Rambler's Top100
Статьи
Виталий САВЧЕНКО  20 марта 2015

Над пропастью в ИТ

Известная парадигма «время – деньги» никогда не устаревала, но сегодня, в нелегкие для российского рынка времена, когда поддерживать рентабельность бизнеса становится все сложнее, она актуальна как никогда.

Виталий Савченко, руководитель группы системных инженеров Veeam Software, Россия и СНГ

Эффективность современного бизнеса во многом определяется совершенством используемых в нем технологий, ведь именно они позволяют скоординировать активности сотен сотрудников компании по всему миру. Второй переменной в формуле успеха является время, ведь конкурентный бизнес не может позволить себе ни минуты передышки, и всего несколько минут простоя или отсутствия доступа к данным или приложениям могут привести к колоссальным убыткам.

Известная парадигма «время – деньги» никогда не устаревала, но сегодня, в нелегкие для российского рынка времена, когда поддерживать рентабельность бизнеса становится все сложнее, она актуальна как никогда. Эти слова стоит понимать в самом буквальном смысле, когда время внезапных простоев в бизнесе превращается как в огромные финансовые потери, так и в плохие «инвестиции» в репутационное будущее компании, ведь порча зарабатываемого долгим и упорным трудом имиджа грозит потерей клиентов, а это, вероятно, худшее, что может случиться с любым бизнесом.

Возьмем не новый, но крайне показательный пример: 16 августа 2007 года произошел перебой в работе крупнейшего оператора IP-телефонии Skype. Проблема с недоступностью сервиса в течение длительного времени особенно сильно отразилась на тех пользователях, которые привыкли использовать приложение в бизнес-целях. Безусловно, отраслевой гигант решил проблему, но бизнес-пользователи всегда будут помнить о рисках простоя сервиса. Так, глава одной крупной сервисной лондонской компании, имевшей на тот момент 250 тыс. зарегистрированных пользователей-клиентов, всегда включал Skype в общий набор услуг для малого бизнеса, но после простоя сервиса даже задумался над сменой оператора IP-телефонии. Другой пример, более свежий: в августе 2013 года недоступность стартовой страницы сайта Google в течение всего 5 минут привела к потере компанией сотен тысяч долларов США. Таким образом, простои в бизнесе грозят потерями прибыли, клиентов и репутации.

В подобных условиях старая рабочая парадигма «8 часов/5 дней в неделю» утрачивает смысл, ведь компания должна работать в режиме 24/7 – то есть быть Always-On Business. Для реализации этой новой концепции необходимо иметь возможность пользоваться данными и приложениями 24 часа, 7 дней в неделю и из любой точки мира. Таким образом, доступность информации становится важнейшим фактором успеха, а способность системы к оперативному и максимально полному восстановлению при сбое становится одним из ключевых критериев оценки эффективности решения, обеспечивающего эти возможности.

Сегодня большинство существующих на рынке решений для резервного копирования данных и приложений не обеспечивают высокого уровня защиты систем. При этом проблема не только в том, что запросы и требования предпринимателей постоянно меняются и растут, в то время как производительность их ИТ-парка просто физически не может так быстро обновляться. Камнем преткновения здесь становится стоимость решений.

Между тем бизнес постоянно растет, расширяя партнерскую сеть, осваивая новые рынки и различные каналы продаж, что требует от ИТ-систем беспрерывного доступа к информации: базам данных, счетам, сервисам, приложениям и т.д. В то же время нагрузка на сеть постоянно увеличивается, как и количество хранимых на серверах данных и приложений, и перед ИТ-директорами все чаще встает задача надежного хранения и защиты информации.

Так, согласно прогнозу глобального исследования CiscoVN, к 2018 году число устройств и подключений по всему миру достигнет почти 21 миллиарда по сравнению с 12 миллиардами в 2013 году. Средняя скорость фиксированных широкополосных каналов увеличится с наиболее распространенной на сегодняшний день 16 Мбит/с до 42 Мбит/с, а объем мирового IP-трафика может составить 1,6 зеттабайт в год. Нагрузка на сети и оборудование будет повышаться прямо пропорционально росту информации, а вместе с ней и требования к оборудованию и ПО, обеспечивающему возможность пользоваться данными и приложениями в любое время и без опасений за сбои или потери.

Впрочем, пострадать от сбоя системы могут не только финансовые показатели. Представьте, что от доступности системы зависит не бизнес, а, к примеру, жизнь человека. Ведь всё чаще истории болезней, результаты анализов и прочие данные, касающиеся здоровья человека, хранятся именно в электронном виде. Кроме того, медицинские учреждения используют постоянно совершенствующиеся высокоточные приборы, приложения на которых также должны быть доступны и настроены в режиме 24/7. Сомневаться в том, что в этой области счет зачастую идет буквально на секунды, не приходится, и переход к парадигме Always-On Business является здесь не просто критерием успеха и эффективности, но буквально жизненно необходимой составляющей работы.

