Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2020
Николай НОСОВ  29 января 2021

Дороги PaaS

Облачные платформы позволяют разработчикам использовать самые современные решения на самых мощных компьютерах. Облачный провайдер откроет все пути, останется только проехать по выбранной дороге, дороге PaaS.

Привлекательна в платформенных сервисах и простота использования: если сервис подошел, его легко масштабировать, если нет – так же легко отказаться. Не надо думать о «железе», администрировании и поддержке ПО. Ничто не отвлекает от главной цели – создания продукта.

Больше PaaS – хороших и разных

Процессы цифровой трансформации переводят компании самых разных отраслей на цифровые рельсы, пандемия и связанные с ней ограничения служат катализатором таких изменений. Увеличивается число бизнес-задач, увеличивается и число платформенных сервисов, помогающих в их решении.

«Развитие PaaS – безусловно, самое интересное из того, что происходит сегодня в облаках. Текущему году мы обязаны тем, что PaaS-сервисы были массово замечены заказчиками и мгновенно стали востребованы. Именно за PaaS-сервисами компании пошли в облака, и активизировались те, кому были не очень интересны обычные сервисы IaaS, в первую очередь команды разработки крупных компаний. Сейчас наличие консистентной линейки PaaS-сервисов дифференцирует облачных провайдеров: одни могут что-либо предложить заказчикам, другие, увы, нет», – считает директор департамента ИТ-решений Huawei Артур Пярн.

Все дороги ведут к одной цели – решению бизнес-задач компании. Но популярность маршрутов разная. Некоторые хорошо обкатаны, подобны автомагистралям, по которым несется множество клиентов. Таково, например, предоставление базы данных из облака (dbPaaS), освобождающее разработчика от рутинной работы по администрированию. Для загрузки данных в новую базу и выполнения запросов к ним требуются считанные минуты. Другие – почти тропинки, только наметки пути, по которым идут самые отважные первопроходцы. Так, направление GeoAI появилось совсем недавно и еще ждет поддержки со стороны облачных провайдеров.

 К числу наиболее популярных в публичном облаке сервисов PaaS отнес бы сервисы баз данных, Kubernetes и облачное (объектное) хранилище. Многие компании начали использовать в разработке контейнеры, и Kubernetes как инструмент стал более зрелым, избавился от «детских болезней». Добавим сюда различные программные средства для автоматизации DevOps-процессов. Разработка становится более быстрой и легкой, значит, клиент быстрее получит запланированные к релизу «фичи». 

Александр Тугов, директор по развитию услуг, Selectel

Основная причина роста интереса к сервисам PaaS – обострение конкуренции на рынке и, как следствие, потребность в кастомизированных решениях, как раз и дающих бизнесу конкурентные преимущества. Сказывается увеличение проникновения облачных услуг, востребованность которых резко выросла в период пандемии COVID-19, и повышение доверия к облакам со стороны крупного бизнеса. В условиях экономического кризиса компании с осторожностью делают капитальные вложения, оптимизируя затраты на ИТ-инфра­структуру за счет использования облачных вычислений. Ведущие облачные провайдеры стали уделять больше внимания платформенным сервисам. На рынок выходят серьезные игроки, ранее облаками не занимавшиеся. Например, на сервисы PaaS приходится уже почти половина выручки «Яндекса» .

Свою роль играет и государство. Сильное влияние на облачный рынок оказали нацпрограмма «Цифровая экономика РФ» и действия регуляторов (поправки в законодательство о защите персональных данных, политика импортозамещения, блокировки Роскомнадзора), которые заставляют задуматься о смене зарубежных «дорог» на отечественные. Именно так поступила, скажем, компания «Ашан Ритейл Россия» .

Тенденции развития PaaS

Постепенно размываются границы между классическими PaaS- и IaaS-сервисами. И те и другие можно рассматривать как разные способы предоставления платформенных сервисов для приложений, ориентированных на облако (cloud native). Облако развивается как конструктор, в котором сервисы PaaS и IaaS взаимосвязаны, и когда появляется новый сервис, необходимо не просто презентовать его рынку, но и обеспечить взаимодействие с существующими. Поэтому в ближайшие годы наряду с выводом новых сервисов будет происходить все более тесная их интеграция внутри платформ. 

 Взрывной рост популярности носимых устройств и голосовых помощников послужит в ближайшие годы драйвером развития платформенных сервисов для быстрого создания IoT-решений, а также продуктов для машинного обучения и анализа естественного языка на базе искусственного интеллекта.

Дмитрий Лазаренко, директор по продукту, Mail.ru Cloud Solutions

На российском рынке также заметна тенденция строительства компаниями цифровых отраслевых продуктов на базе внешних платформ. В качестве фундамента для построения большинства современных продуктов используются контейнеры Kubernetes.

С технической точки зрения сегмент PaaS будет стремиться к упрощению подключения и эксплуатации, а также к большему проникновению бессерверных технологий. «Уже сейчас мы видим спрос на «инфраструктуру по клику», для которой компании не нужно покупать и настраивать оборудование. Дальше спрос будет только возрастать», – отмечает директор по продукту Mail.ru Cloud Solutions Дмитрий Лазаренко.

Среди других тенденций, выделяемых экспертами, – применение PaaS для разработки систем искусственного интеллекта, широкое использование средств аналитики в прикладных и бизнес-системах, а также в экосистемах интернета вещей.

