Rambler's Top100
 
Статьи
Станислав БРАТЧИКОВ  22 июня 2022

PaaS на гол: большая платформенная стройка

Скорость и масштабы перемен на российском ИТ-рынке корректируют расклад сил во всех сегментах, включая облачные платформенные сервисы (PaaS). Как будет развиваться направление в новых условиях?

В 2020 г. аналитики iKS-Consulting прогнозировали, что к 2024 г. объем рынка PaaS в России составит 11 млрд руб. В то время, когда делался прогноз, половина рынка приходилась на отечественных облачных провайдеров. Но с тех пор условия изменились. Сегодня глобальные игроки приостанавливают доступ к своим решениям для клиентов из РФ. Российскому бизнесу предстоит освоить громадный объем рынка.

Движение в этом направлении началось еще в 2014–2015 гг., когда стартовала масштабная работа по созданию российских облачных платформ на базе open source. На уровне SaaS-решений был создан хороший отраслевой фундамент. 

Однако SaaS-продукты ориентированы в основном на потребности малого бизнеса: это системы управления складом, amoCRM, различные СMS-решения и т.д. Крупные и средние предприятия предпочитали иностранные решения IaaS и особенно PaaS. Выбор был логичным: если у зарубежных игроков есть более продвинутое решение, позволяющее быстро удовлетворить потребности бизнеса, значит нужно инвестировать в него. 

Все изменилось этой весной – рынку стал остро необходим отечественный PaaS! В том или ином виде он уже есть, но хватит ли у провайдеров ресурсов развивать возможности российских платформенных сервисов, предоставлять их в существенно большем объеме и делать это быстро?

Тяжелый год, а то и два

Поскольку облачное предложение на российском рынке имеет уклон в сторону SaaS и IaaS, можно прогнозировать, что ближайшие год-два будут для команд провайдеров, занимающихся развитием PaaS, весьма напряженными. 

Да, этот сегмент облачного рынка последние несколько лет рос, в частности, за последний год – на 20%. Да, у нас есть фундамент, и исход глобальных вендоров только на руку. Надо набирать темп и много работать. 

Вместе с тем есть объективные факторы, ограничивающие возможности роста, – кадры, технологии, компетенции. Кроме того, придется преодолевать психологический барьер отношения бизнеса: «Это же наш PaaS, значит, он хуже западного». Потребуется произвести перелом в восприятии пользователей, а для этого нужно создать действительно эффективно работающее решение.

Сила привычки

Проблема развития PaaS в России еще и в восприятии этого класса облачных продуктов. Применение PaaS подразумевает отличный от SaaS и IaaS принцип организации и получения бизнес-пользы, открывая при этом другой уровень возможностей. Все это надо объяснять наглядно, доходчиво и понятным бизнесу языком. 

Еще одно препятствие – сила привычки. Компания может понимать потенциальные преимущества облаков в целом и PaaS в частности. Но нередко она руководствуется принципом «работает – не трогай». Ломать привычную архитектуру ИТ-системы, заниматься переездом хлопотно. 

Здесь перед провайдерами стоит сверхзадача объяснения пользы, которую может принести не просто перенос инфраструктуры в облака, а перевод на PaaS всей ИТ-разработки сразу. При этом не только экономится «железо», но и снимаются вопросы его обслуживания и частично потребность в программистах.

Кадровый провал?

Остро стоит вопрос дефицита компетенций для создания PaaS-платформ. Скопировать зарубежное решение не получится: дело не только в закрытом коде, но и в специфических реалиях, которые в каждой стране и у региональных ИТ-систем свои. Дефицит кадров, который существовал всегда, усугубился исходом специалистов из страны. 

Кроме того, в России горизонт планирования для бизнеса сократился с трех-пяти лет до буквально двух-трех недель, что драматически меняет работу ИТ-провайдеров. Бизнес не понимает, что и в каком виде понадобится ему от ИТ через месяц. 

Но основной вызов состоит в необходимости развивать платформу на лету. В самом общем виде требования бизнеса к PaaS можно сформулировать как обеспечение экономичности и быстроты создания ИТ-новинок. Платформа должна представлять собой своего рода IKEA от ИТ: набор готовых функциональных модулей, на основе которых можно собрать необходимое рабочее решение – сервис, приложение, инструмент и т.д. Однако для того, чтобы обеспечить такую простоту, сами модули и их возможности с точки зрения совместимости в рамках одного продукта должны быть реализованы на высочайшем уровне. Бизнес-модель IKEA проста и всем понятна, но мало кто смог ее воспроизвести.

Кто в драйверах?

Главными генераторами спроса на PaaS остаются представители госсектора: ИТ-системы органов власти и государственных компаний переезжают в облака. В перспективе пяти-десяти лет в «Гособлаке» окажутся все. Этот фактор обеспечивает стабильный рост рынка PaaS, что видно по динамике его развития в последние два года. Госструктуры значительно увеличили объемы облачного потребления, повысили требования к срокам тестирования и запуска новых решений, включая PaaS.

Далее идет ритейл: исторически сильный сегмент в структуре национальной экономики также требует работающих PaaS-решений для своего скорректированного, но не остановленного развития.

Третий вектор – развитие рынка edtech, образовательных онлайн-решений. Также PaaS востребован у финтех-компаний и в банкинге в целом. 

С учетом увеличения стратегической роли АПК можно спрогнозировать повышение его значимости как потребителя PaaS-продуктов. Там есть где применять самые современные ИТ-инструменты (анализ больших данных, IoT, видеоаналитику и т.д.). Сегмент может стать заметным драйвером PaaS в перспективе ближайших пяти лет. 

Еще один драйвер на перспективу – сектор SMB и различные пользовательские приложения, т.е. любые В2С-проекты, в которых нужно быстро выпускать, обновлять и масштабировать ИТ-решения. Возможности PaaS проявляются в этой сфере оптимальным образом.

Станислав Братчиков, менеджер по продуктам, Linxdatacenter
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!