Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06-07 2014
Ярослав ГОРОДЕЦКИЙ  16 июня 2014

Распространение интернет-трафика. Эволюция модели

Рост и изменение состава интернет-трафика трансформируют схемы его распространения и взаимоотношения между операторами, контент-провайдерами. На рынке появляются и растут новые игроки – IX и CDN. Как будет рынок меняться дальше?

Ярослав ГОРОДЕЦКИЙ, генеральный директор, CDNvideoПризрак коммунизма

С момента возникновения интернета постоянно видоизменялись как состав интернет-трафика, так и схема его распространения. Лично я хорошо помню времена, когда люди пользовались Gopher вместо WWW, а непременным атрибутом договора между интернет-провайдером и клиентом было предоставление доступа к новостным группам Usenet.

В те времена российский интернет был устроен довольно просто. Для обеспечения зарубежной интернет-связности операторы побогаче строили собственные каналы на Запад, а победнее – покупали их у первых. Российская же связность была бесплатной: существовала московская точка обмена, где все российские операторы связи бесплатно обменивались трафиком («пирились»). Любой начинающий оператор сразу мог подключиться к этой точке обмена трафиком и получить бесплатно доступ ко всем российским интернет-ресурсам. Существовал практически цифровой коммунизм – для операторов действовал принцип «от каждого – по способности, каждому – по потребности».

Конечно, это не могло продолжаться долго – «звериный оскал капитализма» сделал свое дело, и в 2003 г. возникла ОПГ (отдельная пиринговая группа операторов), которая собрала на свои сети наиболее популярный российский контент и стала брать деньги с остальных операторов за доступ к нему. Одновременно операторы, входящие в ОПГ, строили магистральные интернет-каналы по всей России. Чтобы получать больше доходов, надо было их наполнить контентом. Стимулируя его локальное производство, операторы ОПГ стали предоставлять контент-провайдерам бесплатный доступ к своим сетям. Кстати, так возник чисто российский феномен бесплатного трафика для контент-провайдеров, который во многом способствовал развитию в России собственных сильных интернет-сервисов («Яндекс», Mail.ru и пр.). На межоператорском рынке в рамках отдельно взятого государства на несколько лет воцарилась бизнес-модель, при которой магистральные операторы продавали трафик операторам ШПД, а те, в свою очередь, – своим абонентам. Она очень похожа на бизнес-модель, работавшую в то же время на глобальном рынке, при которой операторы Tier 1 продавали свою связность всем.

Ветер перемен

Но, несмотря на стройность, логичность и иерархичность вышеописанной модели, она подверглась серьезному давлению со всех сторон и сейчас существует в гораздо более сложном окружении, чем раньше. С одной стороны, сами магистральные операторы связи стали выходить на рынок широкополосного доступа и конкурировать там с местными операторами связи, т.е. со своими же клиентами по IP-транзиту. Как следствие, местные операторы начали искать пути снижения зависимости от магистральных операторов связи. На существующий со стороны местных операторов связи спрос наложилось предложение. Появились новые игроки, так или иначе интегрировавшие значительные контент-ресурсы и предложившие местным операторам связи получать эти ресурсы напрямую, т.е. в обход магистральных операторов связи. К таким новым игрокам относились локальные и распределенные точки обмена трафиком (IX) и сети доставки контента (CDN). Расскажем подробнее об этих игроках, их бизнес-моделях, а также о доле трафика, которую они могут сэкономить местному оператору.

Локальные точки обмена трафиком

В регионах России локальные точки обмена трафиком стали развиваться примерно на рубеже 2007–2008 гг. Первые официальные точки обмена трафиком появились в виде проекта расширения деятельности московской точки обмена трафиком MSK-IX. Якорным клиентом этого проекта стал «Яндекс», заинтересованный в улучшении скорости доступа к своим ресурсам из регионов России. Параллельно в регионах возникали и местные точки обмена трафиком, в которых концентрировались местные ресурсы.

