Rambler's Top100
Статьи
Алексей ПОДРЯБИННИКОВ  04 мая 2017

Инфраструктура тоже сервис, если есть удобный интерфейс

Рост инфраструктуры, которого требует развитие телекома, станет возможен только при условии профессионального подхода и сервисной модели взаимодействия.

Алексей ПОДРЯБИННИКОВ, директор по маркетингу, ГК «Русские Башни»

Телеком – это отрасль, которая находится в перманентной трансформации: технологии морально устаревают уже в момент внедрения, экспертное сообщество живет будущими стандартами, пользователи привыкли сегодня жаловаться на то, что три года назад казалось несбыточной мечтой. Однако нынешняя трансформация отличается тем, что затрагивает не только телеком, но и множество отраслей вокруг него.

Мобильные операторы передают башни инфраструктурным компаниям, отдают обслуживание и управление сетью производителям оборудования – и одновременно расширяют свою продуктовую линейку за счет банковских услуг, инвестируют в социальные сети и интернет-платформы. Банки становятся виртуальными операторами, занимаются страхованием, выводят на рынок свою аналитику больших данных. Такси, переживая полную трансформацию бизнес-модели и став на порядок более удобным сервисом для пассажиров, угрожает продажам новых автомобилей и заставляет меняться их производителей. Одна из причин этого в том, что транснациональные интернет-компании, изначально строящие свой бизнес на прямом взаимодействии с клиентом поверх чужой инфраструктуры, стремительно отъедают доходы у устоявшихся рынков. Таким образом, развитие технологий приводит к взаимному проникновению (конвергенции) отраслей.

В основе перемен – взаимодействие

Анализируя причины происходящих изменений, мы видим, что количественный рост возможностей, которые нам предоставили телеком и информационные технологии в целом, вызвал качественный сдвиг. Наличие у миллионов людей мощных компьютеров, постоянно подключенных по высокоскоростной сети к общедоступным ресурсам, создало инфраструктурную базу для выхода на новый уровень. Однако это только база, которая сама по себе осталась бы грудой кремния и пластика. То, что вдохнуло жизнь в эту крупнейшую на планете инфраструктурную платформу, зачастую остается в тени – это доступный интерфейс для взаимодействия с вычислительной мощью. Подумайте только: миллионы людей, практически с нулевого возраста, стали операторами вычислительных машин и глобальных компьютерных сетей. И уже эта легкость взаимодействия послужила основой для стремительного развития новых бизнес-моделей в традиционных областях жизнедеятельности.

Другая важная особенность успеха сервисной модели – фокус только на основном бизнесе и отказ от распыления средств на неуникальную инфраструктуру. Если посмотреть, что служит базой бизнеса для разных отраслей, то можно спрогнозировать и их дальнейшее развитие:

  • для операторов связи – абоненты (источник дохода), доступ к частотам, надежность услуг;
  • для банков – клиенты (источник дохода), доступ к деньгам, надежность услуг;
  • для интернет-компаний – доступ к информации о клиенте, реклама (источник дохода), диспетчеризация (источник дохода), стоимость услуг.

Очевидно, что в конкуренции с интернет-компаниями операторы и банки стремятся снизить свои затраты на инфраструктуру, не потеряв в надежности, и монетизировать знания о клиентах, нивелировав тем самым разрыв в стоимости своих услуг и конкурируя друг с другом за доходы от рекламы и диспетчеризации.

Вот на этом фоне и появляются игроки рынка, профессионально занимающиеся исключительно инфраструктурой и снимающие это бремя с обращенных к рынку компаний. Так было в свое время с Google, создавшей единую инфраструктуру – Android, на базе которой успешно развиваются производители смартфонов и приложений, а множество компаний из различных индустрий получили прямой доступ к своим клиентам. А в области телекома это инфраструктурные компании, которые становятся партнерами операторов связи сначала в области пассивной инфраструктуры – площадок для размещения оборудования, башен в частности, и затем расширяя партнерство в сторону оптоволокна, бесперебойного электропитания, антенн и оборудования базовых станций.

Однако ключевой момент, как и со смартфонами в руках людей, не в бетоне и металле, а в легкости взаимодействия.

