Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05-06 2016
Светлана АПАЛЛОНОВА  14 июня 2016

Вендорозамещение вместо импортозамещения

За поддержку со стороны государства российские производители телекоммуникационного оборудования борются десятилетиями. Насколько облегчил эту борьбу курс государства на импортозамещение? Об этом – Светлана АПОЛЛОНОВА, председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов.

Светлана АПОЛЛОНОВА, председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов

– Поскольку члены ассоциации – это отечественные разработчики и производители, импортозамещение принесло бы им много плюсов, если бы началось. К сожалению, на сегодняшний день мы видим вендорозамещение: американское оборудование заменяется китайским. Хотя импортозамещение в области телекома – это технологическая, экономическая и информационная безопасность России. Минпромторг и ассоциация разработали пакет мер поддержки отечественных разработчиков и производителей телеком-оборудования, но, к сожалению, эти инициативы были похоронены финансово-экономическим блоком правительства. В середине апреля нынешнего года Мин­экономразвития неожиданно предста­вило предложения по пункту 1 перечня поручений Президента от 29.01.2016, которые могут привести к позитивным изменениям. Однако для их реализации нужно внести изменения в действующую нормативную правовую базу, поэтому оценивать их эффективность преждевременно.

– Как курс на импортозамещение повлиял на спрос со стороны госзаказчиков на российское телекоммуникационное оборудование?

– Декларация курса – еще не сам курс, по крайней мере в области телеком-оборудования. Сегодня порядка 95% оборудования на сетях связи – зарубежное. Поэтому ожидать добровольного перехода на российские аналоги не стоит. Представители госкомпаний прямо говорят: «А вы нас заставьте». Их можно понять. Зарубежные вендоры предоставляют им полную линейку оборудования с рассрочкой платежа. У заказчиков сформированы команды специалистов, обученные работать на оборудовании конкретных зарубежных производителей, за годы сотрудничества с международными вендорами налажены связи, созданы сервисные центры. Неудивительно, что госкомпании усиленно, как в последний раз, делают у них закупки.

Поэтому во многих случаях единственный метод – запретить закупку зарубежного оборудования при наличии двух и более российских аналогов. Добавление к этому одинаковых финансовых условий с иностранными компаниями (субсидирование процентных ставок + лизинговые инструменты) могло бы изменить ситуацию. О заградительных пошлинах не говорю, поскольку они противоречат соглашению с ВТО.

– Какие аргументы государства могут убедить бизнес увеличивать долю российского оборудования?

– Жесткие. Конечно, было бы лучше обойтись мерами по стимулированию потребителей. Но мы имеем, с одной стороны, слияние олигополии крупных операторов и госкорпораций с олигополией глобальных вендоров, а с другой стороны, российских производителей, находящихся в неравных по сравнению с глобальными конкурентами условиях. В сложившейся ситуации, выражаясь языком героев вестернов, «кольт и доброе слово» будет эффективнее, чем просто доброе слово. Идеально было бы влиять на закупочную политику госкорпораций и компаний с госучастием через постановление правительства для 223-ФЗ, подобное постановлению № 1236 для 44-ФЗ. Но это вроде бы противоречит ВТО. В то же время есть возможность пересмотреть критерии эффективности деятельности компаний с госучастием и KPI управленческого состава с точки зрения увеличения закупок телеком-оборудования российского происхождения. И через директивы совету директоров ставить задачи и контролировать их выполнение.

– В каких сегментах и нишах телеком-рынка, в том числе новых, у российского «железа» сегодня есть шанс на успех?

– Во всех областях, кроме мобильной связи и граничных маршрутизаторов. Но и тут ситуация могла бы измениться за несколько лет при наличии в стране долговременной технической политики.

– Идея трансфера зарубежных технологий на российскую почву – это альтернатива программе импортозамещения или ее дополнение?

– Дополнение. С одной стороны, у нас хорошая научная и инженерная школа, и многое мы могли бы делать сами, если бы не давняя российская проблема с внедрением и коммерциализацией. С другой стороны, есть технологии, на разработку которых с нуля потребуется слишком много времени. Трансфер технологий – это хорошо, и его примеры в РФ можно привести. Поэтому в первую очередь – формирование рынка и внедрение инженерно-научных достижений, уже имеющихся в России. Есть множество примеров разработок российской научно-технической школы, которые утекли за рубеж, а потом вернулись к нам в виде коммерциализованных решений.

– Какие проблемы в управлении импортозамещением в области производства телекоммуникационного и ИТ-оборудования в России вы видите?

– Отсутствие стратегии и политической воли, а также контроля за выполнением уже принятых решений и жестко прописанной ответственности.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!