Таким образом, в складывающихся условиях доступность становится одним из ключевых элементов «жизнедеятельности» бизнеса или организации. Каковы основные вызовы, стоящие сегодня перед ИТ-департаментом? В первую очередь это гарантия доступа к данным и приложениям из любой точки мира в режиме 24/7, невозможность простоя или потери данных и, конечно же, необходимость обеспечения высокопроизводительных инструментов для работы с постоянно растущими объемами информации, защита системы за счет гарантии её полного восстановления из резервной копии.

Может ли сегодня ИТ-департамент решать эти задачи максимально эффективно? Да, если администратор работает с современным дата-цетром и выбирает лучшие решения для его обслуживания. Естественно, в таких условиях чем сложнее система, тем более комплексный подход необходим.

Вследствие сложности обозначенных вызовов до недавнего времени на рынке технологий существовало два типа продуктов для комплексного решения проблемы: либо качественные, высокоэффективные, но дорогие решения, которые фактически были доступны лишь крупным компаниям класса Enterprise (для сегмента SMB, в силу значительной стоимости, они оставались недосягаемы), либо приемлемые по цене программы, но с длительным циклом восстановления системы. К тому же, такие решения не гарантировали полного возврата данных, а были эдаким «прожиточным минимумом» для компаний, которые не могли позволить себе более производительные аналоги.

Обозначенная пропасть между качественным и доступным в ИТ образовалась во многом из-за вызовов, стоящих перед современным дата-центром. Главные из них – потребность в оптимизации скорости восстановления данных и приложений, а также уверенность в 100% восстановлении информации. Не менее важна и гибкость системы, её способность нивелировать риски и отслеживать потенциальные угрозы, сообщая о них администратору и предотвращая наступление кризиса.

Сегодня на рынке существуют решения, которые не только обеспечивают должный уровень защиты и доступности данных в ЦОД, но и способны создать условия для их хранения в слабых каналах, оптимизировать канал связи с минимальной угрозой потери даже байта нужной информации. Таким образом, над своеобразной пропастью в ИТ всего за несколько лет был выстроен прочный и надежный мост, который может стать опорой для бизнеса и платформой для дальнейшего развития технологий в этой области.

Новое поколение решений резервного копирования и восстановления данных позволяет забыть о сбоях в сети, а также нивелирует риски при срабатывании внешних факторов (например, аварийном обесточивании или природной катастрофе). В этом случае максимально быстрое и полное восстановление системы происходит благодаря работе правила резервного копирования «3-2-1». Этот принцип впервые описал Питер Крог в книге «Управление цифровыми активами для фотографов» (что не удивительно: потеря профессионалом единственного архива снимков порой ставит под вопрос весь его бизнес, карьеру и т.д.). Правило гласит, что для обеспечения надежного хранения данных, необходимо иметь как минимум три резервные копии, которые должны быть сохранены в двух различных физических форматах хранения, а одна из них – передана на удаленное хранение, например, в «облако». Этой формулой сегодня стоит вооружиться и каждому ИТ-администратору.

По результатам исследования Gartner ‘Organizations Leverage Hybrid Backup and Recovery', крупные компании зачастую используют именно комбинированный подход для резервного копирования, особенно для дисковых хранилищ и ленточных накопителей. Во-первых, эта стратегия хранения резервных копий позволяет снизить показатели RTPO (RTO – максимально возможное время простоя сервиса, в рамках которого финансовые, репутационные и другие потери компании останутся на допустимом уровне, и RPO – показатель объема данных, чья потеря позволительна и не является критичной) в отношении наиболее актуальных данных и критической информации. Современные программы резервного копирования снижают RTPO до 15 минут. Во-вторых, комбинированный подход позволяет снизить стоимость владения инфраструктурой резервного копирования, особенно при долговременном хранении информации, которое требуется, скажем, при выполнении законодательных требований.

Каковы при этом основные технологии бэкапа? В первую очередь это аппаратные снимки, или снапшоты, а также репликация, дедупликация и компрессия данных. Простота и удобство использования делают их незаменимыми помощниками ИТ-администратора, а оптимальная стоимость успешно закрывает тот разрыв, который еще недавно существовал на рынке. Отвечая на вызовы современного дата-центра, новые вендоры создают задел и на будущее: на основе перечисленных технологий создаются интегрированные и при этом доступные для бизнеса решения высочайшего уровня качества.

Итак, выбор в пользу эффективного решения позволяет не только минимизировать риски потери и невозможности восстановления данных, но и закрыть ту пропасть в ИТ, которую создавали Enterprise-решения, до некоторых пор не позволявшие малому и среднему бизнесу реализовывать концепцию Always-On Business и пользоваться всеми возможностями и преимуществами современного дата-центра.

Виталий Савченко, руководитель группы системных инженеров Veeam Software, Россия и СНГ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!