Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
22 декабря 2014

Г.ЛЕБЕДЕВ: Телемедицина комплесно не внедряется и в ОМС не входит

Россию с ее расстояниями и малой плотностью населения на обширных территориях можно считать оптимальной страной для внедрения телемедицины. Однако массового ее применения пока нет. 

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №11`2014, «DS: хроническая информатизация». Часть IХ.

? ИКС: На каком уровне сейчас находится развитие телемедицинских технологий в России? Насколько они реально востребованы? Что мешает массовому внедрению телемедицины?

 

Георгий Лебедев

Георгий Лебедев, заместитель директора по ИТ, ЦНИИОИЗ: Построение развитой инфраструктуры в рамках программы модернизации заложило серьезную основу внедрения телемедицинских технологий, которые основаны на корректной передаче данных. В некоторых субъектах реализуются пилотные проекты внедрения телемедицинских технологий, ориентированные на какой-либо один вид медицинской помощи. Вместе с этим комплексного внедрения телемедицины, включения ее в перечень услуг, входящих в ОМС не наблюдается. Это обусловлено, в первую очередь тем, что отсутствует правовой базис оказания телемедицинских (дистанционных) услуг, нет нормативного регламентирующего документа, телемедицинские услуги не входят в номенклатуру медицинских услуг, порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Законодательно Статья 48 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводит норму, что консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом. Других законодательных норм, к сожалению нет.

Илья Глущенко

 

Илья Глущенко, заместитель министра здравоохранения Новосибирской области: В рамках программы модернизации здравоохранения в Новосибирской области закончено развертывание системы телемедицинских консультаций: создано 55 телемедицинских пунктов на базе медицинских организаций и один телемедицинский центр на базе ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница». Проводимые удаленные диагностические консультации и демонстрации проведения хирургических операций востребованы медицинскими специалистами, особенно в удаленных районах области. В связи с секвестром бюджета Новосибирской области в 2014 году приоритет во внедрении информационных технологий был смещен к внедрению ЕГИСЗ Новосибирской области в медицинских организациях. Надеемся что сможем приступить дальнейшему развитию телемедицины в Новосибирской области в 2015 году при выделении финансирования и завершения внедрения МИС НСО.

 

Алексей Карпинский

Алексей Карпинский, заместитель генерального директора, I-Core: Уровень развития телемедицины совершенно тот же, как и в последние лет 8. На уровне энтузиастов. Технически решения есть давно и они известны и внедряются, но только с точки зрения лабораторной работы. Потому что нет ни законодательной базы, ни финансовых механизмов оказания подобных услуг. И пока эта ситуация не изменится, развития телемедицинских технологий не будет. Все эти технологии могут развиваться сейчас только в коммерческих ЛПУ, которые заинтересованы в общении и обмене опытом и имеют на это бюджеты и отлаженые механизмы оплаты. С точки зрения масшабного внедрения в государственных ЛПУ в России – а нам это очень интересно из-за огромных территорий нашей страны – непонятно почему один врач должен консультировать другого , как будет оплачиваться консультация этого врача, кто будет нести ответственность за принятое решение? Если рассматривать этот вопрос в паре врач-пациент – во-первых, непонятно пока как технически осуществлять такую коммуникацию? Нет пока сервиса, при помощи которого я могу позвонить своему лечащему врачу и пообщаться с ним онлайн. Существующие технические решения не несут за собой ни какой юридической ответственности за такое общение. Во-вторых, в телемедицине, помимо канала связи должен быть второй канал передачи данных, по которому должны передаваться телеметрические данные, различные аудио и графические данные, в том числе и выводы изображения. Помимо самого разговора, в процессе общения врач должен иметь онлайн доступ к вашим данным для принятия решения здесь и сейчас, а в дополнение ко всему эту информацию неплохо было бы демонстрировать и пациенту. Вот, например, ставят диагноз – бляшки в легких. Пациент может в это поверить или не поверить. Другой вопрос, когда врач показывает снимок и вещественно аргументирует диагноз. Основные производители телемедицинских технологий в мире – компании, которые исторически занимаются видеоконференцсвязью. Россия сейчас начала собственные разработки в данном направлении. И мы должны перенимать успешный опыт иностранных государств.

