Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2021
Николай НОСОВ  26 января 2021

Каким будет цифровой рубль?

В зависимости от предполагаемого сценария использования цифрового рубля для его реализации могут быть привлечены различные подходы и технологические платформы. Не исключен вариант выпуска цифровых токенов коммерческими банками.

На прошедшем в январе 2021 года Гайдаровском форуме заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин заявил , что ни в одном из замечаний к опубликованному в октябре минувшего года докладу ЦБ о цифровом рубле сама целесообразность его введения сомнению не подвергается. Так что цифровой рубль у нас будет. Неясно только, когда, а главное, – как он будет реализован. 
 
Заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин выступает на Гайдаровском форуме

Типология финансовых активов

Цифровому миру нужны цифровые деньги. Заметил, что с началом пандемии почти перестал пользоваться наличными, если можно, плачу картой. Но у наличных денег есть преимущества перед безналичными: можно без комиссий расплачиваться в любом месте. Цифровой рубль – попытка сохранить достоинства наличного рубля при переходе в цифровой мир. 

Потребность в наличном цифровом платежном средстве есть, об этом свидетельствует востребованность частных цифровых токенов. Криптовалюты отвечают потребностям новой экономики, удобны для прямых расчетов без посредников, для трансграничных переводов, для использования в системах интернета вещей и смарт-контрактах. Однако с точки зрения законодательства криптовалюты находятся в серой зоне.

Цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) – это попытки использовать новые технологии, сохранив монополию государства на эмиссию денег. В упомянутом докладе Банка России различные цифровые активы классифицируются, исходя из четырех ключевых свойств:
  • эмитент (выпущенные центральным банком или другие);
  • форма (электронная или физическая);
  • доступность (универсальная или ограниченная);
  • механизм передачи (централизованный или децентрализованный).
Источник: «Цифровой рубль. Доклад для общественного обсуждения», Банк России, 2020
«Денежный цветок». Классификация ликвидных финансовых активов 

Модификации ЦВЦБ, показанные на «денежном цветке», находятся на пересечении лепестков «Выпущенные ЦБ», «Открытый доступ» и «Обращаются децентрализованно». Для каждой зоны пересечения возможны свои способы реализации цифрового рубля. 
Например, для зоны «Счета ЦБ (розничная)» предпочтительнее централизованная схема, в рамках которой счета населения находятся в ЦБ. По сути – это электронные деньги, подобные «Яндекс.Деньгам». Такую схему реализации цифровой валюты сейчас рассматривает Norges Bank, центральный банк Норвегии. Главное достоинство централизованной системы – высокая скорость обработки транзакций.

Схема «Электронные токены (розничная)» – аналог криптовалют, но эмитируемых центральным банком. Обращаются деньги децентрализовано, как обычные наличные, при этом соответствуют требованиям цифровой экономики. Такую цифровую валюту (e-krona), развернутую на блокчейн-платформе Corda (проект поддерживают Microsoft, Qiwi и консорциум крупнейших западных банков R3) пилотирует Швеция.

«Электронные токены (оптовая)» – цифровой расчетный токен с ограниченным доступом, эмитируемый центральным банком для закрытых блокчейн-сетей, например для межбанковских расчетов или оптовых транзакций. Такой вариант цифровой валюты сейчас проходит испытания в Китае.

«Денежный цветок» хорошо иллюстрирует отличия цифровых валют от наличных денег («синяя зона»), товарных денег (золотых монет, ракушек каури) и криптовалют (в терминологии ЦБ РФ – частных цифровых токенов).

Электронные деньги

Электронные деньги центрального банка – «Счета ЦБ (розничная)» – самый технически понятный способ реализации цифрового рубля, тем более что такие счета для коммерческих банков в ЦБ уже есть, а работа с безналичными рублями давно отлажена.

Услуга может быть востребована. Центральный банк вызывает больше доверия, чем коммерческий. Это подтвердят люди и организации, потерявшие деньги при отзыве лицензий коммерческих банков. Плюс для государства – полный контроль за финансовыми потоками, что важно для контроля целевого расходования бюджетных средств и борьбы с преступностью.

Однако при таком варианте реализации цифрового рубля ЦБ станет конкурировать с коммерческими банками за клиентов, что может отрицательно повлиять на банковскую систему. 

Кроме того, сейчас в ЦБ РФ находятся счета только финансовых организаций (корреспондентские счета банков). Если к ним прибавятся счета физических лиц, то это создаст огромную нагрузку на информационную систему. Возникнет единая точка отказа – ЦБ, что негативно скажется на надежности системы платежей в целом. А периодические скандалы с утечками данных не добавляют уверенности в сохранности информации об имеющихся у клиента средствах.

Криптовалюты ЦБ

Цифровые активы «Электронные токены (розничная)» и «Электронные токены (оптовая)» – это, по сути, криптовалюты, эмитируемые центральным банком. Причем в случае электронных токенов есть возможность сохранить относительную анонимность платежей. Например, человек или организация использует их для расчетов внутри сети с распределенными реестрами, построенной на платформах типа Corda или Hyperledger (проект поддерживается IBM, Intel, Сisco и Сбербанком), где транзакции видят только имеющие к ним отношение участники.

