Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Дмитрий ЩЕГОЛЬКОВ  21 сентября 2022

Куда летят облака: гигантизм провайдеров, непонимание технологий и золотые ниши

Динамика развития рынка облачного провайдинга определяется сегодня рядом противоположных трендов. Какие из них сильнее и куда они приведут рынок?

Гигантская неизбежность 

Главный тренд облачного рынка сегодня – консолидация: наиболее крупные игроки подомнут под себя основную массу доступной клиентской базы и поглотят бизнес более мелких конкурентов. С учетом произошедших перемен даже примерные сроки такой трансформации назвать трудно, но общее движение в этом направлении совершенно неизбежно.

У крупных провайдеров больше финансовых, ресурсных и организационных возможностей для того, чтобы смягчить последствия экономических ударов. На фоне сокращения возможностей бизнеса масштабировать свои локальные ИТ-системы компании ускорят поворот к облакам и будут выбирать наиболее функциональные и доступные опции. 

Предложить таковые крупным провайдерам проще, чем небольшим игрокам. Поэтому со временем рынок облаков в России, подобно глобальному облачному рынку, станет пространством доминирования ограниченного числа гигантов.
Противостоять этому можно, привлекая инвесторов, находя возможности для строительства новых площадок и т.д. Такой подход доступен немногим. Но существует другой путь. 

Ниша золотая

Чтобы выжить в сложившихся условиях, небольшим провайдерам придется найти (а лучше – придумать и создать) уникальную рыночную нишу. Например, разработав сервис, продукт или предложение, которые не по плечу крупным игрокам ввиду специфики задачи и их общей «неповоротливости». 

Крупные провайдеры не могут отклониться от общей стратегии и глубоко кастомизировать свое решение в соответствии с запросами конкретного клиента или даже группы клиентов, объединенных общей спецификой. Такие действия несовместимы с шаблонным предоставлением больших объемов ресурсов, свойственным бизнес-модели облачных гигантов.

И это, пожалуй, единственный шанс для многих достаточно заметных, но не доминирующих сегодня на рынке игроков. Что может стать таким уникальным предложением, такой золотой нишей?

Основной индикатор подобных решений – высокий уровень проработки специфического бизнес-процесса потенциального заказчика. Это может относиться как к специфике отрасли: образованию, сельскому хозяйству, ретейлу, производству, так и к функциональной специфике: процессам, нормативным особенностям, работе с персоналом и т.п.

Конечно, делать подобные предложения могут и гиганты, но у более мелких игроков преимущество в гибкости, скорости принятия решений и выпуска первых релизов. Однако существует одно препятствие, которое может серьезно помешать в борьбе за потенциальных клиентов. 

Разрыв компетенций

Речь идет о растущем разрыве между уровнем сложности облачных технологий и уровнем понимания, чего и как с их помощью можно достичь в бизнес-плоскости. Причем этот разрыв одинаково велик как на стороне провайдеров, так и на стороне клиентов. Поясню: уровень абстракции и сложности облачных сервисов типа PaaS или SaaS для нетехнических специалистов настолько высок, что между возможностями технологий и тем, как они на деле используются, часто пролегает пропасть.

С того времени, когда в дата-центрах только покупали, арендовали стойки или стойко-места, произошли довольно большие перемены. Усложнилось устройство облачных решений, появились весьма узкие специализации в рамках работы с облачными продуктами. При этом именно инженерного, технического понимания того, что и как устроено и работает, стало не хватать.

Отчасти эта проблема вызвана высоким уровнем развития современных облачных сервисов: они работают как бы «сами по себе», однако при малейшей необходимости кастомизации для нестандартной бизнес-задачи выясняется, что нужно «залезать под капот» и смотреть, что там. 

Зачастую ни «сейлзы» провайдера, ни «проджекты» на стороне клиента точно оценить доступные опции для претворения проекта в жизнь не в состоянии, если только в команде нет человека с инженерной подготовкой. Но такие специалисты – товар штучный и, как правило, занимаются своими прямыми обязанностями, не связанными с «подгонкой по фигуре» решения для клиента. Сегодня это системная проблема всего рынка. 

У облачных гигантов с такими разрывами обычно дело обстоит чуть лучше вследствие большого штата и возможности привлекать лучших специалистов.

Что делать?

Ключи к решению проблемы – культура и компетенции. Сотрудники должны быть заточены на совершенствование и развитие профессиональных компетенций. Если специалисты останавливаются в освоении новых подходов, практик и технологий, описываемый разрыв неизбежно будет расти. Вне зависимости от конкретного направления деятельности в компании, которая может быть очень узкой и не касаться напрямую технической реализации продукта, специалистам необходимо вникать в его специфику. 

Только на подобной почве курсы и какое-либо обучение сотрудников, как внутреннее, так и внешнее, имеют смысл.

Например, если провайдер хочет развиваться и противостоять «облачной глобализации», вся вертикаль бизнес-направления должна обладать глубоким пониманием устройства и возможностей современных технологий, чтобы быть в состоянии детально прорабатывать сценарии их использования. Конечно, речь не идет об уровне настройки и техподдержки PaaS-платформы, но знания по ней должны быть обширными и системными. 

Со стороны клиентов тоже должна быть проделана определенная работа. Бизнесу нельзя идти в облака за продвинутыми платформенными сервисами и не меняться самому. Нужно четко понимать, что именно вы покупаете и для чего эта покупка вам нужна, какой результат вы хотите получить на каждый потраченный рубль. 

Для этого нужно погружаться в специфику технологии, изучать ее достаточно глубоко, чтобы говорить на одном языке с техническими специалистами провайдера в том случае, если нужных ответов не удастся получить у фронт-офиса. 

Помните, что облачный провайдер – это не ИТ-интегратор полного цикла, а продавец услуг. Покупая сервис, вы получаете доступ к нему, гарантии качества его функционирования и набор инструментов для дальнейшей работы – и это все. Остальное в руках ваших специалистов. Без изменения культуры и подходов к работе со стороны заказчика ничего не выйдет. 

Например, если в компании медленно разрабатываются релизы нового функционала, долго идут согласования и прочая волокита, то современные PaaS-платформы, которые позволяют выпускать по пять новых релизов софта в день, приобретать с целью ускорения этих процессов просто бессмысленно. Потому что вы купите лишь техническую возможность делать пять релизов в день, но не гарантию их выпуска – продуктивность нового решения целиком зависит от организационной культуры компании. 

ИТ-инфраструктура будет работать «быстро, модно, молодежно» только в том случае, если ставка будет делаться не на решение само по себе, а на правильное его использование. 

Дмитрий Щегольков, руководитель департамента интеграции, Linxdatacenter
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!