Алексей Мельчаков

 

Алексей Мельчаков, менеджер по продаже решений, Allied Telesis: Мы вместе с нашими партнерами успешно внедрили несколько проектов с использованием телемедицины. Современные технологии позволяют строить сети, безотказно справляющиеся с большим количеством видео данных, при этом демонстрируя высокую отказоустойчивость. Спрос на такого рода решения должен появиться через опыт использования, когда медицинские работники видят благополучно работающее, удобное ИТ-решение у коллег в другой клинике. Наши японские коллеги, например, уже сделали огромное количество подобных проектов, и мы готовы делиться этим опытом, обучать своих заказчиков.

Светлана Скрипникова

 

Светлана Скрипникова, директор практики медицинских проектов, AT Consulting: Телемедицина – одно из самых перспективных направлений развития медицины. В частности, можно использовать телемедицинские технологии при анализе клинических данных, мониторинге состояния пациента, консультировании пациентов в состоянии ремиссии и др. Но в России из-за отсутствия нормативной базы и слабой проработанности порядка расчетов за телемедицинские консультации этот путь не получит в ближайшее время массового распространения.

Дмитрий Курапеев

 

Дмитрий Курапеев, генеральный директор, Ruhealth.net: Очень низкий уровень. Плохо изучен спрос. Внедрению мешает отсутствие нормативной базы, включение телемедицинских услуг в тарифы ОМС.

Григорий Шевченко

 

Григорий Шевченко, коммерческий директор, "Открытые технологии": Развитие телемедицинских технологий в России сегодня находится почти на начальном уровне. Были некоторые инициативы по созданию национальной телемедицинской системы (НТМС) в России, но пока они не получили практического развития. Был также ряд инициатив Министерства здравоохранения, связанных с дистанционной передачей диагностических данных, внедрены ли подобные решения где-либо сегодня – мне неизвестно. Некоторые ЛПУ внедрили телемедицину у себя изнутри, хотя надо отметить, что телемедицина является не самостоятельной системой, а лишь одной из функций МИС, и у тех, кто этого не понимает – возникают сложности при внедрении. Как составная часть МИС – телемедицина востребована, как внутри отдельного ЛПУ, так и на региональном уровне. Мешать внедрению телемедицины может недостаточный уровень развития материнской для нее МИС.

Антон Декстер

 

Антон Декстер, директор по ИТ-проектам, НИПК «Электрон»: Телемедицинские технологии в России находятся в зачаточном состоянии. Но следует признать, что в таком же состоянии они находятся и в большинстве других, в том числе развитых, стран мира. Просто в нашей стране потребность в них ощущается гораздо острее – ввиду обширности территорий и дефицита медицинского персонала. Телемедицинские технологии, а точнее – все то многообразие технологий, которые мы называем «телемедицинскими», востребованы сейчас как никогда. На фоне сокращения медицинского персонала, старения населения, недофинансирования отдельных видов медицинской помощи именно рациональное использование таких технологий в совокупности с другими структурными изменениями способно, на мой взгляд, помочь решить ряд насущных проблем с оказанием доступной и качественной медицинской помощи населению. Надо отметить, что телемедицинские технологии у нас на государственном уровне практически не финансируются, что и мешает массовому внедрению их на ряду с отсутствием стандартизации как телемедицинского оборудования, так и услуг, оказываемых с его помощью.

Юрий Лагутин

 

Юрий Лагутин, внештатный советник министра здравоохранения Астраханской области по ИТ: Уровень исключительно начальный. Даже постановочная часть конкретно не сформулирована.

 

Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!