Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2012
Александра КРЫЛОВА  19 июня 2012

На светлой стороне Рунета

Четыре года назад избранный президент Д. Медведев приехал на 12-й РИФ, проложив дорогу на форум представителям разных ветвей и органов власти. Завершая президентский срок, в обращении к 16-му РИФу он подчеркнул, что Интернет может быть использован как в благих, так и в разрушительных целях.

Светлый тренд состоит в том, что Интернет – это средство создания гражданского общества, вовлечения людей в законотворчество, что позволяет сделать власть открытой и прозрачной. И подобный опыт уже есть – речь идет о проведении общественной экспертизы ряда законопроектов, качество которой, по признанию президента, многократно возросло после введения обязательной регистрации экспертов на портале госуслуг.

Реализация идеи «Открытого правительства» уже сегодня показывает, какой значительный экспертный потенциал не использовался ранее. Теперь, зарегистрировавшись на портале www.Большое правительство.рф, граждане или объединения граждан смогут вносить свои предложения. Те из них, которые получат одобрение Общественного комитета и пройдут рейтинговое голосование, имеют шансы стать законодательной инициативой.

Однако основа «электронной демократии» – сайты региональных органов власти и местного самоуправления. «И здесь нужны технологии краудсорсинга для проведения электронных референдумов по острым проблемам того или иного региона, населенного пункта, микрорайона, улицы и т.д.», – сказал Д. Медведев, добавив, что решать такие проблемы сверху, даже из виртуальной Москвы, невозможно.

В этом году на примере общенационального проекта WebVybory 2012 мы имели возможность убедиться, насколько эффективны интернет-технологии для снятия напряжения в обществе. По данным TNS, за трансляцией с избирательных участков 3–4 марта наблюдали 5,1 млн россиян, среднее время пребывания на сайте составило 15 мин, аудитория на 60% была мужской и на 59% – в возрасте 18–34 лет.

О высокой инвестиционной привлекательности российского сегмента сети Интернет свидетельствует тот факт, что вышедшие в прошлом году на IPO ведущие игроки Рунета – Yandex N.V. и Mail.Ru Group – сегодня являются самыми дорогими интернет-компаниями в Европе. Объем инвестиций, сделанных в 2011 г. в стартапы Рунета, составил $750 млн, из них $370 млн – публичные сделки.

За год объем российского интернет-рынка вырос на 56%. Самым емким по-прежнему остается сегмент электронной коммерции: с апреля 2011 г. по апрель 2012-го его объем увеличился на 100 млрд руб. – с 210 до 310 млрд.

По оценке РАЭК, 125 млрд руб. пользователи внесли в различные системы электронных денег – почти вдвое больше, чем годом ранее.

Третьим по объему сегментом является рынок интернет-рекламы, который хотя и не смог догнать рынок рекламы на ТВ, но зато продемонстрировал темпы роста на уровне всего рынка Рунета, достигнув 42 млрд руб. За ним с заметным отставанием следует сегмент веб-разработки, объем которого оценивается в 11–12 млрд руб., а прирост – в 35%. Еще 9 млрд руб. – сегмент поисковой оптимизации (SEO) с темпами прироста 20–25% за год. Поистине чемпионские темпы роста, 171%, продемонстрировал игровой сегмент Рунета объемом в 7 млрд руб. – таким признали его эксперты РАЭК.

Предприняли эксперты и попытку оценить объем отечественного рынка мобильных приложений. По словам директора РАЭК С. Плуготаренко, он составляет около $300 млн и каждый третий программный продукт, загружаемый сегодня на мобильный телефон, является российским.

Доля интернет-индустрии в ВВП нашей страны составляет сегодня около 2%, такую оценку РАЭК привел тот же С. Плуготаренко, объявивший, впрочем, о запуске на РИФ+КИБ совместного проекта с Высшей школой экономики по уточнению этой «интегральной величины».

Понятно, что основой для бизнеса интернет-компаний является аудитория Рунета. Она на протяжении всего 2011 г. продолжала расти, преимущественно за счет регионов России. По данным ФОМ, ежемесячная аудитория российского сегмента Сети выросла за 2011 г. почти до 60 млн человек, из которых более 40 млн выходят в сеть не реже раза в сутки.

Кого еще нет в Рунете? Таким вопросом задались в TNS и увидели, что если проникновение Интернета в Москве и в миллионниках сегодня на уровне 60–70%, то в городах с населением от 100 тыс. вне Сети остается 6,7 млн человек возрастной группы от 35 до 54 лет и 13,9 млн человек старше 55 лет. Что касается городов с населением менее 100 тыс., то в них можно побороться за привлечение 12,1 млн пользователей из первой возрастной группы и 16,3 млн – из второй.

Так что следующий призыв Рунета – те, кто родом из СССР и живет в малых городах России. Хорошо бы они оказались на светлой стороне… 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!