Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли

Новатор против консерватора: портреты приверженцев наличных и безналичных платежей

08 июля 2021

Доля пользователей безналичных платежей увеличилась в 3 раза с 2015 года – с 16% до 47%: сегодня чуть меньше половины россиян оплачивают повседневные покупки безналичным способом. Аналитический центр НАФИ выяснил, кто из россиян перешел на безналичную оплату, а кто до сих пор предпочитает пользоваться наличными.

По сравнению с 2015 годом, в 2020 году доля россиян, которые оплачивают покупки только наличными, сократилась более чем вдвое – с 57% до 22%.

Несмотря на то, что подавляющее большинство опрошенных (77%) в 2020 году продолжают пользоваться обоими способами оплаты, почти половина россиян (47%) чаще осуществляют безналичные платежи.

Респонденты разного возраста, пола и места проживания предпочитают различные способы оплаты. Безналичные платежи чаще выбирают женщины 30-40 лет, те, кто проживает в Северо-Западном, Уральском или Дальневосточном федеральных округах, а также в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек. Как правило, среди сторонников безналичных платежей больше тех, кто обладает высшим образованием, оценивает свое материальное положение как хорошее или очень хорошее, проживает с детьми.

Оплату наличными предпочитают в основном мужчины – жители малых городов (до 100 тыс. человек) и сел, населенных пунктов, расположенных в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Причем чем старше респонденты, тем ниже среди них доля пользователей безналичных платежей (подробнее – рисунки 2 и 3). Среди сторонников оплаты наличными больше людей, не имеющих высшего образования, оценивающих свое материальное положение как низкое.

Занятость, уровень цифровой и финансовой грамотности респондента – также в числе факторов, влияющих на выбор способов оплаты покупок. Безналичной оплатой чаще пользуются россияне, имеющие стабильную работу (занимающие руководящие должности, квалифицированные специалисты или сотрудники силовых структур), либо учащиеся. Уровень цифровой грамотности таких респондентов – выше среднего (6,3 по 10-балльной шкале), они уверенно пользуются цифровыми устройствами и умеют защищаться от интернет-мошенников. Кроме того, россияне, выбирающие безналичные платежи, нередко обладают и достаточно высоким уровнем финансовой грамотности – имеют долгосрочные финансовые цели, занимаются планированием бюджета, формируют сбережения и вовремя платят по счетам.

Наличными чаще оплачивают покупки неработающие россияне, в том числе пенсионеры, а также представители рабочих профессий. Как правило, уровень цифровой грамотности сторонников оплаты наличными – ниже среднего (4,2 по 10-балльной шкале). Представители этой группы респондентов часто живут в финансовом плане «одним днем», не осознают необходимости учета доходов и расходов и не откладывают средства на случай непредвиденных трат. 

Согласно ранее проведенным исследованиям НАФИ, за последние годы россияне стали заметно чаще пользоваться не только безналичной, но и бесконтактной оплатой при помощи цифровых устройств. Большинство пользователей отмечают их удобство, но не всегда уверены в безопасности. 

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ: «Сегодня мы являемся свидетелями успешной политики ЦБ и других финансовых органов по сокращению оборота наличных и усилению контроля за движением денежных средств. Из года в год безналичные способы оплаты становятся все более доступными как для самих россиян, так и для бизнеса (снижаются тарифы и стоимость оборудования). В то же время наличие у человека банковской карты не всегда подразумевает ее активное использование: получение дохода наличными, равно как и невозможность оплаты картой в привычных торговых точках – типовые барьеры на пути к повсеместному использованию безналичных средств платежа. Тем не менее, с нашей точки зрения, в ближайшее время эти и прочие барьеры будут сведены к минимуму. Кроме того, наши исследования в разгар пандемии показывали серьезные намерения многих россиян отказаться от использования наличных по гигиеническим соображениям; также заметно выросло использование бесконтактных платежных инструментов. Представляется, что в ближайшей перспективе все это будет способствовать распространению программ лояльности (кешбэк, рассрочки, скидки) и потребует от покупателя грамотного и взвешенного потребительского поведения».  

Источник: НАФИ

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.