Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05-06 2017 |
Наталия КИЙ  | 14 июня 2017 |
e-Health. Солируют регионы
Когда финансирование информатизации здравоохранения несколько лет назад было передано на региональный уровень, многие прогнозировали закат проекта ЕГИСЗ.
А умудренные опытом руководители иных медучреждений и МИАЦ говорили: дело не в деньгах, большие средства – не всегда большие результаты, мол, голь на выдумки... «Дело не в больших инвестициях, а в том, как главврачи организуют свой процесс», – «подбадривает» директор департамента ИТ и связи Минздрава России Елена Бойко. В 2016 г. участие региональных бюджетов в информатизации здравоохранения, по данным официального сайта единой ИС в сфере закупок zakupki.gov.ru, оценивалось в 43%, муниципальных – в 13%, федерального – около 10%. В 2017 г. так называемое территориальное здравоохранение готово было делиться региональными наработками и решать, стоит ли применять «единую гребенку», масштабировать проекты или каждому – своя специфика, с условием, что она способна интегрироваться в федеральную систему.
Надо ехать!
В Камчатском крае проблемами и предпосылками внедрения региональной МИС стали децентрализация и фрагментарность автоматизации деятельности медучреждений, сложность использования одновременно нескольких информационных систем, отсутствие возможности просмотра в одной программе всех данных по пациенту. Как сообщалось на апрельском форуме MedSoft-2017, в результате мероприятий информатизации, которые возглавил краевой МИАЦ, организовавший пилотную зону на базе больниц разного уровня совместно с компанией «СП. АРМ», нагрузка на средний медперсонал по маршрутизации пациентов сократилась в два раза, время ожидания медуслуг в диагностических подразделениях уменьшилось на 30%, снизилось время пребывания пациентов в стационаре на три койкодня, что означает в итоге заметное снижение стоимости лечения и оптимизацию расходов на операционную деятельность медорганизации.
В Тюменской области информатизацию начали, во-первых, с упорядочения хаоса в процессной сфере и, во-вторых, с ИТ-обучения медицинского персонала. Как рассказала директор департамента здравоохранения Тюменской области Инна Куликова, в интерактивном учебном классе прошли обучение 2800 врачей; внедрение ЭМК, в том числе и в стационарах, позволило полностью отказаться от бумажных карт (что пока редкость в отечественном здравоохранении); снизилось время ожидания приема врача до 13 мин (стоит признать, что если данные цифры соблюдаются, то это успех: в хороших столичных коммерческих клиниках официально допустимое время ожидания приема составляет 20 мин, дальше администрация предлагает жаловаться в регистратуру).
На вопрос «Откуда деньги и как возмещали финансовые затраты на информатизацию?» главный врач детской городской поликлиники № 1 Ростова-на-Дону Владислав Ерофеев отвечает: «Деньги экономили, затраты возмещали через ОМС как за обычные услуги». Сетевая инфраструктура поликлиники объединяет сервер, семь филиалов, две школы с комплексами скрининга. В первой поликлинике педиатры «оснащены» планшетами на платформе iOS (мечта любого пользователя): 25 участков – 25 планшетов с яблоком. Говорят, справляется даже 81-летний доктор. «История болезни пациента находится в кармане пациента, точнее, в его смартфоне. Он может прийти в клинику вообще без ничего. Настанет время, когда документ в бумажном виде не будет нужен», – поясняет главврач. Перспектива проекта, который реализуется совместно с компанией «Электронная медицина», связана с биометрией как инструментом доступа к медицинским и персональным данным и средством обеспечения их безопасности.
Региональная МИС Башкортостана в цифрах ♦ 186 медицинских организаций ♦ 103 аптечных пункта ♦ 50 единиц диагностического оборудования ♦ более 22 тыс. зарегистрированных в системе пользователей, 12 тыс. из которых могут работать одновременно ♦ более 4 млн ЭМК ♦ 280 млн случаев оказания медпомощи ♦ 6,8 млн направлений на лабораторные иссле-дования ♦ 35 млн заархивированных медицинских изо-бражений ♦ 6,8 млн рецептов, переданных в аптеки ♦ 434 тыс. реестров со счетами за оказание мед-помощи |
«Надо всем к вам ехать и смотреть!» – так отреагировала профессиональная аудитория MedSoft на сообщение министра здравоохранения Республики Башкортостан о том, что здесь на региональном уровне создан единый реестр пациентов и ежедневно данные из электронных медицинских карт автоматически выгружаются... в мониторинг региональной МИС.
