздельный старт

Система ЕГИСЗ хоть и называется «единой», но немалую ее часть составляют региональные сегменты, а стартовые позиции российских регионов в деле информатизации здравоохранения к моменту утверждения концепции ЕГИСЗ были очень и очень разными. Где-то инфраструктура для широкополосного подключения лечебных учреждений к интернету уже была построена, где-то количество внедрений многофункциональных МИС позволяло говорить даже о массовости, а где-то не было почти ничего. К чести Минздрава, полного единообразия решено было не вводить, поэтому в каждом регионе программы информатизации имеют свои особенности и свои проблемы. Например, на недавней XIV ежегодной конференции «Информационные технологии в медицине – 2013» представители Краснодарского края и С.-Петербурга рассказывали о довольно высоком начальном уровне оснащенности каналами связи, компьютерным оборудованием и ПО, но у этого есть и обратная сторона – необходимость поддерживать унаследованные ИС. В частности, в Петербурге многие ЛПУ начали информатизировать свою деятельность еще 10–12 лет назад, а созданная в последние годы единая городская мультисервисная сеть обеспечила широкополосный защищенный доступ всем госучреждениям, в том числе и медицинским. В итоге сейчас в городе работают 6 решений для автоматизации амбулаторных учреждений, 5 решений для информатизации стационаров, 3 вида ИС для лабораторий, 3 вида РАСS-систем, 4 решения для колл-центров и т.п., из-за чего возникли проблемы не только с поддержкой этих систем, но и с интеграцией их  с региональными и федеральными сервисами. А вот в Саратовской области «лоскуты» информатизации были в очень редких ЛПУ, регион строил свой фрагмент ЕГИСЗ почти с нуля и, похоже, нисколько об этом не жалеет – удалось без особых трудностей создать единое информационное пространство для всех 112 медучреждений области.

Есть контакт?

Практически все региональные участники процесса информатизации здравоохранения говорят о трудностях интеграции с федеральными сервисами, что обусловлено их частыми изменениями и отсутствием своевременной информации от Минздрава об этих изменениях. Тем не менее следует всячески приветствовать попытки министерства наладить взаимодействие по вопросам информатизации с медицинским сообществом и ИТ-специалистами, работающими в здравоохранении. В октябре 2012 г. Минздрав ввел должность главного внештатного специалиста по внедрению современных ИС в здравоохранении, на которую была назначена заведующая кафедрой медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета имени Н.И. Пирогова Татьяна Зарубина. Затем для организации неформальной обратной связи от регионов при главном внештатном специалисте была создана профильная комиссия, в которую вошли представители всех 83 субъектов РФ. В начале 2013 г. Минздравом «в целях реализации единой методической и технической политики при создании и развитии ЕГИСЗ» был сформирован Экспертный совет по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения, в рамках которого создано шесть рабочих групп по разным проблемам информатизации.

В положении об экспертном совете указывается, что он должен готовить рекомендации по использованию и развитию ИКТ в сфере здравоохранения и обеспечивать регулярное взаимодействие Минздрава с представителями экспертного ИТ-сообщества. Однако отзывы членов совета о результативности его работы, мягко говоря, не очень оптимистичные. Взгляды руководства Минздрава и членов экспертного совета на то, чем должен заниматься совет, как оказалось, не совпадают. Поэтому Т. Зарубина в своем выступлении на уже упомянутой конференции «Информационные технологии в медицине – 2013», признав само наличие экспертного совета совместным достижением министерства и медицинского ИТ-сообщества, заявила о необходимости сделать работу совета более регламентированной. Она также подчеркнула, что ситуация вполне исправима при наличии доброй воли сторон к взаимному движению навстречу. Значит, есть надежда, что экспертный совет все-таки сможет внести достойный вклад в дело информатизации здравоохранения.

Вообще открытость Минздрава, даже чисто внешняя, за последнее время заметно выросла. Недавно профессиональному сообществу было предложено обсудить внесение изменений и доработку концепции создания ЕГИСЗ, текст которой был выложен в интернет. Кроме того, для широкой публики в интернете было запущено голосование по поводу функционального наполнения нового электронного сервиса «Личный кабинет пациента», который, как предполагается, предоставит пациентам доступ к их ЭМК, позволит записаться к врачу через интернет, контролировать прием лекарств, записывать какие-то свои медицинские данные. Правда, по мнению некоторых экспертов, «личный кабинет» – не такой уж необходимый для пациентов сервис, пока не решены гораздо более важные для работы ЕГИСЗ проблемы со стандартами обмена данными, с организацией доступа к данным региональных и федеральных МИС, с едиными классификаторами и справочниками.

