Rambler's Top100
 
Статьи
Александр КОЛЕСНИКОВ  10 декабря 2020

Как регионам уменьшить аварийность на дорогах

Установка современных комплексов фотовидеофиксации, способных регистрировать не один десяток типов нарушений правил дорожного движения, поможет распространению более аккуратного стиля вождения и тем повысит безопасность на дорогах.

Дороги уже не первую сотню лет остаются одной из двух главных проблем России. Когда-то ими были недовольны из-за ужасного качества покрытия. Со временем качество полотна дорожникам удалось довести до приемлемого. А вот ситуация с аварийностью остается аховой. Россияне продолжают вольно относиться к правилам дорожного движения и, как следствие, попадать в ДТП, иногда с самыми печальными последствиями. Правда, управа на лихачей имеется – дорожные камеры, которые делают наказание за несоблюдение ПДД неотвратимым. К сожалению, воспользоваться этим «кнутом» могут далеко не все российские регионы.

Между тем развитие систем фотовидеофиксации (ФВФ) – задача именно регионального уровня. Это означает, что определением мест размещения комплексов, их установкой и последующим обслуживанием занимаются администрации республик, краев и областей. Они же (а вернее, подотчетные региональным правительствам структуры, которые отвечают за организацию дорожного движения) осуществляют взимание штрафов с нарушителей. Отношение к комплексам ФВФ у водителей, естественно, отрицательное. Наиболее негативно настроенные считают их просто средством пополнения бюджетов при помощи штрафов. Однако такое мнение не соответствует действительности – достаточно ознакомиться со статистикой ГИБДД, которая доступна на сайте ведомства. 

К сожалению, дорожная полиция не предоставляет сводных статистических данных, позволяя анализировать информацию только по регионам в отдельности. Мы собрали эту информацию в одну таблицу, которая дает возможность рассмотреть ситуацию в динамике: количество зарегистрированных в каждом субъекте федерации автомобилей, общую сумму штрафов, назначенных с использованием комплексов ФВФ, и среднюю сумму штрафов в расчете на один автомобиль. 

Субъект РФ

2018 год

2019 год

Общая сумма штрафов в регионе, руб.

Количество зарегистрированных автомобилей, шт.

Сумма штрафов в расчете на один автомобиль, руб.

Общая сумма штрафов в регионе, руб.

Количество зарегистрированных автомобилей, шт.

Сумма штрафов в расчете на один автомобиль, руб.