– Это первичный ввод? – не один раз недоверчиво уточняли из зала и президиума панельной дискуссии.
– Да, первичный, – заверил министр, искренне не понимая причину массового удивления.
Тиражировать или не тиражировать?
Похоже, и сами регионы, и регулятор не стремятся к унификации РМИС, безоглядному распространению и тиражированию «передового опыта». «Нельзя просто взять проект и перенести на другую территорию. Мы делаем систему на основе своего лечебного учреждения, у других субъектов свои условия, некоторые только начинают информатизацию. Единой на всю страну модели нет», – мнение министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской. «Главное – масштабирование модели, а не масштабирование системы», – поддерживает глава профильного департамента Минздрава России.
Модель склоняется в направлении приоритизации управленческих решений. Поддержка управленческого решения закономерно становится одним из приоритетов и критериев оценки региональных систем. А ответ на вопрос, помогает ли система принимать управленческие решения, становится важным критерием успешности проекта.
Кто успешен в региональной информатизации ■ «Старая» Москва: глубокая информатизация первичного амбулаторного звена, развитая система диспетчеризации службы скорой помощи, идет автоматизация стационаров, обучение ИТ в колледжах и вузах. ■ Санкт-Петербург: единый справочник лабораторных тестов и услуг ЛАТЕУС, городской реестр карт маршрутизации пациентов с подозрением на злокачественные новообразования, методология оценки уровня использования МИС в МО города. ■ Татарстан: информатизация всех звеньев системы здравоохранения, в ЭМК отображается социально значимая информация, используются мобильные диагностические комплексы, автоматизированы аптечные учреждения, к РМИС подключены стационары. ■ Башкортостан: стратегия полного охвата ЛПУ при минимальном функционале РМИС, автоматизированы аптечные учреждения, к РМИС подключены стационары. ■ Новосибирская область: налажены процессы административно-хозяйственной деятельности медучреждений. ■ Чувашия: сервисы «личный кабинет» и «электронная очередь», повсеместно «электронный рецепт» и «электронная запись», диспетчеризация служб скорой помощи, к РМИС подключены стационары. ■ Тульская область: один из лидеров по формальным показателям информатизации, к РМИС подключены стационары. Версия консалтингового агентства iKS-Consulting |
Применение принципов проектного управления в ходе информатизации приводит в пример заместитель министра здравоохранения Московской области Максим Семенов. Выявлена проблема: большие очереди в регистратуру. Вместо того чтобы увеличить число регистраторов, опробовали электронную очередь – неуспешно. Проанализировали ситуацию и поняли: надо нарастить процент электронной записи к врачу. Провели массовую кампанию по актуализации портала госуслуг – и достигли результата: пациент, воспользовавшийся дистанционной записью на прием, минуя регистратуру, сразу идет к врачу, а его карта уже находится в кабинете.
Щепки летят
Разумеется, автоматизация не обходится без «щепок», летящих то в доктора, то в пациента, то в страховые компании. Так, по свидетельству министра здравоохранения Архангельской области Антона Карпунова, электронная запись на прием на 35% повысила доступность врача, но лечебные учреждения получили 25%-ный «недоход» пациентов на прием, на что приходится оперативно и гибко реагировать.
Те, кто полностью отказался от «бумаги» и дублирования истории болезни пациента в офлайне, «спотыкаются» о правовой статус интегрированной электронной карты, как в Тюменской области, где хождение ЭМК легитимизировано распоряжением губернатора.
