Рубрикатор |
Статьи |
Юрий НОВИКОВ  | 23 декабря 2020 |
Облачно с прояснениями: итоги и тренды уходящего года
2020 год стал поворотным для российского рынка облаков. Он не просто продолжил расти –возникшая на фоне пандемии острая потребность в удаленных сервисах послужила толчком к взрывному спросу на облачные услуги и ускорила развитие облачного рынка.
На российском рынке cloud-услуг спрос примерно на 70% превысил плановые показатели. В частности, начиная с марта количество запросов на развертывание корпоративных сервисов в облаке Softline увеличилось приблизительно втрое. Многие эксперты сходятся во мнении, что по итогам 2020 года объем рынка публичных и частных облаков вырастет на 20–25%.
IaaS vs SaaS
Учитывая новые драйверы, наиболее высоких показателей роста можно ожидать в сегменте IaaS (Infrastructure as a Service). Помогут его создать новые заказчики: вынужденный переход к удаленной работе и увеличившиеся нагрузки на ИТ-инфраструктуру поставили многих представителей бизнеса перед выбором – наращивать свои вычислительные мощности или мигрировать в облака. Последний вариант оказался и быстрее, и дешевле. Ведь переход в облака как таковой зачастую не требует первоначальных инвестиций, если дело не касается сложных ИТ-систем. Но в подавляющем большинстве случаев даже такую миграцию сервис-провайдер сейчас осуществляет без затрат со стороны клиента. В 2020 году этот стало серьезным аргументом в пользу выбора cloud-сервисов. Даже для тех, кто раньше по каким-либо причинам относился к облачным технологиям скептически.
Коронакризис позволил многим компаниям оценить одно из ключевых преимуществ работы с облаками: возможность масштабирования как вверх, так и вниз. При поиске оптимальных решений этот фактор оказался решающим для бизнеса: у кого-то резко возросла потребность в наращивании вычислительных мощностей, к примеру у онлайн-ритейлеров, которые первыми испытали необходимость в кратном увеличении ресурсов в сжатые сроки. А кому-то пришлось уменьшить объем потребляемых ресурсов. В числе последних – компании, которые были вынуждены останавливать производство или которым облака позволили не терять деньги из-за простоя инфраструктуры. И хотя объемы бизнеса большинства компаний сократились, многим благодаря облакам удалось избежать полной остановки деятельности.
С большой долей вероятности сегмент облачных платформ IaaS продолжит лидировать и в следующем году – за счет новых клиентов и тех компаний, которые планируют наращивать использование базовых облачных сервисов.
А вот проникновение SaaS (Software as a Service) в корпоративном сегменте до сих пор невелико: оценивая потенциал развития SaaS-решений в 2019 году, компания J'son & Partners Consulting пришла к выводу, что эта цифра не превышает 10%. Среди основных причин – сомнения в надежности и безопасности подобных решений, которые отчасти возникаю из-за незнания. Очевидно, что пандемия и вынужденный дистанционный режим так или иначе заставят бизнес пересмотреть свой взгляд на модель SaaS. За время карантина многие компании смогли удостовериться, что использование SaaS-сервисов, готовых к запуску здесь и сейчас, позволило быстро и эффективно обеспечить сотрудников, чью деятельность нельзя было приостановить, удаленными инструментами работы.
Наиболее востребованными оказались специализированные дистанционные сервисы: инфраструктура виртуальных рабочих мест (VDI), терминальные фермы (RDS), сервисы виртуального офиса, включающие в себя весь необходимый комплекс офисных программ, видеоконференцсвязь и другие инструменты совместной работы.
Облачное партнерство
Конечно, многим российским облачным провайдерам как участникам рынка и отчасти потребителям хотелось бы видеть дата-центры таких международных гигантов, как Amazon, Google, Microsoft и др. в России. Но из-за санкционных рисков и политики регуляторов в отношении защиты персональных данных россиян вряд ли этого можно ожидать в ближайшее время. Тем не менее зарубежные игроки имеют возможность выходить на российский рынок благодаря партнерству с локальными сервис-провайдерами. Такой маневр – самый правильный вариант для того, чтобы качественно и полноценно предоставлять свои сервисы на территории России.
Уже сейчас мы можем наблюдать эту тенденцию на примере Сбербанка и Huawei, которые весной текущего года договорились о масштабном сотрудничестве на рынке облачных технологий и запуске решения SberCloud.Advanced. Китайская компания решила сосредоточиться на этом партнерстве и прекратила развитие Huawei Cloud на российском рынке из-за санкционных рисков для потенциальных клиентов.