 Отдельно хотелось бы выделить вектор развития cloud native-приложений, построенных на микросервисной архитектуре с использованием контейнеров Kubernetes и бессерверных вычислений в облаке. В этом контексте особенно актуально использование в организации принципов и практик, применяемых сообществами разработчиков ПО с открытым кодом. Также стоит отметить тенденцию к переносу разработки ИТ-решений из централизованных ИТ-департаментов в бизнес-подразделения, что способствует активному развитию low code-платформ.

Александр Липкин, директор департамента по технологическому развитию и поддержке ключевых заказчиков в России, Microsoft
 

Модели PaaS-партнерства

В российских условиях экосистемы PaaS в основном складываются вокруг якорного клиента и его партнеров. Якорным клиентом, как правило, выступает материнская компания облачного провайдера. Крупный бизнес либо создает свое облачное подразделение, которое начинает работу и c внешними заказчиками, либо покупает успешного облачного провайдера, интегрируя его в свои структуры. Примерами первого подхода служат SberCloud, дочка Сбербанка, и Mail.ru Cloud Solutions, примерами второго – купленные «Ростелекомом» компании «Тионикс» и DataLine. Основная модель партнерства – материнская компания отвечает за заказы (нагрузку на сервисы облачного провайдера), провайдер обеспечивает их выполнение в рамках SLA, попутно предоставляя сервисы сторонним заказчикам.

Все чаще проявляемое заказчиками желание получить мультиоблачные PaaS-решения не всегда находит отклик у провайдеров. Так, гиперскейлеры неохотно идут навстречу клиентам, пытаясь удержать их на своей платформе. Александр Ложечкин, руководитель архитектуры партнеров в регионе ЕМЕА Amazon Web Services, подчеркивает ограничения мультиклаудного подхода:
  • мультиклауд заставляет опираться на наименьший общий знаменатель нескольких платформ. В случае AWS, например, этот общий знаменатель в силу широкой функциональности платформы окажется мал, что не даст заказчику возможности воспользоваться всеми преимуществами облачных технологий;
  • выбор мультиклауда заставит разработчиков говорить одновременно на нескольких языках, что сложно и сильно снижает производительность труда;
  • облачный провайдер, как правило, предоставляет скидки при большом объеме потребляемых услуг, поэтому, распределяя нагрузку по нескольким поставщикам, компания лишается возможности получать эти скидки и в итоге больше теряет, чем приобретает.
Несмотря на приведенные доводы, и среди крупных игроков начали возникать взаимовыгодные альянсы с объединением решений разных облачных платформ, например, Microsoft Azure и Oracle Cloud. 

Сотрудничество мировых лидеров и российских облачных провайдеров PaaS-сервисов в основном одностороннее – российские компании предлагают зарубежные сервисы из своего облака, зарабатывая на предоставлении услуг в соответствии с требованиями российских регуляторов (отчетные документы, оплата в рублях). Впрочем, появляются и более равноправные партнерства, например федерация кластеров Kubernetes в облаках AWS и Mail.ru Cloud Solutions, которую уже протестировала компания Bitrix24. В данном случае клиент платит каждому из провайдеров отдельно за использование мощностей. На маркетплейсе AWS услуга пока не появилась, так что взаимодействие идет только на техническом уровне.

Кому война – а кому мать родна

В числе драйверов развития облачного рынка игроки называют пандемию COVID-19, которая оказала неоднозначное влияние на рынок PaaS. Директор департамента по технологическому развитию и поддержке ключевых заказчиков компании Microsoft Александр Липкин отмечает: «Кроме очевидного роста спроса на сервисы для удаленной работы, мультифакторную аутентификацию и т.д., мы наблюдаем повышенный интерес к облачным платформам для обеспечения гибкости использования ИТ-ресурсов и сервисов, поскольку для многих компаний они являются возможностью оптимизировать расходы на ИТ-инфраструктуру».

Схожую тенденцию подмечает и Д. Лазаренко из MCS: «В пандемию мы увидели значительный рост спроса на Kubernetes, который объясняется востребованностью сервиса в сегменте электронной коммерции. В целом объем сегмента PaaS увеличился за время пандемии и продолжает активно увеличиваться, поскольку помогает компаниям быстрее и эффективнее справляться с повышающейся нагрузкой и передавать в зону ответственности провайдера те части ИT-процессов, экспертиза в которых не критична для бизнеса».

По мнению операционного директора «Яндекс.Облако» Олега Коверзнева, все события на рынке облачных услуг немного померкли на фоне COVID-19 и перехода на удаленную работу. Хотя краткосрочные эффекты пандемии уже закончились, но многие решения, которые были приняты в компаниях, отменить уже нельзя. COVID-19 ускорил запуск некоторых проектов и изменил паттерны потребления людей и компаний. 
Среди основных факторов, сдерживающих развитие рынка PaaS, эксперты выделяют экономический спад, недостаток финансовых ресурсов и сокращение числа компаний-клиентов в условиях пандемии и экономического кризиса. Проблемой остается нехватка квалифицированных кадров, умеющих грамотно задействовать преимущества PaaS. В руководстве многих компаний отсутствует единое понимание процессов трансформации и важности использования облачных услуг. Тормозом является и неисполнение государством федерального бюджета по нацпроектам.

Несмотря на перечисленные трудности, развитие сегмента идет. Увеличивается число задач, стоящих перед бизнесом, растет и спрос на услуги PaaS. По оценкам iKS-Consulting, объем рынка PaaS в 2019 г. составил 5,1 млрд руб., в 2020-м он достигнет почти 6,1 млрд руб. и, увеличиваясь ежегодно на 20%, в 2024 г. вырастет до 11 млрд руб.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!