Алтайский край

658 985 000

960 336

686

550 540 000

1 016 096

542

Амурская область

147 852 000

325 614

454

171 823 000

 324 839

 529

Архангельская область

229 109 000

455 423

 503

303 000 000

 473 484

 640

Астраханская область

486 386 000

360 601

 1 349

388 578 000

 376 344

 1 033

Белгородская область

815 849 000

670 249

 1 217

684 866 000

 669 198

 1 023

Брянская область

340 434 000

 335 802

1 014

317 290 000

 334 665

 948

Владимирская область

381 611 000

 531 210

718

502 071 000

 540 424

 929

Волгоградская область

1 261 168 000

1 415 109

891

1 400 241 000

 1 387 330

 1 009

Вологодская область

561 955 000

 541 292

 1 038

957 798 000

 553 943

 1 729

Воронежская область

1 269 034 000

1 058 185

 1 199

1 398 591 000

 1 083 055

 1 291

Санкт-Петербург

1 634 209 000

 2 184 343

 748

1 796 597 000

 2 212 650

 812

Севастополь

264 962 000

 153 579

 1 725

272 091 000

 158 355

 1 718

Еврейская автономная область

66 771 000

 52 126

 1 281

263 516 000

 54 499

 4 835

Забайкальский край

335 531 000

 410 246

 818

360 323 000

 423 966

 850

Ивановская область

178 574 000

 435 145

 410

184 527 000

 449 948

 410

Иркутская область

657 532 000

 831 999

 790

289 669 000

 862 812

 336

Кабардино-Балкарская Республика

401 577 000

 292 494

 1 373

355 260 000

 309 611

 1 147

Калининградская область

257 581 000

 479 893

 537

452 189 000

 490 042

 923

Калужская область

540 549 000

 409 691

 1 319

336 430 000

 410 699

 819

Камчатский край

133 774 000

 216 634

 618

149 259 000

 220 403

 677

Карачаево-Черкесская Республика

118 311 000

 126 805

 933

107 202 000

 126 211

 849

Кемеровская область

500 104 000

 999 574

 500

594 343 000

 1 107 457

 537

Кировская область

247 260 000

 496 912

 498

237 596 000

 504 821

 471

Костромская область

381 557 000

 255 099

 1 496

453 703 000

 254 976

 1 779

Краснодарский край

2 049 024 000

 2 350 022

 872

1 671 812 000

 2 355 107

 710

Красноярский край

1 404 734 000

 1 143 021

 1 229

1 154 352 000

 1 149 007

 1 005

Курганская область

355 365 000

 387 800

 916

233 489 000

 400 674

 583

Курская область

521 136 000

 465 094

 1 120

468 308 000

 462 004

 1 014

Ленинградская область

532 009 000

 830 670

 640

489 708 000

 847 880

 578

Липецкая область

159 548 000

 526 918

 303

172 509 000

 543 345

 317

Магаданская область

38 918 000

 86 375

 451

33 687 000

 83 517

 403

Москва

12 281 672 000

 4 694 259

 2 616

11 606 141 000

 4 744 610

 2 446

Московская область

5 210 584 000

 3 324 155

 1 567

8 832 818 000

 3 441 948

 2 566

Мурманская область

182 847 000

 293 893

 622

210 035 000

 303 268

 693

Ненецкий автономный округ

17 774 000

 16 873

 1 053

13 040 000

 16 850

 774

Нижегородская область

1 734 416 000

 1 366 644

 1 269

1 440 703 000

 1 444 863

 997

Новгородская область

169 312 000

 268 878

 630

140 257 000

 276 493

 507

Новосибирская область

876 930 000

 1 134 646

 773

859 617 000

 1 164 125

 738

Омская область

478 411 000

 731 340

 654

529 527 000

 723 124

 732

Оренбургская область

432 127 000

 1 000 365

 432

447 843 000

 1 029 692

 435

Орловская область

257 965 000

 337 791

 764

302 087 000

 337 471

 895

Пензенская область

568 581 000

 522 686

 1 088

506 507 000

 520 667

 973

Пермский край

851 607 000

 1 238 336

 688

687 334 000

 1 283 841

 535

Приморский край

577 949 000

 1 103 630

 524

 594 313 000

 1 123 635

 529

Псковская область

137 863 000

 369 500

 373

94 683 000

 367 932

 257

Республика Адыгея

104 731 000

 233 019

 449

88 461 000

 257 038

 344

Республика Алтай

168 914 000

 84 157

 2 007

200 459 000

 87 017

 2 304

Республика Башкортостан

932 480 000

 1 726 204

 540

1 380 880 000

 1 803 393

 766

Республика Бурятия

292 118 000

 383 372

 762

342 557 000

 387 023

 885

Республика Дагестан

929 567 000

 797 601

 1 165

946 498 000

 834 839

 1 134

Республика Ингушетия

67 716 000

 111 850

 605

109 051 000

 117 405

 929

Республика Калмыкия

39 413 000

 128 133

 308

97 018 000

 130 053

 746

Республика Карелия

109 557 000

 358 198

 306

136 300 000

 360 808

 378

Республика Коми

317 647 000

 348 181

 912

220 963 000

 348 437

 634

Республика Крым

122 895 000

 484 622

 254

542 257 000

 504 420

 1 075

Республика Марий Эл

159 188 000

 247 642

 643

170 451 000

 250 683

 680

Республика Мордовия

210 335 000

 319 619

 658

222 055 000

 334 899

 663

Республика Саха (Якутия)