Сейчас в России точка обмена трафиком есть практически в каждом городе с населением больше 500 тыс. человек. Правда, активно работают далеко не все из них. Московская точка обмена трафиком (MSK-IX) пропускает свыше 1 Тбит/с и находится на 4-м месте в мире по объему пропускаемого трафика. Через нее, по оценкам экспертов, можно получить около четверти российского интернет-трафика. Региональные IX такими показателями похвастаться не могут – они пропускают от силы несколько десятков гигабит трафика. Вероятно, это связано с высокой концетрацией российского контента – в регионах не так много локального контента, а московские ресурсы, за исключением «Яндекса», предпочитают другие локализации.

Распределенные точки обмена трафиком

К 2010 г. в России появились распределенные точки обмена трафиком. Если бизнес-модель локальных точек обмена была заимствована Россией из мировой практики, то распределенные точки обмена – чисто российский феномен. Фактически они служат средством доступа к ряду популярных ресурсов (например, «ВКонтакте») по всей территории России. Таким образом, распределенные IX – нечто среднее между локальными точками обмена трафиком, предоставляющими связность в рамках города, и полноценными операторами связи, обеспечивающими полную связность.

Наиболее популярными распределенными точками обмена трафиком являются DataIX и W-ix. По оценкам экспертов, с их помощью можно получать также около четверти российского интернет-трафика, львиную долю которого составляет трафик «ВКонтакте».

Подключение как к локальным, так и к распределенным точкам обмена трафиком тарифицируется, стоимость платежей обычно в несколько раз ниже, чем стоимость услуг IP-транзита, но квант тарификации при этом гораздо грубее (обычно он кратен гигабитам или десяткам гигабит).

Сети доставки контента

На распределение трафика в интернете существенно влияют сети доставки контента (CDN). С их помощью можно локализовать контент, запрашиваемый клиентами, внутри сетей операторов связи, установив внутри сети кэширующие серверы, на которых находится часто запрашиваемый пользователями контент. Это экономит трафик на магистральных каналах связи и ускоряет общую удовлетворенность пользователей качеством работы в интернете.

В России существует два крупных коммерческих оператора CDN, агрегирующих контент сотен клиентов, – это NGENIX и CDNvideo. Собственные CDN строят также некоторые крупные контент-провайдеры – это, в частности, ivi, Megogo и Google. Все они предлагают операторам возможность установки кэширующих серверов, каждый из которых способен сэкономить по нескольку процентов магистрального трафика.

Светлое будущее?

Таким образом, российские региональные операторы связи уже могут получать около половины интернет-трафика через точки обмена трафиком и через CDN, т.е. минуя сети магистральных операторов связи. В основном, это трафик видеосервисов (его получают как через IX, так и через CDN) и P2P-трафик, получаемый через IX (через CDN P2P-трафик не ходит). Есть все предпосылки к дальнейшему росту трафика видеосервисов, ведь люди все реже пользуются торрентами для просмотра кино, заменяя их на ОТТ-видеосервисы типа Netflix и ivi. По оценкам операторов связи, доля P2P-трафика в России составляет пока около 60%, но падает и продолжит падать – в Европе доля P2P-трафика сейчас – около 40%, а в США – всего 12%, там он практически вытеснен ОТТ-видеосервисами, которые используют CDN как средство доставки трафика. Вероятно, то же самое через несколько лет произойдет и в России.

Скорее всего, те ОТТ-видеосервисы, которые вытеснят P2P, будут использовать коммерческие или собственные CDN для распространения трафика, поэтому доля трафика, распространяемого через CDN, может достичь 50–60%, как сейчас на Западе. Таким образом, основная доля интернет-трафика будет зарождаться в сети локального оператора связи и там же потребляться. Если эти прогнозы верны, основной точкой развития в ближайшие несколько лет станут интеллектуальные сети широкополосного доступа, способные предоставлять пользователю всю полноту контента из локального кэша с заданными параметрами качества, несмотря на то что он может быть связан с глобальным интернетом лишь относительно узким «бутылочным горлышком». Впрочем, это не удивительно – люди не любят искать контент и, в основном, смотрят то, что им предлагают. Так, более половины интернет-трафика порождается настройками по умолчанию компьютеров и других устройств. Вполне логично закэшировать этот и другой популярный контент в сети провайдера, лишний раз не загружая магистральные каналы связи. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!