Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Виталий КЛИМОВ  01 октября 2020

E-commerce в России: национальные особенности и новые технологии

Невидимая для пользователей часть айсберга электронной коммерции – технологические платформы – постоянно усложняются и развиваются в направлении все большей персонализации и интеллектуализации.

Российский рынок электронной коммерции отличается от рынков других стран и регионов. Он не так сильно консолидирован, как скажем, рынки Азии и США, на каждом из которых больше половины всей торговли сосредоточено на одном маркетплейсе. В Азии это AliExpress, в США – Amazon. В России ситуация иная. На нашем рынке помимо популярных маркетплейсов действуют небольшие интернет-магазины, которые тоже занимают место в сегменте. Хотя есть и такой крупный игрок, как, например, Wildberries. Так что можно сказать, что у нас более высокая конкуренция.

Отсюда и технологические отличия. В Азии и США большая часть технологических решений создается для того, чтобы упростить жизнь двух гигантов. У нас компании, предлагающие решения для автоматизации электронной коммерции, должны учитывать требования множества игроков. 

Отнюдь не отстающие

Не могу сказать, что в плане автоматизации мы в чем-то отстаем. Наоборот, некоторые решения, которые в России стали обыденными, в Европе только появляются. Европа изначально опережала нас в развитии технологий, но на то, чтобы замещать устаревшие технологии новыми, нужен бюджет. В России пропустили промежуточную стадию и сразу начали использовать самые последние разработки. С точки зрения, например, банкинга Россия занимает лидирующие позиции. И это лидерство распространяется и на процессы, связанные с электронной коммерцией. 

Крупные игроки на рынке электронной коммерции достаточно продвинуты в плане автоматизации. Если раньше автоматизацией интернет-магазина можно было считать ПО, которое упрощает процесс управления товарами и их учет, то сейчас автоматизация проникла на все уровни: мониторинг товаров, принятие решения о закупке новой партии, анализ цен и их коррекция, повышение или понижение уровня спроса, выдача покупок. 

Кроме того, в России ценовой фактор остается одним из самых весомых: предложение с лучшей ценой всегда выигрывает. Соответственно, задача маркетплейсов – обеспечивать самую низкую цену. Многие крупные интернет-магазины используют решения, которые осуществляют мониторинг цен конкурентов практически в режиме реального времени, смотрят, что у них есть и сколько стоит, и по результатам автоматически корректируют цены. Есть примеры, когда внедрение подобных решений дает дополнительно 8 млн продаж в день. 

Технологии для e-commerce

Технологические компании занимают на рынке электронной коммерции все более важное место. Многие игроки смотрят в сторону автоматизации и внедряют новые технологии, хотя неготовность инфраструктуры тормозит динамичное использование 
инновационных решений. Иногда даже новые маркетплейсы работают на платформах своих сателлитов, которые появились еще в начале 2000-х. Это большая проблема, но тем не менее отрасль развивается. 

Например, 24TTL отвечает за автоматизацию электронной коммерции, связанную с контентом, самую трудоемкую, на мой взгляд. Объясню почему. В обычном интернет-магазине или на маркетплейсе редко представлены менее чем 100 тыс. единиц складского учета. Для того чтобы всей этой информацией управлять, требуется много людей. Плюс вендор одновременно сотрудничает с большим количеством торговых площадок, у каждой из которых свои требования к оформлению, форматам доставки и т.д. Поэтому автоматизированное создание, обогащение и дистрибуция контента на торговые площадки – это целая проблема, которую мы решаем.

Область повышенного спроса

Сегодня востребованы, во-первых, технологии мониторинга и анализа контента, как собственного, так и конкурентного. Потребность в этом даже стимулировала появление новой профессии – онлайн-ритейл-менеджера. Так, в офлайн-ритейле есть мерчендайзеры, которые контролируют расстановку продукта на полках и их внешний вид. В онлайн-ритейле это ничуть не менее важно. И именно онлайн-ритейл-менеджер оценивает представленность товара на торговых площадках, анализирует уровень продаж, деятельность конкурентов. Естественно, вручную отслеживать все эти параметры неправильно и зачастую невозможно. Тем более что есть решения, которые позволяют проводить онлайн-мерчендайзинг полок или карточек товаров в автоматическом режиме.

Во-вторых, большое будущее за автоматизацией создания и управления контентом, особенно рич-контентом. Когда вы приходите в магазин, вы покупаете не просто товар, а товар в упаковке. В онлайне упаковка – это карточка товара, и оттого, насколько качественно она сделана, насколько подробно отвечает на вопросы покупателя, зависит конверсия в покупку. Если потенциальный покупатель не найдет всей необходимой информации в описании товара, то он пойдет в другое место, что, скорее всего, приведет и к покупке в другом месте. 

Отдельная тема – спонтанные покупки. Исследования показывают, что люди проводят на маркетплейсах больше времени, чем на новостных ресурсах. Это говорит о том, что площадки e-commerce становятся новыми медиа. Поэтому рич-контент способен увеличить продажи, улучшить пользовательских опыт, повысить узнаваемость бренда. 

Также можно отметить технологии персонализации контента, которые помогают анализировать пользователя, его увлечения и предлагать только релевантную информацию и товары с учетом индивидуальных потребностей.

Технологии для будущего 

На мой взгляд, в ближайшей перспективе популярны станут такие решения, как дополненная реальность, голосовые покупки, системы персонализации, live commerce, которые облегчают компаниям выполнение рутинных процессов и приносят ощутимую финансовую выгоду здесь и сейчас. Так, несколько лет назад технология дополненной реальности была менее доступна, а сейчас достаточно иметь выход в интернет, чтобы примерить, как будет смотреться мебель в гостиной. И не нужно использовать рулетку. 

Будущее, безусловно, за искусственным интеллектом, нейронными сетями, которые значительно упрощают то, что мы привыкли делать самостоятельно. Мы видим, как компании-гиганты разворачиваются в эту сторону. Отличный пример этого тренда – Сбербанк со своим голосовым помощником, который и в парикмахерскую может записать, и продукты купить. 

Виталий Климов, технический директор, 24TTL
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!