205 472 000

 322 949

 636

226 460 000

 325 859

 695

Республика Северная Осетия - Алания

145 124 000

 288 054

 504

200 095 000

 295 868

 676

Республика Татарстан

2 771 871 000

 1 545 168

 1 794

3 105 574 000

 1 436 893

 2 161

Республика Тыва

104 121 000

 61 326

 1 698

125 210 000

 61 990

 2 020

Республика Хакасия

89 297 000

 257 102

 347

69 948 000

 287 547

 243

Ростовская область

754 950 000

 1 824 741

 414

1 020 291 000

 1 860 382

 548

Рязанская область

623 849 000

 550 926

 1 132

714 585 000

 562 807

 1 270

Самарская область

1 863 506 000

 1 300 244

 1 433

1 911 549 000

 1 313 886

 1 455

Саратовская область

938 886 000

 1 040 120

 903

827 448 000

 1 061 589

 779

Сахалинская область

244 588 000

 203 581

 1 201

535 210 000

 206 131

 2 596

Свердловская область

2 211 598 000

 2 109 408

 1 048

2 079 566 000

 2 178 498

 955

Смоленская область

398 473 000

 325 429

 1 224

321 228 000

 328 268

 979

Ставропольский край

521 782 000

 1 117 822

 467

567 126 000

 989 065

 573

Тамбовская область

339 792 000

 448 296

 758

677 005 000

 467 413

 1 448

Тверская область

746 493 000

 675 130

 1 106

927 154 000

 672 500

 1 379

Томская область

390 834 000

 413 949

 944

357 030 000

 430 737

 829

Тульская область

430 486 000

 757 745

 568

394 682 000

 784 381

 503

Тюменская область

1 342 577 000

 677 991

 1 980

1 519 433 000

 705 599

 2 153

Удмуртская Республика

387 947 000

 601 520

 645

516 906 000

 603 425

 857

Ульяновская область

725 378 000

 463 580

 1 565

855 095 000

 474 111

 1 804

Хабаровский край

351 799 000

 481 151

 731

363 752 000

 501 142

 726

Ханты-Мансийский автономный округ

1 080 782 000

 843 478

 1 281

1 119 057 000

 873 849

 1 281

Челябинская область

1 235 251 000

 1 432 086

 863

758 368 000

 1 490 369

 509

Чеченская Республика

133 371 000

 337 547

 395

294 240 000

 350 678

 839

Чувашская Республика

617 114 000

 351 982

 1 753

478 801 000

 360 702

 1 327

Чукотский автономный округ

9 512 000

 14 163

 672

5 282 000

 14 213

 372

Ямало-Ненецкий автономный округ

181 626 000

 251 103

 723

148 938 000

 269 802

 552

Ярославская область

392 727 000

 445 326

 882

420 216 000

 449 556

 935

Оказывается, средняя по стране сумма штрафов, взимаемых с одного зарегистрированного автомобиля, не превышает 1102 руб. в год. Данные разнятся от региона к региону, но даже там, где плотность дорожных камер наиболее высока (в Москве, Московской области и Татарстане), годовой объем штрафов, собираемых с одного зарегистрированного автомобиля, не превышает 2500 руб.

Что говорит статистика

Истинный, а не мнимый результат работы комплексов ФВФ – повышение безопасности движения. Лучше всего об этом говорит статистика. В качестве примера возьмем два субъекта федерации – Орловскую область и Республику Мордовия, – в которых зарегистрировано примерно одинаковое число автомобилей. В 2019 году их было соответственно 337 тыс. и 334 тыс. (все данные опираются на статистику, приведенную на сайте ГИБДД). 

Сведения о размещении комплексов ФВФ ГИБДД раскрыла только в 2019 году. Более того, информация о них еще не полная. Но составленная нами таблица дополнена данными об объеме собранных штрафов. Такой срез позволяет сделать выводы о влиянии дорожных камер на безопасность дорожного движения в каждом регионе. 

В Орловской области в 2018 году объем штрафов составил почти 258 млн руб. (в среднем 764 руб. на один зарегистрированный автомобиль), а в 2019 году – более 302 млн руб. (в среднем – 895 руб.). В Мордовии показатели почти не изменились: 210 млн руб. (или 658 руб. в среднем на автомобиль) в 2018 году и 222 млн руб. (663 руб. в среднем) – в 2019-м. Дополним картину фрагментарными данными, которые ГИБДД уже успела нанести на карту: в октябре 2020 года в Орловской области работали 265 комплексов ФВФ, а в Мордовии – 137. Очевидно, что с 2018-го по 2019 год число дорожных камер на Орловщине возросло, тогда как в Мордовии принципиально не изменилось. 

Теперь обратимся к главным статистическим сведениям – об аварийности. В Мордовии эти показатели дорожного движения в январе 2018-го и январе 2019 года практически одинаковы: произошло соответственно 78 и 81 ДТП, в которых погибли 10 и 11 человек и были ранены 109 и 130. Сама республика при этом остается в числе неблагополучных с точки зрения аварийности регионов.  