Больше сервисов, хороших и разных

Но, конечно, нашему здравоохранению, и в первую очередь пациентам, нужны самые разные медицинские сервисы, которые может предложить ИКТ-отрасль, даже если сейчас они представляются дорогими излишествами. Какие из них станут действительно массовыми, пока сказать сложно – их выберут пациенты и рынок. Примечательная особенность этих сервисов – для их внедрения и дальнейшего функционирования, как правило, необходимы согласованные действия многих участников: разработчиков, пациентов, медицинских сотрудников, телеком-операторов, провайдеров облачных сервисов. В качестве примера приведем проект «Монитор здоровья», разработанный НИУ ВШЭ и ГК «АйТи». Это облачный сервис, предоставляющий услуги удаленного (с помощью мобильных устройств) мониторинга жизненных показателей человека, с прогнозом риска их ухудшения и оперативным реагированием в экстренных ситуациях. «Монитор здоровья» обеспечивает съем и анализ информации с медицинских устройств, защищенную ее передачу в единое хранилище данных, а также взаимодействие с врачами и существующими МИС. Если необходима консультация, на портале сервиса врачи разных специальностей могут совместно использовать собранные данные. При этом портал предусматривает возможность связи с пациентами и между врачами, в том числе по видео посредством Microsoft Lync и Skype. Разработчики считают, что «Монитор здоровья» способен повысить доступность медицинской помощи и снизить затраты на нее.

Несколько медицинских сервисов есть у сотового оператора МТС. В сентябре компания объявила о новом проекте – до конца 2013 г. планируется обеспечить более 2000 пенсионеров и инвалидов Москвы смартфонами с предустановленными sim-картами МТС, чтобы они могли получать круглосуточную социально-медицинскую помощь в центре «Системы Забота» (проект реализуется по заказу Департамента социальной защиты города Москвы в сотрудничестве с создателем этой системы компанией «Леге»). МТС обеспечивает доступ к диспетчерскому центру системы, с помощью которого можно вызвать скорую помощь и специалистов экстренных служб, оповестить родственников, проконсультироваться о приеме назначенных лекарств, получить информацию о работе лечебных учреждений, решить проблемы с коммунальными и социальными службами, организовать уход и помощь по дому, получить психологическую поддержку. Кроме того, в Воронежской и Свердловской областях, Краснодарском крае, Республике Коми, Удмуртии и Башкирии МТС помогает оборудовать мобильные кардиографы телематическими sim-картами, чтобы передавать диагностические данные из машин скорой помощи в стационар по каналам мобильной связи. По сведениям министерства здравоохранения республики Коми, в результате внедрения этого решения смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 25%. В нескольких регионах России, в частности в Омске, Горно-Алтайске, Архангельске, Воронеже, Новосибирске, Сочи и Тамбове, решения МТС используются для мониторинга и координации работы машин скорой помощи, сокращая время прибытия врачей. В Тюмени ряд поликлиник использует услугу МТС «Мобильные сотрудники» для того, чтобы отслеживать передвижение участковых врачей и наиболее эффективно направлять их по адресам.

С 2012 г. по всей территории России работает служба медицинской сигнализации «Кнопка жизни», которая позволяет экстренно реагировать на обращение абонента, нуждающегося в помощи. Прежде всего это касается пожилых людей и инвалидов. В решении используются мобильный телефон с кнопкой SOS, GPS-трекер или браслет с датчиком падения, оснащенные sim-картой МТС. Сигналы с этих устройств поступают в круглосуточный центр помощи, оператор которого в зависимости от ситуации может вызвать скорую помощь, МЧС или другие службы, связаться с родственниками пострадавшего и т.п. Причем в центре помощи хранится вся необходимая медицинская информация пациента, которую оператор сообщит врачам при вызове. Поддерживается и возможность определения местоположения телефона по вышкам сотовой связи.

В общем, силами ИТ-отрасли, телеком-операторов и самих медиков в информатизацию российского здравоохранения заложен довольно основательный фундамент. Не везде еще он заметен снаружи рядовым пациентам, но на нем уже строятся не только массовые, но и нишевые медицинские сервисы, оценить удобство которых нам предстоит в ближайшие годы. И все же хотелось бы пожелать всем  не иметь дел ни с какой, даже трижды информатизированной, системой здравоохранения.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!