Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2017
14 июня 2017

В сторону формирования B2B-платформы

Далеко не все поставщики услуг облачной телефонии позиционируют себя как игроки телекома, пусть даже нового, и крупные операторы для них не конкуренты, а партнеры. Как удается закрепиться на новом рынке и набирать клиентов? – спросили мы у Елизаветы АЛЕКСЕЕНКО, руководителя сервиса «Яндекс.Телефония».

Елизавета АЛЕКСЕЕНКО

– Год назад, при выводе нашего сервиса на рынок, мы делали акцент на потребностях малого и среднего бизнеса. Их сотрудники все время «в полях», «в бегах», решают сразу много задач. Для них важно экономить время, не терять его при переключении контекста – между вкладками, между программами. И потому они ценят возможность отреагировать на поступивший запрос в «одном окне» программного продукта. Кроме того, для нас как для игрока интернет-рынка концепция Mobile first – это не тренд, а реалия, которую мы учитывали при разработке нашего сервиса. Вот почему мы изначально стремились перенести в мобильное приложение как можно больше функций веб-версии.

И, судя по темпам роста абонентской базы, с выбором целевой аудитории мы не ошиблись, за неполный год работы набрали 6,5 тыс. клиентов – компаний из сектора SMB, индивидуальных предпринимателей. Они не пробуют сервис, а «живут» в нем.

– А каково у вас соотношение платящих и не платящих клиентов?

– Несмотря на то что у нас есть бесплатный функционал, сказать, что есть пользователи, которые не платят, мы не можем, поскольку даже базовый тарифный план «Старт» предполагает оплату за трафик по модели pay as you go. С моей точки зрения, это честная позиция: клиент платит за тот объем, который употребил.

– Среди критериев, по которым вы сейчас оцениваете эффективность сервиса, что – количество пользователей или доходы – имеет высший приоритет?

– На текущем этапе жизненного цикла продукта набор базы клиентов более приоритетен, чем повышение APRU, тем более что в последний год мы наблюдаем, как по всему рынку этот показатель снижается.

– Иными словами, в сегменте облачной телефонии та же картина, что и на рынке сотовой связи, – ценовые войны?

– Будем честны: до сих пор в этом сегменте в России главенствует ценовая конкуренция, потому что функционал решений и продуктов разных поставщиков примерно равный. Дело в том, что эти решения в большинстве своем – выходцы из «большого» телекома. И «Ростелеком», и «МегаФон», и МТТ, и МТС – все крупные операторы так или иначе представлены в этом сегменте. И это правильно с позиции крупных игроков – диверсифицировать свой бизнес.

– Как вы позиционируете свой сервис по отношению к предложениям таких крупных игроков?

– Говоря откровенно, мы вообще не позиционируем сервис «Яндекс.Телефония» как участника телеком-рынка. Наша ниша – виртуальная АТС, где мы, безусловно, являемся новым игроком, и видим ряд улучшений, которые так или иначе придется реализовать в сервисе. Но если говорить про операторов большой четверки, то мы не собираемся с ними конкурировать. Крупный бизнес, на который они ориентируются, это не наш сегмент, и мы никак не боремся с ними за тот же трафик.

– Как бы вы оценили свою долю рынка виртуальных АТС на сегодняшний день?

– Нужно определиться, на основе какого критерия мы эту долю оцениваем. Если говорить о нашем основном KPI – о количестве компаний и индивидуальных предпринимателей, которые сервисом пользуются, то, по подсчетам внешних аналитиков, это примерно 4,5% сегмента виртуальных АТС.

– Когда можно ожидать прихода в регионы, о котором заявлялось год назад при запуске сервиса?

– Сегодня мы, как и в момент запуска, работаем в Москве, в Московской области, в Санкт-Петербурге и в Лен­области. Мы оцениваем потенциал набора клиентской базы в городах-миллионниках и выбираем те из них, плотность бизнеса в которых позволяет дистрибутировать решения по модели SaaS.

Выходить в регионы планируем постепенно. Мы намерены расширить свое присутствие на 10–15 крупных российских городов, и уже в дальнейшем, глядя на темпы набора клиентской базы в них, будем принимать решение о продолжении региональной экспансии.

– Что дает сервису «родство» с «Яндексом»?

– Помимо силы бренда, о которой глупо было бы не упомянуть, это внутренняя инфраструктура, это глубинное понимание особенностей клиентского поведения. У нас есть возможность использовать данные для того, чтобы формировать именно тот продукт, который отвечает текущим потребностям клиентов.

Кроме того, интеграцию с другими сервисами «Яндекса» и применение технологий, созданных внутри компании, мы рассматриваем как потенциал дальнейшего развития. Так, имея достаточно серьезные наработки «Яндекса» в области речевых технологий, мы смотрим и в эту сторону. Также в планах усиление сервиса за счет его интеграции с «Яндекс.Метрикой», в результате которой бизнес получит удобную визуализацию всех данных о звонках.

– Иными словами, основу вашей экосистемы составляют другие сервисы «Яндекса»?

– Для нас совершенно логично и естественно ориентироваться на интеграцию с другими системами «Яндекса». Вместе с тем мы недавно выпустили бета-версию внешнего API для обеспечения интеграции с другими сервисами. Благодаря ему любая CRM-система, любая CMS-система позволит поддерживать сценарии принятия вызова, совершения вызова, логирования записей разговоров. Так что мы не замыкаемся только на »Яндексе».  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!