Всероссийский союз пациентов зарегистрировал появление нового вида мошенничества – электронные приписки, когда клиники в стремлении заработать добавляют пациенту в его личном кабинете неоказанные услуги вроде невинной биохимии крови или лишнего анализа мочи.
Правовые преграды
Арктическая зона, крайне низкая плотность населения, водные преграды – в Архангельской области и Ненецком АО телемедицина становится логичным приоритетом развития здравоохранения. «В таежной местности автоматизация деятельности фельдшерско-акушерских пунктов с использованием облака недоступна», – поясняет глава архангельского минздрава А. Карпунов. В 2016 г. трехуровневая телемедицинская система этого региона объединила 31 ЛУ, в их числе 21 учреждение уровня центральной районной больницы с телемедицинскими студиями. В результате в 2016 г. проведено 46 диагностических удаленных консультаций (против 35 в 2015 г.), а потребность в них выросла еще на 20–30%. И это без учета соседнего Ненецкого округа, где в силу природных условий и образа жизни людей консультаций проводится в десятки раз больше – 467 в прошлом году.
В Московской области телемедицина служит в частности удаленной поддержке беременных. «Логин–пароль, доступ на интернет-портал, общение с лечащим врачом», – обозначает элементарность действий будущих мам М. Семенов. – По каналам связи можно передавать информацию о состоянии плода, в том числе частоту сердечных сокращений». В телемедицинской сети 10 лечебных учреждений, 62 врача находятся онлайн для контакта с пациентом, в прошлом году они обменялись 3400 сообщениями.
Как бы то ни было, Архангельск и Подмосковье ждут принятия так называемого закона о телемедицине, запланированного сначала на осеннюю, а потом на весеннюю сессию Госдумы: этот правовой акт должен легализовать и сделать доступными для здравоохранения и бизнеса телемедицинские консультации «врач – пациент».
«Мы все ждем изменений в действующий №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", – подтверждает Сергей Клименко, директор по продвижению продуктов и решений российской компании «Ай-Форс». – Сейчас врач не может, не находясь в одном кабинете с пациентом, выдать ему назначение. А существующее высокотехнологичное оборудование позволяет консультировать и лечить дистанционно. В легализации телемедицины рынок видит новую нишу для бизнеса и для медицинских организаций – региональных, которые хотят расширить свои услуги, и федеральных, которые намерены расширить свою географию. Мы следим за происходящими в законодательстве изменениями и максимально готовимся к сертификации». Например, представленное на выставке MedSoft-2017 телемедицинское решение RemsMed, продвигаемое в России и за рубежом, представляет собой веб-интерфейс пациента и врача и мобильные приложения для пациента на основе платформ iOS и Android, интегрированные с мобильным приложением «Пациент».
Приборный и программный парк для умножения опций удаленного взаимодействия врача и пациента представляла часть экспозиции выставки под названием «Онлайн-Клиника». Это устройство «КардиРу» для проведения ЭКГ покоя в течение 30 секунд и передачи информации на сервер для формирования автоматического заключения; кардиовизор с модулем анализа сердечного ритма; мобильное приложение для напоминаний о приеме лекарств и измерения давления; медицинский мессенджер, обеспечивающий связь пациента со своим лечащим врачом на основе платных услуг. Целая армия продуктов, потребностей, возможностей, бизнес- и медицинских задач застыла в ожидании решимости депутатов сделать дружелюбной правовую основу дистанционного партнерства врача и страждущего.
* * *
А пока госорганизации в регионах и не очень крупный ИТ-бизнес не без труда движутся от одного дорожного столба информатизации к другому, возникают новые высокие и далекие ориентиры в виде цифрового здравоохранения, определяемого главой Центра им. Н.И. Пирогова Олегом Карповым как «суботрасль, некая государственная надстройка, которая дополнительно обеспечивает сохранение и укрепление здоровья населения». В числе условий ее внедрения, по мнению О. Карпова: не отвлекать профессионалов, обеспечивающих эффективное время пребывания пациента в клинике в четыре койкодня, и занести цифровые услуги в прайс-лист. Тезисы, способные обеспечить медобщественности почву для дискуссий еще на пару лет J.