Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2021 |
Александр БАРСКОВ  | 16 марта 2021 |
Офис как цифровое пространство
В пандемию многие сотрудники ушли «на удаленку». Сколько из них вернется в офис «на постоянку»? Что ждет рынок офисной недвижимости?
Столичные бизнес-центры понесли серьезные потери. По данным JLL, за весь 2020 год в Москве купили и арендовали 768 тыс. кв. м офисных площадей – это меньше, чем в кризисном 2009-м. А доля пустующих помещений в офисных центрах выросла почти до 12%.Однако есть основания рассчитывать на быстрое восстановление рынка. Большинство компаний не готовы полностью отказаться от офисного пространства. Среди основных причин: опасения относительно снижения продуктивности сотрудников «на удаленке», достоинства офисной атмосферы (командная генерация идей, их проверка и пр.), а также отсутствие у многих сотрудников (особенно молодежи) условий для эффективной работы дома. Еще одно важное обстоятельство заключается в том, что на российском рынке наблюдается дефицит качественного предложения. Например, Москва, по данным CBRE, по метражу качественной офисной площади на одного человека в возрасте 15–64 лет в два раза уступает Лондону, в четыре – Берлину, в шесть – Парижу.
Но чтобы быть востребованными в «новой реальности», офисы должны стать другими: более гибкими и адаптивными. Они должны эффективно (без переплаты арендаторами за неиспользуемую площадь) поддерживать гибридный режим работы – ведь все больше сотрудников часть времени будут работать из дома. Для многих компаний оптимальными окажутся коворкинги или оплата офиса по сервисной модели. Наконец, офисы должны обеспечить поддержку новых вариантов планировок (с учетом большего дистанцирования), новых процедур безопасности, различных сценариев функционирования – штатного, в условиях пандемии, климатических и иных проблем и даже сценариев с наличием нескольких угроз. Способность реагировать на изменение спроса – важная часть устойчивой модели бизнеса владельцев коммерческой недвижимости.
Чтобы обеспечить такую гибкость, необходима современная цифровая инфраструктура. Это и высокопроизводительная сеть, и небольшие локальные (edge) ЦОДы, и высокоскоростные подключения к внешним коммерческим ЦОДам и облачным сервисам. Основные направления цифровизации объектов коммерческой недвижимости – это цифровизация собственно рабочих мест в офисах, внедрение технологий «интеллектуальных» зданий (IoT), развитие беспроводных сетей. Очевидно, что компании все меньше готовы платить за офисную площадь, а все больше – за цифровые рабочие места, в том числе по сервисной модели.