А вот результаты по Орловской области за те же январь 2018-го и январь 2019-го. Произошло соответственно 79 и 45 ДТП. Число погибших изменилось незначительно: 12 в 2018-м и 9 в 2019-м, но раненых стало почти в 2 раза (!) меньше – 116 в 2018-м и 60 в 2019 году. И область на статистической карте ГИБДД окрашена в «благополучный» зеленый цвет.
 
Эти данные говорят о том, что использование комплексов фотовидеофиксации сегодня – наиболее эффективный способ борьбы за безопасность дорожного движения. Но используется регионами он далеко не так активно, как следовало бы. Можно указать две явные проблемы, которые мешают субъектам федерации осуществлять собственные программы БДД.

Недостаток финансирования

Первая проблема, с которой сталкиваются регионы при развитии систем автоматизированной фиксации нарушении правил дорожного движения, – недостаток финансирования. Ограниченные возможности региональных бюджетов до недавних пор не позволяли закупать достаточное количество устройств для обеспечения максимально возможного охвата дорожной сети комплексами ФВФ. 

Преодолеть эту проблему призван национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он рассчитан до 2024 года и предусматривает, помимо прочего, финансирование развития сети комплексов ФВФ за счет федерального и регионального бюджетов на сумму 4,78 трлн руб. В той же Мордовии число дорожных камер к 2024 году должно увеличиться до 160. Всего же благодаря проекту за предстоящие три года на российских дорогах должно вдвое уменьшиться число аварийно-опасных участков, а число погибших в ДТП на 100 тыс. населения снизиться до 4% (в 2019 году этот показатель составлял 11,7%).

Однако основную нагрузку по финансированию проекта придется нести регионам. В рамках проекта из федерального бюджета на данные цели будет выделено только 440 млрд рублей. Это означает, что небогатым регионам придется привлекать внебюджетное финансирование путем заключения концессионных соглашений с инвесторами и развивать систему аренды комплексов ФВФ частными операторами.

Устаревшие камеры

Есть и другая проблема, сдерживающая развитие региональных систем ФВФ, – устаревший парк дорожных камер. Нередко используются комплексы, разработанные и выпущенные достаточно давно. Как правило, такие устройства часто выходят из строя, требуют от дорожных служб большего внимания и больших расходов на поддержку и сервисное обслуживание. Наконец, такие комплексы фиксируют только одну разновидность нарушений ПДД.

Нарушение скоростного режима – одно из самых распространенных нарушений на российских дорогах. Столь же традиционен и контроль за соблюдением скорости движения при помощи камер. Однако превышение скорости – далеко не единственное водительское прегрешение, которое может привести к тяжким последствиям и требует особенного внимания со стороны структур, отвечающих за безопасность движения. Проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, нарушение порядка пересечения железнодорожного переезда, непропуск пешеходов на «зебре» несут не меньшую угрозу человеческим жизням. Регистрировать такие нарушения устаревшие комплексы ФВФ не способны. 

Как преодолеть проблемы

Между тем современные разработки отличаются от устаревших не только большей доступностью. Зачастую они способны фиксировать не один десяток разновидностей дорожных правонарушений и поддерживают несколько способов контроля скоростного режима, например, безрадарный и по средней скорости преодоления участка. Регионам, оснащающим комплексами ФВФ свои системы автоматизированного контроля ПДД, целесообразно выбирать решения, которые предусматривают различные варианты установки – стационарное, на треногах или на специальном транспорте, имеют защиту от неблагоприятных и агрессивных сред и способны работать во всех климатических зонах. Важно, чтобы такие комплексы допускали масштабирование: первоначально настроив их для контроля скоростного режима, в дальнейшем можно было расширить функциональность комплекса за счет простой и недорогой модернизации. Из числа решений, соответствующих перечисленным требованиям, можно упомянуть, например, комплекс ФВФ «Садко 20» (фиксация до 27 разновидностей дорожных правонарушений, три способа контроля скоростного режима, защита по стандарту IP67). 

Говоря о перспективах развития региональных систем фотовидеофиксации дорожных правонарушений, стоит говорить не о простом дооснащении новыми устройствами. Такой подход позволит решить только часть проблем, увеличив охват дорог камерами. Наиболее эффективным будет переоснащение региональных систем путем установки новых современных комплексов и одновременной замены ими старых камер, устаревших морально или даже вовсе вышедших из строя. Такой подход представляется более взвешенным и с точки зрения экономики, и с точки зрения решения главной задачи развития систем ФВФ – обеспечения безопасности дорожного движения.

Александр Колесников, технический директор, СДВК
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!