А летом началось сотрудничество Mail.ru Cloud Solutions (MCS) и Amazon Web Services (AWS). В России услуги AWS были представлены ограниченно, использование сервисов Amazon осложнялось российским регулированием персональных данных. Партнерство с MCS поможет глобальным заказчикам AWS, которые работают в России, задействовать гибридную облачную архитектуру обоих провайдеров, соблюдая при этом все требования локального законодательства.
Усиление присутствия зарубежных провайдеров и партнерские проекты должны дать рынку больше прозрачности в использовании глобальных облаков и больше возможностей российским заказчикам, которые иногда опасаются прибегать к зарубежным облачным сервисам, а иногда ограничены действующим законом.
Мультиклауд в центре внимания
В целом развитие облачного рынка в России идет в ногу с мировыми трендами, хотя и с некоторым отставанием. Не будучи уверенными, что переход целиком в облачную инфраструктуру окажется успешным для бизнеса, многие компании начинают свой путь в облака именно с гибридных сценариев. Речь идет не только о гибридах между физической инфраструктурой и облачной, но и о гибридах между облаками – мультиоблачных решениях от российских и международных поставщиков.
Российский рынок только начинает движение в мультиоблачном направлении – в отличие от стран, где клиенты уже имеют по пять-шесть облаков. Проанализировав специфику деятельности, запросы и предпочтения клиентов Softline в России, мы пришли к выводу, что более 60% отечественных предприятий используют в своей повседневной работе более одного облака. Это дает уверенность, что в ближайшей перспективе российские предприятия начнут активнее реализовывать мультиоблачные стратегии и продолжат потреблять вычислительные мощности из глобальных публичных облаков.
Мультиоблако дает бизнесу чувство уверенности и защищенности. Используя одновременно cloud-сервисы от нескольких провайдеров, компании обретают финансовую и техническую независимость от технологий конкретного облачного поставщика. Такая модель дает бизнесу возможность целенаправленно подбирать облачные предложения для своих задач и удержаться на плаву в случае выхода из строя серверов, рабочих станций и другого критически важного оборудования.
Местонахождение облачного провайдера также является важным фактором при выборе подходящего поставщика облачных услуг, но, к сожалению, пока ни одна из российских компаний не смогла приблизиться к мировым лидерам cloud-рынка – Amazon Web Services, Microsoft Azure, Google Cloud Platform, Alibaba Cloud, IBM Cloud и др. – по уровню предоставляемых услуг. Поэтому большинство заказчиков будут сочетать использование суверенных российских облаков и технологичных зарубежных.
Вот один из примеров такого подхода: для того чтобы соответствовать требованиям закона о локализации персональных данных россиян на территории страны, клиенты Softline используют наше облако как платформу российского поставщика в комплексе с облачными сервисами международных провайдеров (AWS, Google и Microsoft), с которыми компания сотрудничает во всех странах своего присутствия.
Для работы в гибридных облачных средах компаниям, оперирующим персональными данными, нужно четко понимать, как они будут организовывать эту работу, т.е. как используемые в облаках бизнес-приложения и системы будут взаимодействовать с двумя инфраструктурами – публичной и частной, чтобы соблюдать все требования о защите персональных данных.
Методы построения гибридных облаков на российском рынке пока не отработаны, и заказчики зачастую предъявляют специфические требования к созданию гибридных сред. Поэтому качественная организация взаимодействия систем и приложений, в том числе работающих с персональными данными, остается задачей провайдера облачных услуг.
Что дальше?
Мир развивается слишком быстро, чтобы давать точные прогнозы. Но с уверенностью можно сказать, что все тенденции этого года найдут свое продолжение и в следующем. Ведь переход на облачные сервисы – уже не просто тренд, а новая парадигма бизнеса. Спрос на облака будет не просто устойчивым, а нарастающим.
Облачный сегмент до пандемии опережал в росте все остальные направления ИТ-рынка и явно продолжит их опережать в будущем. Конечно, у российского бизнеса все еще имеются заблуждения насчет использования облачных сервисов. Однако технологии не стоят на месте, и сегодня облака в несколько раз безопаснее частных инфраструктур. В условиях меняющейся конкурентной среды быть эффективным смогут лишь те компании, которые не просто анализируют тренды российского рынка облачных сервисов, но и учитывают их в своей деятельности.
Юрий Новиков, руководитель направления развития облачных технологий,
Softline
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!