Не нужны большие вычислительные мощности и огромные расходы на электричество, как в самом популярном способе обеспечения доверия в блокчейн-сетях, использующих консенсус Proof of Work  (PoW, подтверждение вычислительной мощностью). В качестве источника доверия выступает сам центральный банк, верифицируя и подтверждая блоки транзакций.

«В платформах распределенного реестра типа Corda или Hyperledger данные изменить легче, чем блокчейн-платформах с PoW. Там нет понятия консенсуса, отката цепочки, а блоки собирает одна нода. Но для ЦБ как гаранта транзакций такое решение приемлемо – ему не надо никому доказывать, что цепочка блоков корректна», – считает основатель блокчейн-платформы Erachain Дмитрий Ермолаев. 

По его оценке, требуемая пиковая производительность при расчетах юридических лиц в России не превышает 200 транзакций в секунду. В тоже время последние версии блокчейн-платформ российских разработчиков Waves, Erachain и Ecsonum обеспечивают производительность в 5 тыс. транзакций в секунду, чего для решения задачи достаточно с большим запасом.

Коммерческий цифровой рубль

Название «рубль» произошло от слова рубить. Первоначально это были деньги, получаемые отрубанием части от гривны, серебряного слитка, который использовался в качестве денежной единицы в древнем Новгороде. Как и другие товарные, имеющие внутреннюю стоимость деньги (ракушки каури в Африке, золотые вавилонские шекели или серебряные испанские пиастры), рубли были подвержены амортизации – истирались, царапались и теряли стоимость.

В 1609 году появился Банк Амстердама, ставший прообразом современных ЦБ. Он брал на сохранение самые разнообразные монеты (товарные деньги, которые теперь не амортизировались) и выдавал бумажные квазиденьги (депозитные расписки). Это был частный банк, и лишь потом его удачный опыт повторили государственные структуры.

По аналогичному пути может пойти и внедрение цифрового рубля. «…Технология blockchain, если она будет доведена в ближайшие два-три года максимум, позволит создать так называемую одноуровневую банковскую систему. Когда прямо в Центральном Банке с момента рождения каждому гражданину открывается счет», – рассказывал еще в 2016 году Герман Греф. Все операции в такой системе проводятся в блокчейне. «Для нас вывод из применимости технологии для финансового сектора заключается только в том, что банкам места нет», – заявил председатель правления Сбербанка.

То, что нельзя остановить, следует возглавить. Самый крупный банк страны активно занялся исследованиями применимости технологий распределенного реестра. В январе 2018-го Сбербанк открыл  блокчейн-лабораторию. Стал активно пилотировать проекты сначала на созданной под эгидой Банка России блокчейн-платформе «Мастерчейн», затем на платформе Hyperledger. В апреле 2020 года Сбербанк первым присоединился к блокчейн-платформе ФНС для малого бизнеса. 

Реализованный на платформе Hyperledger Fabric механизм интеграции позволяет участникам внешних блокчейн-сетей получать доступ к выпущенным на площадке Сбера цифровым активам, а также использовать для расчетов с этими активами смарт-контракты и приложения. Перед самым началом 2021 года Сбер подключил к своей платформе распределенного реестра блокчейн Waves Enterprise.

  
В кулуарах Гайдаровского форума председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил журналистам, что в ближайшее время планируется обсудить со Сбербанком возможность токенизировать безналичные рубли, находящиеся на балансе коммерческих банков. По сути – эмитировать цифровые рубли на базе безналичных. А в конце января 2021 года Сбербанк обратился в Банк России с заявлением на регистрацию собственной блокчейн-платформы, при помощи которой он собирается эмитировать свою криптовалюту – «сберкоин».

Каждому свое

Способ реализации цифрового рубля может зависеть от сценария его обращения. Для большого количества мелких по объему транзакций физических лиц предпочтительнее по-прежнему применять централизованную схему, в которой каждому гражданину ЦБ открывает свой счет. Но это не исключает использования физическими лицами электронных токенов для розничных платежей на платформах распределенного реестра с доверенным валидатором в лице ЦБ РФ или коммерческого банка (вариант Сбера).

Для расчетов между юридическими лицами можно задействовать системы распределенного реестра. В качестве источника доверия при внутренних платежах будет выступать Центробанк. 

И уже стоит задумываться о следующем шаге – введении цифрового рубля в международные расчеты. Доверия к центральным банкам стран больше, чем к наркоторговцам в блокчейн-сети «Биткоин», так что для подтверждения сделок майнить  не придется. Но и одним центром доверия не обойтись. Скорее всего, будут использоваться блокчейн-платформы с консенсусом типа Proof of Stake, в которых система случайным образом с определенной вероятностью выбирает валидатора транзакции, основываясь на доле принадлежащих ему расчетных единиц данной валюты, и шлюзы к цифровым национальным валютам.

Наиболее вероятным представляется использование разных платформ для разных задач, решаемых цифровым рублем. На этапе пилотирования стоит попробовать несколько вариантов. Практика поможет выбрать лучший.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!