Инфраструктура как сервис

На примере «Русских Башен» мы видим, как развитие инфраструктурного бизнеса, независимого от оператора, позволяет выйти на новый качественный уровень. Начиная делать ровно то же, что делали операторы самостоятельно, – строить башни, но не для одного, а для нескольких операторов, компания ставила себе цель стать для них стратегически важным инфраструктурным партнером. Ведь человек, стоящий на улице под дождем, на самом деле хочет не вызвать такси – он хочет быстрее оказаться дома. Так и мобильный оператор вовсе не хочет строить башню – ему необходимо, чтобы базовая станция оказалась в нужной точке пространства быстро и без лишних затрат. И сервисная инфраструктурная компания решает именно эту задачу. Поэтому если раньше строили башни, то теперь столбы в городах, не за 8 месяцев, а за 4 недели, не 100 в год, а до 200 в месяц. В результате появляется тот самый удобный интерфейс для мобильного оператора, который получает необходимую инфраструктуру для своего основного бизнеса.

Следующий же количественный скачок нас поджидает при развертывании сетей 5G. Сети будущего, как сходятся в прогнозах практически все аналитики, потребуют кратного увеличения числа базовых станций. Очевидно, что это осуществимо только при кратном снижении всех составляющих затрат, в том числе времени и транзакционных издержек. Из этого следуют три последовательных вывода: а) никто из операторов не будет строить сеть 5G для себя одного, б) сети 5G будут строить инфраструктурные компании, в) инфраструктурные компании должны строить сети, а не только сдавать в аренду башни.

Сейчас с этим подходом согласны все ведущие башенные компании мира. Так, прошедшая в начале апреля в Лондоне конференция TowerXchange MeetUp Europe 2017 показала, что руководители башенных компаний единодушны в мнении о необходимости сервисного подхода к инфраструктурному бизнесу. Сервисного подхода, в частности, требует как раз развитие малых сот (small cells), к которым неприменимы стандартные подходы. Коммерчески успешное развертывание малых сот инфраструктурными компаниями возможно только при условии построения всей инфраструктуры сегмента сети «под ключ» и предоставления доступа к нему по сервисной модели. 

Здесь же лежит и ключ к эффективности инфраструктурных компаний, заключающийся в общем доступе к инфраструктуре других отраслей. Например, использование в качестве опор для базовых станций столбов освещения, линий электропередач, инфраструктуры городского транспорта – примеры успешного взаимовыгодного партнерства смежных отраслей. Существующая инфраструктура в дополнение к основному применению получает второе и третье, принося владельцам дополнительный доход, что снижает затраты на ее содержание и, соответственно, повышает эффективность основного бизнеса.

В свою очередь, башенная инфраструктура, основным назначением которой является размещение оборудования операторов связи, становится объектом для услуг других индустрий. Опоры, оснащенные электричеством и связью, – идеальное место для размещения камер наблюдения, метеодатчиков, систем оповещения, площадок для подзарядки беспилотников и т.п.

* * *

Дальнейшее развитие телекома требует роста инфраструктуры практически по закону Мура при сохранении текущего уровня затрат на нее. Это возможно только при условии профессионального подхода к инфраструктуре, межотраслевых партнерств и сервисной модели взаимодействия.

Следующим же витком развития инфраструктурного бизнеса, очевидно, будет владение не столько инфраструктурой, сколько сервисом организации доступа к ней. Например, уже сейчас «Русские Башни» предоставляют доступ не только к собственной, полностью принадлежащей компании инфраструктуре, но и к арендованной и взятой в управление. Ведь для клиентов представляет ценность именно возможность разместить свое оборудование в нужной точке пространства, а не то, кому принадлежит эта точка в данный момент. С прогнозируемым увеличением потребности операторов в инфраструктуре и скорости развертывания сети ценностью станет возможность и эффективность организации этого процесса. Следовательно, резонно предположить, что в новой сервисной реальности и инфраструктурные компании станут сервисом автоматизированной организации взаимодействия, интерфейсом между системами радиопланирования и оптимизации сетей связи и системами инвентаризации собственников всевозможной инфраструктуры, никак не связанной с телекоммуникациями.

Алексей Подрябинников, директор по маркетингу, ГК «Русские Башни»  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!